Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская СОШ№2» филиал в д.Красненькая
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления»
на уроках в начальной школе
Подготовила: учитель начальных классов
Дегтярева Наталия Федоровна
2018 год
«Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать»
Рене Декарт
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП
возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» – ЧПКМ).
Критическое мышление -
это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной технологии -
развить мыслительные навыки учащихся, необходимых ему не только в учёбе, но и в обычной жизни, развить интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний.
- Работать самостоятельно;
- Задавать вопросы;
- Выслушивать чужое мнение;
- Иметь своё мнение и защищать его;
- Критически относиться к мнению оппонентов;
- Осуществлять рефлексию своей деятельности;
- Анализировать и классифицировать.
Базовая модель
1 стадия – Вызов
Цель этой стадии урока :
- актуализировать знания учащихся;
- пробудить познавательный интерес у учащихся;
- помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
На этой стадии урока можно использовать следующие приёмы:
- Приём «Покопаемся в памяти»
- Приём Таблица «тонких и толстых» вопросов
- Приём «Верите ли вы?»
- Приём «Дерево предсказаний»
- Мозговой штурм
- Приём «Корзина идей»
- Приём «Синквейн»
2 стадия – Осмысление
- Помочь активно воспринимать учащимися изучаемый материал;
- Помочь учащимся соотнести старые знания с новыми.
Приёмы, которые может учитель использовать на этой стадии урока :
- Приём «Пометки на полях»
- Приём «Ромашка Блума »
- Приём «Таблица аргументов»
- Приём «Чтение с остановками»
- Приём «Бортовой журнал »
3 стадия урока –Рефлексия
Цель данной стадии урока:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- Самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Приёмы, которые можно использовать на этой стадии урока:
- Приём «Кластер»
- Приём «Синквейн»
- Приём «Ключевые слова»
- Приём «Взаимообучение»
- Приём «Эссе»
Синквейн
1 строка -1 существительное (тема)
2 строка -2 прилагательных
(раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола
(описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Части речи
?
?
Разноцветные, яркие
Бурый, белый
Смешиваются, разводятся, разукрашивают
Спит, рычит, бежит
Изображения, выполненные ими, называются живописью.
Большой опасный хищник.
Акварель
Зверь
Техника «Зигзаг»
Техника «Зигзаг»
1
2
1
3
3
2
1
3
2
Техника «Зизгаг»
1
2
1
3
3
2
1
3
2
Шесть шляп мышлени я
Применение приемов технологии РКМ позволило повысить интерес обучающихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изо, музыки, повысить уровень речевого развития, уровень умения систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно–следственные связи, формировать навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации
.
Восточная притча
Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толка теля снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, то сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?»
Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».