« Использование приёма ключевых понятий при отработке заданий
ЕГЭ по обществознанию»
«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения»
(К.Д. Ушинский)
Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического опыта.
Проблема:
Отсутствие навыка работы
с терминами и понятиями при решении заданий ЕГЭ по обществознанию
Решение проблемы:
Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь
Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее
Систематизация
теоретического материала
Ключевые
понятия
Синтез ключевых понятий (системный блок)
Методы работы с терминами и понятиями на уроках обществознания
- Составить однокоренные слова с данным понятием или подбор сходных, родственных терминов для анализа.
- Подобрать слова – синонимы к данному понятию
- Назвать 2-3 ассоциации.
- Подобрать слово противоположное к данному понятию
- Найти общее понятие для приведенных слов
- Исключить лишнее понятие
- Задание на конструирование понятий
- Обращение к этимологии данного понятия
- Составление синквейна с данным понятием.
- Составление схемы с использованием понятий
Методы работы с терминами и понятиями на уроках обществознания
Прием использования подчёркивания.
Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается подчеркнуть главные слова.
Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения .
Прием использования маркеров
Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия.
Маркер - это смысловой ключ к понятию.
Например: понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".
Тема: Духовная культура
Системный блок
Ключевые понятия
Миф
Фантастичность
Символизм
Религия
Вера
Сверхъестественность
Искусство
Художественные образы
Эмоциональность
Наука
Теоретичность
Логичность
Объективность
Задание 5. Задание на выбор ответа (ОГЭ)
1. Религия, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, предполагает
1) отражение мира в художественных образах
2) особую значимость субъективного восприятия мира
3) эмоциональное воздействие на человека
4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами
Учащийся находит в задании ключевое слово сверхъестественными и быстро определяет
правильный ответ: 4
Тема: Виды деятельности
Системный блок
Ключевые понятия
Игра
Воображаемая обстановка
Условный характер
Труд
Изменяет объект
Удовлетворяет потребности
Познание
Приобретение знаний
Субъект изменяется
Общение
Коммуникация
Субъект обязательно
Тема: Право и мораль
Системный блок
Ключевые понятия
Мораль
Возникла с обществом
Необязательна
Юридически не обоснованна
Право
Возникло с государством
Обязательность
Закреплено юридически
Тема: Типы экономического роста
Системный блок
Ключевые понятия
Экстенсивный
Медленный
Количественный
Интенсивный
Быстрый
Качественный
Задания 7. Выбор позиций из списка (ЕГЭ)
Найдите в приведённом ниже списке факторы экстенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освоение целинных и залежных земель
2) повышение квалификации работников
3) внедрение новых технологий
4) увеличение капиталовложений
5) привлечение дополнительно рабочих
6) рациональное распределение ресурсов
Тема: Формы государства
Системный блок
Ключевые понятия
Форма правления
Кому принадлежит власть
Форма государственного устройства
Соотношения власти в целом и его отдельных частей
Политический режим
Метод и способ осуществления власти
Тема: Форма правления
Системный блок
Ключевые понятия
Монархия
Власть по наследству
Республика
Власть выбирается
Заключение
Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ – не завалить его огромным количеством материала, а научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
Использованная литература и ссылки
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». – М., 2004..
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. Изд.2-е, М., 2007
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.
- Крюкова О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в школе / О. Ю. Крюкова // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 8-10.
- Образовательный портал Гущина Д. Д. «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://ege.sdamgia.ru)