СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов эйдетики для формирования орфографической грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пиктограммы, образное запоминание

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов эйдетики для формирования орфографической грамотности»



Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка

Суть метода
Что такое «эйдетика»?



На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Для повышения грамотности учащихся эффективны приемы эйдетики. “Эйдос” по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов после окончания их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит по памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.


Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.

Суть этого метода в том,

чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.



Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:


Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!” Герой – Гена – герой Деревня – дед в деревне Железо – железо режу еле-еле Запад – на западе солнце падает Инженер – Женя – инженер Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап Комната – комната у Наты , Лопата – лопата лопнула
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания)


Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги. Мебель – мебель белая. Пассажир – пассажир берет билет в кассе .Паук – у паука папа .Пенал – пенал моют пеной. Ребята – ребята решают ребус.
Сапоги – Саша в сапогах. Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тарелка – тарелка-это тара. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Чувство – уважай чужие чувства


2. Занимательные четверостишия
Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.
ГАля гАзету домой принесла,
Телепрограмму скорее нашла.
Что там, в гАзете?
А ГАля не знает,
Только лишь телепрограмму читает.


А ДЕдушке Морозу
Все дЕти в дЕкабре
Готовят дружно встречу
У елки во дворе.
Что дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!
ГОрка гОроха, лук и морковь.
Мама! Гороховый суп
Нам готовь!


К этой тЕме ИНТЕРЕС Не ослабевает:
Динозавр куда исчез?
Кто об этом знает?
ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите! Порядок, дИректор, Везде наведИте!
«КвА КВАРТИРУ не хочу, – КвАкает лягушка. – Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?»


Валенки – валенки у Ленки Горизонт – гори, зонт! Облако – на облаке лак
Ракета – в ракете рак Соловей - соловей поет соло Ужин – ужи на ужин?


3. В слове спряталось другое слово.


Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.


4. Графические ассоциации /по схожести изображения/



Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.


6. Состав слова
Воскресенье – приставка вос- Автобус, автомобиль – корень авто- Агроном – корень агро- Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц- Девочка – суффикс –очк- Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-


Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Погода – погоду наблюдают по годам Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия Сегодня – сего дня (при Петре I) Урожай – земля рожает урожай





8. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/ Лисица – лис Ботинки – боты Воскресенье – воскрес Впереди – перед, передний Пшеница – пшёнка





9. «Подкрепление слов», которые трудно проверить
Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек.


Суть – поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
/ / Магазин – магазин / / Портфель – портфель / / Щавель – щавель / / Творог – творог



10. Игра со словами




11. Как звучат слова в других языках.
/ Арбуз – арбуз /укр./ / Морковь – морква / укр./ Вчера – вчёра /укр./ / Металл – металл /англ./ / Москва – Москоу /англ./



Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено множество. Я лишь попыталась обобщить опыт учителей, которые творчески подходят к своей работе, постоянно ищут разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики помогает превратить заучивание словарных слов в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель