СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектных и других современных образовательных технологий в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектных и других современных образовательных технологий в процессе обучения

Просмотр содержимого документа
«Использование проектных и других современных образовательных технологий в процессе обучения»

3Использование проектных и других образовательных технологий в процессе обучения

Применение проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов,  всегда положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека. Развитию  школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям,  привлечение к разработке конкурсных работ, участие в предметных олимпиадах и конкурсах творческих работ учащихся. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного.( элективные курсы). Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

При организации работы учащихся по методу проектов использую не только индивидуальную работа учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Проектный метод, как и другие инновационные технологии в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

      - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

      - исследование различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего,

      принимая во внимание различные критерии;

      - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего

      задания;

      - планирование действий и времени;

      - оценка результатов своей деятельности и т.д.

На первом этапе идет изучение школьников, их психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них. В рамках интеллектуального школьного марафона  выявляются наиболее подготовленные к такому виду деятельности учащиеся. Без этого невозможен личностно ориентированный, индивидуальный подход к детям при организации проектной деятельности, без чего она не будет успешной, а тем более - творческой.

Второй этап – выбор, определение темы проекта. Он связан с первым, поскольку совершенно ясно, что тут в первую очередь надо учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Третий этап – это организация проектной деятельности учащихся. И, прежде всего четкое планирование. План – это индивидуально продуманный перечень этапов работы над проектом с указанием сроков их выполнения. Следует подчеркнуть, что сам план является примерным, в ходе работы могут возникнуть изменения.

Выполнение проекта – это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Но этот процесс нельзя рассматривать как обязательную последовательность этапов, которая может в отдельных случаях изменяться.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Поэтому в процессе выполнения проекта учащиеся должны исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект. Школьники предлагают различные идеи, оценивают их, чтобы выбрать наиболее удачную. Затем они ее прорабатывают до такой степени, чтобы можно было задуманное изделие изготовить. Часто в процессе проработки идеи возникает необходимость освоить новые знания и умения. Готовое изделие испытывают и оценивают, чтобы понять, насколько эффективным оказался выбранный подход к решению проблемы.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд- фильмов. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации — важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знако-символьной.

При объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Электронные таблицы Ехсеl можно применить для создания схем и рисунков для вышивки крестом, для расчета формул при построении конструкции швейных изделий. В этой программе легко создавать и различные орнаменты. Графический редактор Раint можно использовать при создании схем для лоскутной мозаики.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwег Роinт, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Например, был подготовлен слайд-фильм по разделу технология обработки древесины на тему «Соединение деталей вполдерева» и «Правила техники безопасности при работе ручными столярными инструментами», в разделе Токарная обработка древесины на тему «Устройство ТСД-120 М»

Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет

процедуру подведения итогов выполненных работ и снижает количество ошибок при их оценке. Для создания программы компьютерного тестирования обычно привлекают программистов. Однако существуют компьютерные программные средства, позволяющие грамотному пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них — электронные таблицы Мicrosoft Ехсеl. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения. Ими можно воспользоваться и при подготовке тестов и контрольных работ.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, таким образом, объяснение материала позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее.

Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах и не только в кабинетах информатики. Для многих педагогов очевидно, что современный

мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании. Уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. Учителя-предметники становятся участниками экспериментальной деятельности по формированию ИКТ- компетентностей субъектов муниципальной системы образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!