Эпова Елизавета Андреевна,
КГПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
«Использование притч как приём развития читательской грамотности у обучающихся 4 класса»
Аннотация: В статье рассматривается роль притч в формировании читательской грамотности учеников 4-х классов на уроках ОРКСЭ. Раскрывается воспитательный потенциал притч и их преимущества в развитии навыков чтения и понимания текста. Представлены эффективные преимущества работы с притчами, а также методы и приёмы развития читательской грамотности.
Ключевые слова: притча, читательская грамотность, использование притч в обучении категории умений читателя, методы и формы развития читательской грамотности.
Учебный курс ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) представляет собой целостную учебно-воспитательную систему, в которой все модули гармонично согласуются по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения учебного содержания. Образовательный процесс в рамках этого курса направлен на достижение определённых результатов, которые также интегрируются в систему понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Важной частью занятий по ОРКСЭ является работа с текстами различных жанров, включая истории, художественные произведения, фрагменты священных книг, притчи, повествования и стихотворения. Цели и задачи этой работы должны быть сформулированы с учётом требований ФГОС НОО и ориентированы на достижение установленных результатов. Работа с притчами, в частности, играет ключевую роль в учебной деятельности, так как эти тексты помогают обучающимся погрузиться в мир религиозной культуры, освоить символический язык и понять основные нравственные идеи.
Связывая это с читательской грамотностью в начальной школе, можно отметить, что работа с текстами в рамках курса ОРКСЭ способствует развитию у обучающихся навыков анализа и понимания, что является основой читательской грамотности. Притчи, будучи насыщенными смыслом и моральными уроками, требуют от детей активного мышления и способности к интерпретации, что в свою очередь развивает их критическое мышление. Кроме того, знакомство с культурным контекстом, представленным в этих текстах, обогащает знания обучающихся и улучшает их способность воспринимать и анализировать информацию. Таким образом, курс ОРКСЭ не только способствует формированию нравственных ценностей, но и играет важную роль в развитии читательской грамотности у детей, что соответствует образовательным целям ФГОС НОО.
Притча – это близкий басне небольшой рассказ, заключающий в себе моральное, нравственное или религиозное поучение («премудрость») в иносказательной форме, но не содержащий прямого вывода или наставления. Использование притч в образовательном процессе позволяет не только заинтересовать учеников, но и внести в учебный процесс элементы нравственного воспитания.
Рассмотрим преимущества использования притч в обучении:
1. Развитие критического мышления: притча часто подразумевает наличие скрытого смысла. Обсуждение с учениками различных интерпретаций может способствовать развитию аналитических навыков и способности к критическому мышлению.
2. Формирование моральных ценностей: притчи учат детей различать добро и зло, развивают этическое восприятие мира, что важно для формирования их личности.
3. Развитие эмоциональной компетентности: обсуждение тем, поднятых в притче, помогает обучающимся лучше понимать свои эмоции и чувства, а также сочувствовать другим.
4. Улучшение навыков чтения: процесс осмысления текста помогает обучающимся улучшить навыки чтения и читательской грамотности, учит выделять главную мысль и аргументировать свою точку зрения.
Читательская грамотность — это умение понимать и применять письменные материалы, анализировать их, а также читать с целью достижения личных целей, повышения квалификации и активного участия в общественной жизни.
У читателя, обладающего развитым уровнем навыков, должны быть сформированы две категории умений: 1) умения, основывающиеся исключительно на содержании текста, которые позволяют извлекать информацию и делать на её основе простые утверждения. 2) умения, позволяющие находить информацию и формулировать простые прямые выводы. 3) также важно уметь находить в тексте информацию, представленную явно.
Работа с притчей на уроках основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе может быть интересной и разнообразной. Рассмотрим некоторые методы и формы работы, которые помогут развивать читательскую грамотность и понимание притч:
1. Чтение и анализ
- Слушание и чтение вслух: учитель читает притчу, а затем обсуждает с классом, что каждое слово или предложение может означать.
- Чтение в парах: ученики читают текст в парах, обмениваются своими впечатлениями и пониманием.
- Постепенное чтение: делите текст на части, после каждой из которых ставьте вопросы для обсуждения.
2. Дискуссии и обсуждения
- Вопросы на размышление: после прочтения задавать вопросы, которые побуждают учеников размышлять над моралью притчи.
- Работа в группах: разделение класса на группы для обсуждения различных аспектов притчи и обмена мнениями.
3. Интерпретация и сопоставление
- Сравнение с другими текстами: сопоставление притчи с другими литературными произведениями или притчами из разных культур.
- Обсуждение актуальности: как уроки притчи могут быть применимы в жизни современных детей.
4. Творческие задания
- Рисунок или комикс: ученики могут нарисовать ключевые моменты притчи или создать комикс, который иллюстрирует ее смысл.
- Письменные работы: написание своей притчи на основе прочитанного, отражающей те же моральные ценности.
Использование притч как приём в обучении читательской грамотности у обучающихся 4 класса оказался весьма эффективным. Притчи не только развивают навыки чтения и анализа текстов, но и способствуют формированию моральных и этических ценностей. Важно, чтобы учителя осознали потенциал этого метода и использовали его в своей практике, создавая тем самым не только грамотных, но и морально зрелых личностей. Притчи, будучи краткими, но глубокими, открывают перед обучающимися целый мир идей и способов взаимодействия с ним.
Библиографический список.
1. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
2. Усова Е. В. «Работа с текстом на уроках ОРКСЭ. Притча» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/336476-doklad-rabota-s-tekstom-na-urokah-orksje-prit
3. Чернышева И. В. «Формирование читательской грамотности обучающихся» 2022. https://pedsovet.su/load/239-1-0-57583