СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно-поискового метода на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию деятельности учащихся. Умелое использование проблемно - поисковых методов на уроках русского языка и литературы позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу.

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно-поискового метода на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО (из опыта работы)»




















































Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО (из опыта работы)

Доклад на МО

Учитель русского языка и литературы: ДАВЫДОВА Л.А.

гбоу «шКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»


Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию деятельности учащихся. Умелое использование проблемно - поисковых методов на уроках русского языка и литературы позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу.

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения. Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Нет более трудной и серьезной задачи, нежели вызвать интерес к нашему предмету, научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, научить их учиться, помочь накопить каждому школьнику критическую массу знаний и умений, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования.

Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроке русского языка и литературы позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской речью и анализа художественных произведений.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры фрагментов уроков:

Урок русского языка в 5 классе по теме “Правописание корней -лаг/лож-”

Анализ

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации

– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы

Распевать песни – петь
Сбежать вниз – бег
ПредлОгать дружбу – предлог

Побуждение к осознанию противоречия

 

 

 

Побуждение к проблеме

 

– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.

– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?

– Как мы проверяли слова?

– Применимо ли это правило в последнем случае?

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

– Здесь написано предлАгать.



Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

– Безударную гласную ставили под ударение.

– Нет



– Изучать новое правило о правописании безударных гласных.

Побуждение к гипотезе

 

Побуждение к проверке

– Найти нужное правило нам помогут слова на доске.

– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?

– Как это можно проверить?

– Выполняйте.

– Сформулируйте правило

Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать

– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.

– Распределить в два столбика.

– Подобрать ещё примеры.

– В корнях -лаг/лож- ….

Задание на формулирование темы

– Какую же тему мы сегодня изучили?

– Так… ещё какие варианты?

– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника

– Оформите правило графически в схеме.

– Правописание безударных гласных О, А

– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-

 

 



Построение урока литературы с мотивирующим приемом

На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).



Учебная ситуация

Мотивирующий приём

И.А. Бунин “Детство”

Л.Н. Толстой “Детство”

Рисунок “Детство”

Ассоциативный ряд со словом “детство”

В.И. Белов “Скворцы”

“Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку”. “Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной”

Вопрос: 
– Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом).

Для развития творческого мышления большое значение имеет создание в ходе работы над новым материалом проблемных ситуаций. Проблемными остаются такие задания, вопросы, решение которых ученику кажется возможным, посильным и которые в то же время не могут быть решены без каких-либо дополнительных сведений, еще неизвестных учащимся. Чтобы создаваемая учителем ситуация действительно оказалась проблемной, она должна мотивировать умственный поиск учащихся, заинтересовать их, заключать в себе стимул к поиску.

Приведу конкретные примеры использования проблемно-поискового метода на своих уроках русского языка и литературы.

При изучении темы «Буквы Е, И в приставках пре-, при-» использую побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Учитель читает стихотворение

- Выделите приставки в выделенных словах. (предъявление первого факта)

  • Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

  • Прибыл поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой,

Пре- мы напишем при этом.

(Э.Успенский)

  • Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Выделяют, испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

Приставки отличаются буквами Е, И (осознание противоречия)

От каких условий зависит правописание пре-, при-? Когда пишется И, а когда Е? (учебная проблема как вопрос)

Об этом предстоит узнать.

Такой метод ставит учащихся в позицию активного участия в познавательном поиске. Выполняя поставленные познавательные задачи и учебное задание, они с помощью учителя формулируют проблему, выдвигают гипотезу, анализируют и обобщают факты, делают выводы и решают проблемы.

Интересен прием «догадайся сам» (сообщение темы с мотивирующим приемом).

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи».

Учитель: Мы сегодня познакомимся с частью речи, о которой Е.Поляков писал:

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

- Кто догадался, о какой части речи написано в этом стихотворении?

- Верно. Имя существительное – тема нашего урока.

Итак, применяя проблемно-поисковые методы, включаю учащихся в поисковую деятельность, которая требует от них нового оригинального подхода или способа решения.

Р.Декарт писал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Применение эвристического метода заставляет учащихся самих искать правильное решение, делать выводы, выполнять самостоятельные работы, устанавливать те или иные закономерности, мотивировать свои действия, систематизировать и творчески применять полученные знания, использовать их в практической деятельности.

Список используемой литературы


1.Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа учащихся. - М. Просвещение, 2021 с.137


  1. Симоненкова, Т. Д. Проектная деятельность учащихся. - М.Просвещение, 2019 с. 3-6


3. Чечель , И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. - Журнал «Директор школы» 2020 -с 5-9