СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёмов создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе»

Использование приёмов создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие.



От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений.  Перед педагогом встает сразу несколько вопросов:
- Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
-  Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
- При каких условиях дети осуществляют творческую деятельность, активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу? 

- Как изучение нового материала сделать интересным и захватывающим для детей? Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

Работая с 2013.г – 2020г. руководителем городской творческой группы «Современные образовательные технологии», мы с коллегами изучали особенности разных технологий, внедряли их в свой опыт работы, делились результатами своего опыта, каждый искал для себя то, что ближе ему, и по его мнению, более продуктивнее.

Ответы на вышеперечисленные вопросы, я нашла в технологии проблемного обучения.

На мой взгляд, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Т.к. формирует такие компетенции, которые пригодятся в будущим любым специалистам.Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Также, она здоровьесберегающая, результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.


Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, основано на получении учащимися, новых знаний посредством решения

теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Открытие знания составляет четыре основных этапа:

- постановка проблемы;

- поиск решения проблемы;

- описание решения;

- реализация решения. 

Основу проблемного урока составляет проблемная ситуация.


Проблемная ситуация - осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.


Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации





С удивлением



между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.



между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


Приведу несколько примеров создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе из опыта работы:


Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.

Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.





  • Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».

На доске записаны слова: Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, полиция, отцы, акация, ножницы.

Какая буква объединяет все слова?(ц)

-Какая буква написана после «ц»? (и, ы)

-Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы)

-Какой вопрос у вас возникает?

Приём 2 Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.

  • Урок математики по теме «Круг и окружность»

-Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь?

-Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

Кто же я такой, друзья? …(круг)

У круга есть одна подруга

Знакома всем её наружность.

Она сестра родная круга,

А называется… (окружность)

Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.

Как вы считаете : где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения )


Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём №3.

Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

  • Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»

На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.

Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)

-Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)

-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)

Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.

Приём №4 Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. В принципе. Справится с ним у учеников не получается, вызывая затруднения.

  • Урок математики по теме «Величина угла. Измерение углов»

На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол.

Какие фигуры перед вами?

-Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится?(линейка)

-Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать?(измерить длину и ширину прямоугольника) -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате, выполнить измерение угла не могут).


Приём №5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.


  • Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)

-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)

-В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?


Приём №6 Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.

  • Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на

конце наречий после шипящих. Слова-исключения» - Какую тему изучали на прошлом уроке?( Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих)

-Что знаете по этой теме? (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак)

-Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь: колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…, рож… , сплош…, вскач… . –Какие слова выписали ? Как их написали? (настежь, навзничь, сплошь, вскачь. С мягким знаком. Потому что…). - Прочитайте предложение, записанное на доске:

Нашей Маше замуж… невтерпёж… ..

Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?(с «ь») - Посмотрите в учебнике. Как они пишутся. (без «ь»)

Применение данной технологии позволяет мне добиваться осознанного освоения школьниками определенных знаний, активизирует мыслительную деятельность. Повышается уровень познавательной активности. Ученики задают большее количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все их действия имеют целенаправленный познавательный характер, дети реже отвлекаются, выполняют самостоятельно задания, желают выполнять трудные задания. У учащихся усиливается желание учиться, постигать новые знания, проявлять самостоятельность.