Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса на уроках музыки по ФГОС ООО.
Подготовила: преподаватель музыки: Хоменок Е.Г.
Урок музыки
Технология развития критического мышления:
- Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Три фазы технологии развития критического мышления.
- 1 фаза Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
- 2 фаза: Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
-Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
-Помочь соотнести старые знания с новыми.
- 3 фаза: Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
-Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
-Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Прием:
«Мозговая атака»
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все,
что они знают или думают, что знают по данной теме
2 этап. Обмен информацией.
- Рекомендации:
- – лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
- – при обсуждении идеи не критикуются,
- но разногласия фиксируются;
- – оперативная запись высказанных
- предположений.
Прием:
«Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
?
Тонкие вопросы
Объясните, почему...?
Кто? Что?
?
Почему Вы считаете...?
Когда? Может...?
В чем различие...?
Будет...? Мог ли...?
Предположите, что будет, если...?
Было ли? Согласны ли Вы?
Верно ли?
Пример:
Таблица «Партитура чувств»
Произведения Л.В. Бетховена
1.Фрагмент 1 части 5 симфонии
Чувства и настроения, передаваемые в музыке
2. Фрагмент 3 симфонии 3. Фрагмент 14 сонаты 4. Фрагмент 9 симфонии.
трагедия, беда, тревога ....
смелость, решительность, гордость... отрешенность, спокойствие, боль... радость, душевный подъем, волнение...
Прием:
«Прием 6 шляп»
Шесть шляп - это шесть разных способов мышления , которые поэтапно развиваются на уроке музыки .
Пример:
« Эффект Моцарта»
1. Этап. Целеполагание.
Ребята, знакомясь
с темой , самостоятельно
формулируют цели урока.
« Эффект Моцарта»
2. Этап. Актуализация знаний.
Ученики делятся на 6 групп, мысленно надевают белую шляпу и изучают факты из жизни В.А. Моцарта (обращение к энциклопедии классической музыки КМ). Обсуждают и называют наиболее значимые, по их мнению, факты.)
« Эффект Моцарта»
3. Этап. Эмоциональное восприятие музыки В.А. Моцарта.
Ученики мысленно надевают красную шляпу
и слушают несколько фрагментов музыкальных произведений В.А. Моцарта (энциклопедия классической музыки КМ). Обсуждают и описывают словами чувства, которые вызвала музыка.
« Эффект Моцарта»
4. Этап. Критическая оценка.
Ученики мысленно надевают черную шляпу и высказывают сомнения, по поводу гениальности музыки В.А. Моцарта (приводят аргументы из поэмы А.С. Пушкина Моцарт и Сальери).
« Эффект Моцарта»
5. Этап. Защита.
Ученики мысленно надевают желтую шляпу
и приводят аргументы в защиту гениальности В.А. Моцарта.
« Эффект Моцарта»
- 6. Этап. Рождение новой гипотезы.
Ученики мысленно надевают зеленую шляпу и на листе бумаги рисуют символ, выражающий их понимание музыки В.А. Моцарта. Критерии оценки работы (по Д. Гилфорду): Продуктивность - быстрота, скорость генерирования идей, их количество); Гибкость способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания; Оригинальность способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников; Художественная завершенность способность совершенствовать или придавать законченный вид ` продукту` своей деятельности.
« Эффект Моцарта»
7. Этап. Обобщение. Ученики мысленно надевают синюю шляпу
и обобщают то, что узнали
на уроке, с помощью синквейна.
Последнее слово синквейна будет
ответом на вопрос,
который был сформулирован в теме урока.
Таким образом, цель урока будет достигнута.
Синквейн
Композитор
Светлый, солнечный
Сочиняет,
музицирует,
восхищает
Симфонической музыкой
Гений Моцарта !
Урок Музыки
Спасибо за внимание