Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка
Суть метода
Что такое «эйдетика»?
На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Для повышения грамотности учащихся эффективны приемы эйдетики. “Эйдос” по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов после окончания их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит по памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.
Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.
Суть этого метода в том,
чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!” Герой – Гена – герой Деревня – дед в деревне Железо – железо режу еле-еле Запад – на западе солнце падает Инженер – Женя – инженер Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап Комната – комната у Наты , Лопата – лопата лопнула
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания)
Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги. Мебель – мебель белая. Пассажир – пассажир берет билет в кассе .Паук – у паука папа .Пенал – пенал моют пеной. Ребята – ребята решают ребус.
Сапоги – Саша в сапогах. Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тарелка – тарелка-это тара. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Чувство – уважай чужие чувства
2. Занимательные четверостишия
Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания,
подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.
ГАля гАзету домой принесла,
Телепрограмму скорее нашла.
Что там, в гАзете?
А ГАля не знает,
Только лишь телепрограмму читает.
А ДЕдушке Морозу
Все дЕти в дЕкабре
Готовят дружно встречу
У елки во дворе.
Что дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!
ГОрка гОроха, лук и морковь.
Мама! Гороховый суп
Нам готовь!
К этой тЕме ИНТЕРЕС Не ослабевает:
Динозавр куда исчез?
Кто об этом знает?
ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите! Порядок, дИректор, Везде наведИте!
«КвА КВАРТИРУ не хочу, – КвАкает лягушка. – Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?»
Валенки – валенки у Ленки Горизонт – гори, зонт! Облако – на облаке лак
Ракета – в ракете рак Соловей - соловей поет соло Ужин – ужи на ужин?
3. В слове спряталось другое слово.
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
4. Графические ассоциации /по схожести изображения/
Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
6. Состав слова
Воскресенье – приставка вос- Автобус, автомобиль – корень авто- Агроном – корень агро- Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц- Девочка – суффикс –очк- Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-
Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Погода – погоду наблюдают по годам Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия Сегодня – сего дня (при Петре I) Урожай – земля рожает урожай
8. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/ Лисица – лис Ботинки – боты Воскресенье – воскрес Впереди – перед, передний Пшеница – пшёнка
9. «Подкрепление слов», которые трудно проверить
Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек.
Суть – поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
/ / Магазин – магазин / / Портфель – портфель / / Щавель – щавель / / Творог – творог
10. Игра со словами
11. Как звучат слова в других языках.
/ Арбуз – арбуз /укр./ / Морковь – морква / укр./ Вчера – вчёра /укр./ / Металл – металл /англ./ / Москва – Москоу /англ./
Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено множество. Я лишь попыталась обобщить опыт учителей, которые творчески подходят к своей работе, постоянно ищут разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики помогает превратить заучивание словарных слов в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель