СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование приёмов критического мышления на уроках чтения в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«Нет ничего нового под солнцем,

но есть кое-что старое, чего мы не знаем»

Лоренс Питер

Развитие современной школы осуществляется посредством инноваций. В переводе с латинского языка «инновация» означает обновление, новшество или изменение.Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Более подробно мне сегодня хочется остановиться на технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Художественная литература открывает перед читателем мир духовной жизни человека, учит размышлять над чувствами людей, их непростыми взаимоотношениями, соотносить характеры и поступки героев произведений со своими поступками. Художественный текст обладает свойством «выдавать различным читателям различную информацию каждому в меру его понимания… именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен» (Г. Линдсей). Курс литературного чтения и призван подготовить ребенка к восприятию и пониманию художественного произведения.

Технология критического мышления позволяет формировать у учащихся умение соотносить новую информацию с ранее полученными знаниями, способность размышлять и активно действовать в соответствии с полученной из разных источников информацией, вести диалог и взаимодействовать с другими людьми.

Как использовать технологию развития критического мышления при работе с художественными текстами? Как раскрывает заданная этой технологией структура урока (вызов – осмысление содержания – рефлексИя) творческие способности и нестандартность мышления детей при знакомстве с литературным произведением?

Технология предлагает широкий набор методических приемов, направленных на то, чтобы на стадии вызова заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, актуализировать имеющиеся знания). Затем предоставить условия для осмысления нового материала и, наконец, на стадии рефлексИи помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Благодаря применению данных методов обучение превращается в совместный, увлекательный поиск.

Сегодня мне хочется остановиться на некоторых примерах применения данной технологии на уроках.

Вдумчивое, внимательное, осмысленное чтение обеспечивается использованием приема инсерт. Во время чтения на полях делаются пометки. Если в тексте ребенок встречает знакомую информацию, то ставит на полях значок «» - «Я это знаю».

Если то, что читает ребенок, противоречит тому, что он знал или думал, то на полях появляется значок «–». Если информация является для ребенка новой, это отмечается значком «+». Если многое осталось неясным и хотелось бы получить более подробную информацию по данному вопросу, ставится знак «?». Чтение с использованием данного приема учит анализировать, сопоставлять новые знания с имеющимися, интерпретировать информацию.

Например, при знакомстве детей с рассказом Ю. Дмитриева «Сколько глаз у стрекозы» значком «+» дети отметили сведения об устройстве глаз стрекозы, которые показались им наиболее удивительными. «На первый взгляд, глаза у стрекозы огромные. Но на самом деле они очень маленькие и их у нее… тысяч двадцать. Эти маленькие глазки, их называют еще фасетками, расположены так близко друг к другу, что и вправду кажутся одним большим глазом». Также значок «+» дети поставили напротив сведений о том, что фасетки большего размера расположены наверху и цвета почти не различают, а фасетки поменьше расположены внизу и цвета различают хорошо.

Приятно, что многие дети встретили в тексте известную информацию и отметили ее знаком «». Это сведения о том, что стрекоза видит все – «и то, что делается впереди, и то, что творится по сторонам, и то, что происходит сзади. Вот почему стрекозе не надо поворачивать голову». Детей удивило и заинтересовало, что «видит стрекоза не очень далеко – метра на полтора-два», поэтому рядом с этой информацией они поставили два знака: «–» и «?», так как не знали об этом и хотели бы получить дополнительную информацию. После чтения данного рассказа ребята внимательно изучили научную литературу и получили необходимую дополнительную информацию.

Следующий прием «концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит. Например, этот прием может быть использован при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица» в 3 классе.

Концептуальная таблица

Линии сравнения

Басня Эзопа

Басня И.А. Крылова

Название

«Ворон и лисица»

«Ворона и Лисица»

Герои басни

Ворон, лисица

Ворона, Лисица

Композиция

Мораль в конце басни

Мораль в начале басни

Из чьих уст звучит

мораль?

Из уст лисицы

Из уст автора


Можно ли прочитать по ролям?

Нет

Да


Форма речи

Проза

Поэзия (стихотворная)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!