СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектных технологий в преподавании МХК.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование проектных технологий в преподавании МХК.»

Лекция 1. Использование проектных технологий в преподавании МХК



  1. Проектная деятельность как один из способов реализации компетентностного подхода в преподавании.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В современном мире система образования должна формировать такие новые качества как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения. В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности. Опыт должен быть накоплен и осмыслен учащимися, а учебные достижения продемонстрированы.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций, способствуя раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умению работать в команде, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду.


2.Возникновение и развитие метода проектов.

В современном обществе проектирование стало стилем жизни. Отражением проектной культуры в образовании является метод проектов, возникший во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и перенесённый позднее в общеобразовательную школу. Основателем метода проектов можно назвать американского философа, одного из ведущих представителей прагматизма Джона Дьюи. Не удовлетворяясь оторванностью образования от жизни, Джон Дьюи предлагал «строить обучение,…ориентируясь на личный интерес ребёнка и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [6, с. 58]. Опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной окружающей среды, изготовления макетов, нахождения ответов на вопросы и т. д. Дьюи пытался перестроить современное ему школьное обучение в систему, обучающую «путём делания» [6, с. 58]. Ценность метода состоит в проблемном изложении материала, активной, самостоятельной позиции ребёнка, связи обучения с жизнью, игрой, трудом – освоением учеником способа самостоятельного познания [3, с. 6].

Последователь Дьюи профессор педагогики колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик, развивая метод проектов, вовсе не отводил места составленной заранее методистами учебной программе. «Только учитель в процессе работы вместе с учениками должен создавать программу учебных действий» [6, с. 24]. Килпатрик фактически отрицал классно-урочную схему. По мнению Килпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре, обсуждение рассказа, картины, освоение какой-либо деятельности и др. Сегодня уже понятно, что без школьной программы, без структурирования изучаемого материала процесс обучения не может быть эффективным. В настоящее время метод проектов наряду с программным обучением широко и успешно применятся в школьном образовании США и западных стран.

Русские педагоги разрабатывали метод проектов параллельно с американскими. С.Шацкий работал по проблеме внедрения «Метода проектов» начиная с 1905 г. Личный интерес учащегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблемы следовало брать из жизни. Для её решения требовались как полученные ранее знания, так и приобретаемые в процессе работы. Роль учителя-консультанта состояла в руководстве работой, направлении поиска учеников, помощи в поиске информации. В 1920-е годы некоторые сторонники метода проектов провозгласили его единственно верным методом обучения в школе. В результате абсолютизации метода проектов уровень общеобразовательной подготовки значительно снизился. Это было осуждено ЦК ВКП(б) и, после вышедшего в 1931 г. постановления, классно-урочная система была провозглашена как единственно верная [3, с. 7]. Такой «провал» метода проектов объясняется как отсутствием грамотных специалистов, так и слабой разработанностью методики проектной деятельности.

Сегодня, как за рубежом, так и в отечественном образовании, сложились условия востребованности метода проектов. Освободившись от ошибок прошлого, метод проектов предоставляет возможности творческой и эффективной деятельности педагогов и учащихся в современном образовательном процессе.

3. Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании МХК (искусства).

Художественное воспитание это целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование у учащихся развитого эстетического сознания, вкусов, потребностей, интересов к художественному творчеству. Осваивая мир художественных образов, учащийся способен научиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, человеческих отношениях. Он приобретает возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить «по законам красоты». Приобретенное в школе эстетическое восприятие действительности поможет в дальнейшем тянуться к прекрасному, духовному, возвышенному как в своей семейной или профессиональной жизни, так и по отношению к окружающей действительности.

Работа учителя МХК в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования. Существуют разнообразные технологии, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика – один из способов, позволяющих реализовывать компетентностный подход в обучении, т. е формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции" в соответствии с Концепцией модернизации российского образования.

Работа над проектами включена в содержание программы «Искусство» 8-9 класс Г.П. Сергеевой Е.Д.Критской и программы «Музыка» 5-7 класс Г.П. Сергеевой Е.Д.Критской. Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в различных формах деятельности вечных тем искусства и жизни.

В европейских языках слово "проект" заимствованное из латыни означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза" и, действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.


3.1. Цели и задачи проектной деятельности.

Основные цели введения метода проектов в практику преподавания МХК:

- создать условия для формирования исследовательских и творческих умений учащихся;

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний и области предмета;

- подняться на более высокую ступень, образованности, эстетического развития, социальной зрелости.

Использование технологии проектной деятельности позволяет решать следующие задачи:

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

- развитие эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов

- совершенствование способностей к самообразованию;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

- развитие навыков публичного выступления;

- развитие у школьников коллективной творческой деятельности, способности к сотворчеству.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

-тематика проекта должна быть актуальной;

-проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

-необходимо вовлечь в работу всех обучающихся в классе, предложив каждому задания с учетом уровня его компетенций.

В работе над проектом могут взаимодействовать различные формы урочной и внеурочной деятельности, создающие широкую образовательную среду, которая способствует художественно-эстетическому воспитанию школьников.


3.2. Виды проектов.

В зависимости от доминирующей деятельности учащихся в процессе создания проекта выделяются следующие виды проектов:

Практико-ориентированные проекты - дидактический материал по какой-либо теме, создание кроссворда, игры и т.д.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников;

Информационные проекты – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, материалы для стендов и.т.д. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью;

Творческие проекты - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников проекта, она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь логике совместных действий (выставка, праздник, видеофильм, спектакль, экскурсия, реклама и др.).

Исследовательские проекты - эти проекты подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования.

В практике преподавания МХК используются практически все виды проектов: - практико-ориентированные;

- исследовательские, в рамках которых могут быть информативно - исследовательские проекты - (рефераты, презентации, подкасты, ведение блога по теме проекта) – например: «Жизнь и творчество художника (композитора)», «История художественныхных стилей», «Есть ли у симфонии будущее», «Актуальность нонфигуративного искусства», «У истоков кинематографа» и др. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

- творческие, в их числе: мультимедийные проекты (создание авторских клипов, роликов, создание слайд-шоу на темы музыкальных произведений, свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, просмотренному фильму и т.д.); сценарные проекты (сценарий концерта, театрализованной композиции и др.); игровые - ролевые проекты – инсценировки («ожившие картины», ролевые игры и др). Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.


3.3. Поэтапная разработка проектной деятельности.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1) Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы и предпочтения, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить ребятам идею, обсудить ее с учениками.

2) Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы способности в том или ином виде искусства. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3) Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, презентации, подкасты, сообщения, доклады, мультимедийные проекты, инсценировки и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4) Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5) Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.


3.4. Особая роль учителя – роль помощника, консультанта.

На различных этапах проектирования роль учителя меняется, но главным все-таки остается роль консультанта и помощника. Учитель, являясь координатором, направляет их поиск, т.к. создать хороший проект без дополнительных знаний практически невозможно. А эти знания учащиеся берут не только из уроков и учебников, а и из Интернета.

Использование технологии проектной деятельности создает условия для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих возможностей и логического мышления; позволяет решать задачи по развитию познавательных способностей учащихся, совершенствованию способностей к самообразованию, развитию умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, развитию навыков публичного выступления, развитию критического мышления у школьников.

Овладение знаниями в области мирового искусства в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. Изменяются ролевые функции учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией учителя становится консультирование, позволяющее ученику в процессе работы над проектом реализовать свои творческие задумки, логическую технологическую цепочку. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.