I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Речевая разминка – читаем слова по первым буквам картинок. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Отвечают на вопросы: Почему люди фантазируют? Какими чертами наделяют фантазёры все неживые предметы? Кто такие фантазёры? Какой литературный приём может лежать в основе фантазии? (на эти вопросы ребята отвечали письменно в рабочих тетрадях) | Выделять существенную информацию из текста Люди фантазируют, когда всматриваются в окружающий мир. Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым. Фантазёры1) Тот, кто склонен предаваться фантазиям, мечтать. 2) Тот, кто склонен выдумывать что-л., не соответствующее действительности. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012 В основе фантазии лежит литературный приём – олицетворение. |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. С.124 – Определите цели урока. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя. – Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнем сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений Б. С. Житкова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Б. Житкова Физминутка На разминку На разминку становись! Вправо-влево покрутись Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать — Раз, два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.) | Учитель вместе с детьми: Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом слайдов. – Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была величайшим источником его вдохновения. Задача творчества Житкова − сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества (демонстрация рассказа слайдами к биографии) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Житкова. Отвечают на вопросы о творчестве автора. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Учитель читает текст, перед чтение вместе с учащимися ставит цель: Почему так называется текст? Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Чтение учителем текста. С постановкой цели. Какое слово дал мальчик бабушке? Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2). – Что хотите сказать? Каким представляете себе маленького Борю? – Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик? – Как вы думаете, что произойдет дальше? – От чьего имени идет повествование? Работа в группах: Выслушивание 3 групп. | 1 группа: Найти в тексте описание пароходика, оформить на листках, используя имена прилагательные и существительные. 2 группа: работают с толковым словарём. Объясняют значения слов: Корма – задняя часть судна. Палуба- Пароходик- Якорь- Рулевое колесо- Каюта- Мачта- 3 группа: Рисуют человечков, которые, по вашему мнению, могли бы жить на пароходике. | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
V. Анализ произведения. | Чем пароходик особенно понравился мальчику? – Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? – Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря». – Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? – Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков? – Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку? | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны. – Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». – Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла. – Мальчику удалось обмануть бабушку: она поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отно- шении выдуманных человечков: мальчику показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась. – Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку. | Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. С.124-127 выр.чт.+ отв. на вопросы | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Учащиеся на листе оценивают свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |