ГКОУ СО «Байкаловская школа – интернат,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»,
учитель профессионально – трудового
обучения (штукатурно-малярное дело)
Арефьева С.Г.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОГО ДЕЛА»
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Более ста лет назад американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи предложил ввести обучение через целесообразную деятельность ученика с учётом его личных интересов и целей. Его последователь У.Х.Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. А в XXI веке этот метод стал называться инновационным и широко использоваться в педагогике.
Давно в своей педагогической практике я использую проектные методы. Опробовала практически все отнесённые к современной классификации виды проектной деятельности, начиная от информационных, заканчивая большими творческими проектами, такими как постановка мюзикла.
Четыре года преподаю штукатурно-малярное дело и за это время убедилась, что для организации профессионально-трудового обучения по профилю штукатурно-малярное дело это самая естественная и самая эффективная форма преподавания данной дисциплины. Любая работа в строительстве, возведение любого объекта, в том числе и производство отделочных работ, выполняется по проекту.
Есть объект, помещение или часть архитектурного пространства, которое необходимо преобразить так, чтобы оно удовлетворяло:
функциональным требованиям, выполняло назначение в зависимости от того, какая деятельность будет происходить в данном помещении;
эстетическим требованиям (воспитывал эстетическое восприятие окружающей действительности с учётом влияния цветового спектра на человеческую психику);
требованиям заказчика, того человека или людей, кто будет учиться, работать, отдыхать, пользоваться этим помещением.
Таким образом, сам конечный результат, который дети должны видеть перед собой, изначально предполагает организацию проектной деятельности.
Кто-то может сказать: что сложного научиться кисточкой махать? Да. Технологические операции простых штукатурных и малярных работ можно научиться выполнять путём многократного их повторения.
Однако главной целью профессионально-трудового обучения по профилю штукатурно-малярное дело на современном этапе является не только подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов отделочных работ. В современном динамично меняющемся мире, общая цель школы и профессионально-трудового обучения в частности – формирование, насколько позволяет сохранность интеллекта, функционально грамотной личности, готовой к активной трудовой деятельности и непрерывному, по мере сил и способностей, образованию, которая владеет системой профессионально-трудовых знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических и жизненных задач.
В ходе проектной деятельности формируются многие универсальные или как они сейчас названы в ФГОСах базовые учебные действия: познавательные – умение искать и отбирать необходимую информацию, перерабатывать её, сравнивать, группировать, делать выводы в результате совместной работы, пользоваться знаково-символической системой, устанавливать причинно-следственные связи, составлять технологические карты производства работ (всё это происходит на стадии проектирования ремонтных отделочных работ); регулятивные – умение планировать, определять цели и задачи свои и своего коллектива, формируются основы саморегуляции в трудовой и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, воспитываются умения адекватно оценивать свои возможности в самостоятельной деятельности. В процессе обсуждения различных вариантов производства работ воспитывается умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом. При выполнении работ обучающиеся учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнера, умению убеждать, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Поэтому использование проектных технологий и их элементов в обучении умственно отсталых школьников на уроках штукатурно-малярного дела начинаю с момента изучения данного предмета группой учеников. На начальных этапах ввожу мини-проекты или элементы проектной деятельности, укладывающиеся в рамках одного урока («Дом моей мечты», «Комната для мальчика или девочки», «Оборудуй кухню» и др.), по мере дальнейшего знакомства с предметом - информационные: сбор различной информации об истории возникновения строительства, строительных профессиях , строительной технике и др. с обязательной подготовкой электронной презентации и выводом этой информации на широкую аудиторию. А так же творческие и прикладные проекты, выходящие за рамки одного урока и даже за рамки урочной деятельности. Результатом работы над такими проектами являются элементы декора, произведённые ремонты, дизайнерские оформления, творческие выступления.
Данный вид проектов не только самый интересный и самый эффективный в освоении технологических операций, но и самый многоступенчатый. В результате работы над такими проектами могут быть организованы индивидуальные, или выполненные малыми группами мини-проекты.
За пять лет обучающимися класса «Штукатурно – малярное дело» были выполнены информационные проекты:
« Моя профессия – штукатур-маляр»( 7 «а», 7 «б» кл. 2012 г.),
«История строительства»(Докучаев А., Сенцов В. 6 «б» кл.2013г.),
«Здания и сооружения» (Титов М. 6 «б» кл. 2013г.)
«Основные элементы зданий» (Докучаев А.6 «б» кл. 2014г.)
«Виды обоев» (Козлов Д., Докучаев Д., Сенцов В. 7 кл., 2015г.).
Прикладные коллективные проекты:
«Наша спальня лучше всех» (2014 г. участники обучающиеся 7-9 классов),
«Кабинет психолога» (2015 г. 9 «а», 9 «б» кл.),
«Самый классный класс» (2014-2015 у.г., участники обучающиеся 7-9 кл.).
Прикладные индивидуальные проекты:
«Фантазии на стекле» (2014 г. обучающиеся 9 кл.),
«Дом моей мечты» (2014 г. обучающиеся 6 кл.),
«Подарок на Рождество» (2014 г. участники обучающиеся 6-9 кл.)
Творческие проекты
«Презентация профессии «Штукатур- маляр» (обучающиеся 8 «а» кл. 2015г.)
Творческое выступление на Покровской ярмарке «Мы- строители» (2016 г.)
И другие менее масштабные проекты, время выполнения которых ограничивалось рамками одного урока или, как при выполнении проектных работ с помощью программы трёхмерного компьютерного моделирования Sweet Home 3D, частью урока. Чуть подробнее остановлюсь как раз на использовании компьютерных средств трёхмерного моделирования в проектной деятельности на уроках ШМД.
И раньше (2013-2014 у.г. – 6 класс, 8 класс) при помощи программ Word, Power Point и мультимедийного оборудования в ходе работы над различными проектами обучающиеся подбирали необходимые варианты отделки, из выбранных образцов изготавливали трафареты и переносили на поверхности различные настенные изображения.
Использование компьютерных программ для трёхмерного моделирования наряду с другими позволяет дать гораздо большие возможности для развития пространственно-образного восприятия и как следствие, развитие необходимых для отделочника профессионально значимых качеств, таких как цветовосприятие и цветоразличение, восприятие соотношений формы и величины различных элементов отделки и интерьера, взаиморасположение различных архитектурных больших и малых форм и многие другие. Так, возможности программы Sweet Home 3D,( это самая, на мой взгляд, доступная программа на начальном этапе работы) позволяют по заданным размерам помещения, «вычерчивая» план в одной плоскости одновременно получать его трёхмерное изображение в пространстве.
Рисунок 1. Изображение реально существующего объекта при помощи программы Sweet Home 3D
Это даёт возможность обучающимся в режиме реального времени видеть, как плоскостное схематичное изображение архитектурного объекта «выстраивается» под курсором «мыши» в действительности, самим создавать на мониторе компьютера существующие реальные помещения (рис.1) и проектировать новые, добавляя к ним объекты мебели и интерьера. Одновременно используя возможности других программ (Word, Power Point) можно с успехом проектировать различные варианты помещений, отделки и дизайна в зависимости от функционального назначения. (рис.2)
Рисунок 2. Спальная комната девочек
Затрачивать меньше времени, чем раньше, а решать при этом больше общеучебных, коррекционных задач, формировать широкий спектр базовых учебных действий.
Стоит конечно отметить, что использование компьютерных программ трёхмерного моделирования возможно при определённой подготовке обучающихся в области компьютерной грамотности. Поэтому обязательно отвожу время для работы на компьютерах. В кабинете имеется три компьютера для обучающихся и ноутбук для преподавателя. Это позволяет не только разнообразить формы проектных работ, способствующих формированию системы знаний по специальности штукатур-маляр, но и использовать компьютер, как средство развития образного восприятия архитектурного пространства, в котором предстоит выполнять трудовые обязанности штукатуру - маляру.