СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из инновационных технологий, позволяющий добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является "Технология развития критического мышления". Какие приемы можно использовать на уроках в начальной школе, делюсь своим опытом в данной работе.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

Выступление учителя начальных классов

Савиной Ольга Дмитриевны

на республиканской конференции

«Опыт реализации требований ФГОС НОО в образовательном процессе»











Тема выступления:



Использование приёмов

«Технологии развития критического мышления» на уроках в начальной школе
























2017 год


«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

(античная поговорка)

Работая с детьми младшего школьного возраста, всегда находишься в поиске таких методов и приёмов, которые помогли бы совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно. Одним из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является «Технология развития критического мышления».

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель данной технологии - развить мыслительные навыки учащихся, необходимых ему не только в учёбе, но и в обычной жизни, развить интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний.

Применение учителем данной технологии даёт возможность ученику научиться:

1. Работать самостоятельно;

2. Задавать вопросы;

3. Выслушивать чужое мнение;

4. Иметь своё мнение и защищать его;

5. Критически относиться к мнению оппонентов;

6. Осуществлять рефлексию своей деятельности;

7. Анализировать и классифицировать.


Базовая модель урока по данной технологии состоит из трёх стадий:

1 стадия – Вызов.

Цель этой стадии урока :

1)актуализировать знания учащихся;

2)пробудить познавательный интерес у учащихся;

3) помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

На этой стадии урока можно использовать следующие приёмы критического мышления как:

1.Приём «Покопаемся в памяти»

2.Приём Таблица «тонких и толстых» вопросов

3.Приём «Верите ли вы?»

4.Приём «Дерево предсказаний»

5.Мозговой штурм

6.Приём «Корзина идей»

7.Приём «Синквейн»


2 стадия –Осмысление.

Цель этой стадии урока :

1.Помочь активно воспринимать учащимися изучаемый материал;

2.Помочь учащимся соотнести старые знания с новыми.

Приёмы, которые может учитель использовать на этой стадии урока:

1.Приём «Пометки на полях»

2.Приём «Ромашка Блума »

3.Приём «Таблица аргументов»

4.Приём «Чтение с остановками»

5.Приём «Бортовой журнал»

3 стадия урока –Рефлексия.

Цель данной стадии урока:

1.Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

2. Самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Приёмы, которые можно использовать на этой стадии урока, это-

1.Приём «Кластер»

2.Приём «Синквейн»

3.Приём «Ключевые слова»

4.Приём «Взаимообучение»

5.Приём «Эссе»


Из множества приёмов и методов «Технологии развития критического мышления» я часто использую на своих уроках приёмы «Синквейн» .

Приём «Синквейн» выбран мною не случайно. Его я использую на уроках в качестве средства свободного творчества учащихся. Применение данного приёма позволяет научить учащихся осмысленно пользоваться новыми понятиями, анализировать и синтезировать, обобщать понятия и информацию, определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

В чём ещё я вижу плюсы от использования данного приёма?

Данный приём позволяет:

1.Обогатить словарный запас учащихся;

2.Подготовить учащихся к краткому пересказу;

3.Учит формулировать идею (ключевую фразу);

4.Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

5.Получается у всех;

6.Можно использовать на разных фазах урока;

7.Можно использовать как индивидуальную работу, работу в паре, групповую работу.

Слово «Синквейн» происходит от английского «путь мысли» или от французского «пять». «Синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по определённому алгоритму:

1 строка - Одно существительное (тема, ключевое слово).

2строка - Два прилагательных, описывающих тему.

3строка - Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

4сторка - Короткое предложение или фраза (4-5 слов), показывающих ваше отношение к теме.

5сторка - Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)

Приём «Синквейн» я использую на разных уроках. Но, чаще на уроках русского языка и литературного чтения.

Фрагмент урока русского языка. (3 класс) Тема «Имя существительное как часть речи»


Этап урока – актуализация знаний

На дом было дано задание составить синквейн об имени существительном.

Практикую составление синквейнов учащимися на уроках русского языка во время работы со словарными словами.Эта работа даёт возможность ребятам ещё раз закрепить и запомнить правописание слов с непроверяемым написанием.

Примеры синквейнов со словарными словами, составленные учащимися.

1.Чувство

2.Чистое, взаимное

3.Приходит, радует, согревает

4. Я испытал чувство вины перед мамой.

5.Эмоция



1.Кофе

2.Молотый, ароматный

3.Пить, готовить, угощать

4.Папа утром пьёт кофе.

5.Напиток



На уроках литературного чтения на стадии рефлексии использую приём «синквейн» для возможности увидеть, как учащиеся поняли тему текста, для составления сопоставительной характеристики героям произведения.

Уроки литературного чтения. 3 класс.

Геомар Куликов «Как я влиял на Севку»

Сравнительная характеристика героев в форме «синквейна»

Севка

Костя

Озорной, ленивый

Любознательный, честный

Спорит, притворяется, развлекается

Рассуждает, учится, помогает

Первый шалопай и последний ученик в классе.

Сначала думает- потом делает.

Весельчак

Настоящий товарищ

По произведению А.Чехова «Степь» ребята составили в группах синквейны со словом «степь».

1 группа

2 группа

3 группа

Степь

Степь

Степь

Широкая, бескрайняя

Большая, просторная

Необъятная, безлюдная

Привлекает, встречает, расстилается

Радует, покрывается, цветёт

Раскинулась, зеленеет, оживает

Степь – это природная зона на юге нашей страны.

В степи растёт травянистая растительность.

Степь- широкие участки земли, на котором растут разные травы.

Просторы

Природная зона

Равнина


На уроке литературного чтения в 4 классе ребята составили синквейны главным героя сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

При подготовке к сочинениям о временах года третьеклассники составляют синквейны. Такая работа помогает развивать речь учащихся, помогает им выбирать нужные прилагательные и глаголы для описания различных времён года.

Примеры синквейнов учащихся при подготовке к написанию сочинения-миниатюры «Каким мне запомнилось лето»:


Лето

Лето

Лето

Жаркое, незабываемое

Весёлое, солнечное

Прекрасное, тёплое

Наступает, радует, открывает

Веселит, одевает, радует

Поспевают, поют, цветут

Лето - любимое время года всех ребят.

Летом в жаркие дни отдыхаю у реки на пляже.

Летом поспевают мои любимые ягоды – морошка и черника.

Каникулы

Жара

Отдых

Примеры синквейнов учащихся при подготовке к сочинению по теме «Зимний лес»:


Зима

Снег

Мороз

Морозная, снежная

Белоснежный, рыхлый

Лютый, сильный

Радуюсь, веселюсь, восхищаюсь

Падает, покрывает, радует

Щиплет, хозяйничает,

Зимним днём я с друзьями на лыжах сходила в лес.

Белый снег покрыл всю землю.

Сильный мороз щиплет мне щёки.

Новый год

Осадки

Холод


На уроках математики и изобразительного искусства я также использую составление синквейнов с учащимися при работе с новыми понятиями. В этих случаях составляем синквейны коллективно.

Вот такие синквейны составили вместе с ребятами.

Синквейны с математическими терминами:

Блок-схема

Уравнение

Линия

Точная, наглядная

Простое, составное

Прямая, кривая

Показывает, направляет, выражает

Находит, решает, составляет

Начертить, находить, построить

С помощью блока-схемы на уроке математики ребята выполнили задание.

Задачу решили составлением уравнения.

С помощью карандаша и линейки ученики построили прямую линию.


Алгоритм

Равенство

Полоса


Синквейны, составленные коллективно с ребятами на уроках изобразительного искусства.


Пейзаж

Хохлома

Художник

Русский, природный

Весёлая, огненная

Известный, талантливый

Веселит, утешает, развлекает

Радует, украшает, забавляет

Пишет, изображает, выставляет

Я восхищался весенним пейзажем.

В Хохломе зародилось производство деревянной золоченной посуды.

Художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Алёнушка».

Радость

Русский промысел

Творец


Работу с синквейнами можно усложнять – дать учащимся задание провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, предложить учащимся синквейн без указания темы, без первой строки. На основе существующих строк необходимо учащимся определить тему.


Примеры:

?

?

Разноцветные, яркие

Бурый, белый

Смешиваются, разводятся, разукрашивают

Спит, рычит, бежит

Изображения, выполненные ими, называются живописью.

Большой опасный хищник.

Акварель

Зверь


Тематические классные часы я также провожу, используя в стадии вызова или на стадии рефлексии, работу по составлению синквейна.


Классный час по теме «Дружба- чудесное слово» 2 класс.

Составлены ребятами в конце занятия такие синквейны:

Дружба

Дружба

Дружба

Крепкая, взаимная

Искренняя, чудесная

Настоящая, многолетняя

Сближает, выручает, связывает

Помогает, ценить, дорожить

Водить, крепчать, заводить

Друг познаётся в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг

Понимание

Доверие



Вывод:

Если ученики смогли составить по предложенной теме синквейн, то это является показателем того, что ученики:

  1. Знают содержание учебного материала темы;

  2. Умеют выделять характерные особенности изучаемого явления, процесса;

  3. Умеют применять полученные знания для решения новой для них задачи.