СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектно-исследовательского метода обучения в начальных классах на уроке литературного чтения по теме Б. С. ЖИТКОВ «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать по разным УМК. Пригодится как при подготовке к уроку, так и при проведении внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектно-исследовательского метода обучения в начальных классах на уроке литературного чтения по теме Б. С. ЖИТКОВ «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ»»

Использование проектно-исследовательского метода обучения в начальных классах на уроке литературного чтения по теме Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом писателя чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя; создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;

научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений



Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания











Речевая разминка – читаем слова по первым буквам картинок.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Отвечают на вопросы: Почему люди фантазируют?

Какими чертами наделяют фантазёры все неживые предметы?

Кто такие фантазёры?

Какой литературный приём может лежать в основе фантазии? (на эти вопросы ребята отвечали письменно в рабочих тетрадях)

Выделять существенную информацию из текста

Люди фантазируют, когда всматриваются в окружающий мир.

Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым.

Фантазёры1) Тот, кто склонен предаваться фантазиям, мечтать.

2) Тот, кто склонен выдумывать что-л., не соответствующее действительности.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

В основе фантазии лежит литературный приём – олицетворение.

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

– Прочитайте тему урока. С.124

– Определите цели урока.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя.

– Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнем сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений

Б. С. Житкова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией Б. Житкова



























Физминутка

На разминку

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

Учитель вместе с детьми: Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом слайдов.

– Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных.

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами.

Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была величайшим источником его вдохновения.

Задача творчества Житкова − сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества (демонстрация рассказа слайдами к биографии)


Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Житкова. Отвечают на вопросы о творчестве автора.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

IV. Работа над содержанием текста.

Учитель читает текст, перед чтение вместе с учащимися ставит цель: Почему так называется текст?

Работа с толковым словарем.


Первичное чтение произведения

Чтение учителем текста.

С постановкой цели. Какое слово дал мальчик бабушке?

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).

– Что хотите сказать? Каким представляете себе маленького Борю?

– Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

– От чьего имени идет повествование?

Работа в группах:


















Выслушивание 3 групп.























1 группа: Найти в тексте описание пароходика, оформить на листках, используя имена прилагательные и существительные.

2 группа: работают с толковым словарём.

Объясняют значения слов:

Корма – задняя часть судна.

Палуба-

Пароходик-

Якорь-

Рулевое колесо-

Каюта-

Мачта-

3 группа: Рисуют человечков, которые, по вашему мнению, могли бы жить на пароходике.


Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

V. Анализ произведения.





































































Чем пароходик особенно понравился мальчику?

– Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть?

– Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря».

– Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить?





– Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков?

– Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку?

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны.

– Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься».






– Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла.

– Мальчику удалось обмануть бабушку: она
поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отно-
шении выдуманных человечков: мальчику
показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась.

– Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.

Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

С.124-127 выр.чт.+ отв. на вопросы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Учащиеся на листе оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности