Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
средня общеобразовательная школа № 2
Имени Героя Советского союза
Леонида Смирных
«Использование проектно – исследовательского метода
при изучении теоретической части предмета физическая культура»
Дмитриева Т.А.,
учитель физической культуры
1 категории
Стаж работы: 19лет
г. Александровск - Сахалинский
2019г.
Метод проектов, является наиболее актуальной педагогической технологией, способной обеспечить решение поставленных перед образованием задач. Именно с точки зрения проблемы адаптации школы к современным экономическим реалиям, с точки зрения его практицизма метод проектов представляет для нас определенный дидактический интерес.
Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных для того времени задач образования, метод проектов не утратил своей актуальности и в наши дни.
Актуальность исследования. В настоящее время одной из основных задач в преподавании предмета «Физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Многие специалисты сталкиваются с рядом трудностей: изучать теоретическую часть на уроке и лишить детей столь необходимой двигательной активности или изучать теорию вне урок. Усиливается понимание того, что нужно искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении теории предмета «Физическая культура» находит метод проектов. Он трактуется методистами и учителями по-разному. Мы придерживаемся следующего определения данного метода: «Это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на монопредметной, межпредметной, метапредметной, интегрированной основе».
На современном этапе развития методики отечественными и зарубежными исследователями показаны возможности и преимущества данного метода в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания (Джон Дьюи, В.Х.Килпатрик, М.Ю.Бухаркина, В.В.Копылова, А.П.Кузнецова, О.М.Моисеева, Т.Е.Сахарова, Г.Г. Селевко, С.Хайнс, и др.); подготовки учителей к руководству проектной деятельностью обучающихся (Т.Ю.Тамбовкина, Н.С.Захарова, А.В.Курова).
Метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения обучающихся в активные виды деятельности.
Разумеется, эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования по физической культуре. Однако технология использования метода проектов в обучении теории физической культуры до сих пор не разработана. Этим обусловлен выбор темы настоящего исследования. В процессе анализа научно-методической литературы были выявлены следующие
1
противоречия: между необходимостью изучения теоретической части предмета «Физическая культура» и недостаточно эффективными педагогическими условиями для ее реализации; повышения уровня знаний по теории физической культуры на основе применения метода проектов и недостаточным его программно-методическим обеспечением. Данные противоречия обозначили следующую проблему: недостаточно эффективные педагогические условия для изучения теории физической культуры.
Цель исследования: совершенствовать теоретические знания по физической культуре через применение элементов технологии «Метод проектов».
Объект исследования: процесс обучения теоретической части предмета «Физическая культура» на основе применения элементов технологии «Метод проектов».
Предмет исследования: содержание и организация теоретических занятий по физической культуре на основе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение элементов технологии «Метод проектов» во внеурочное время будет способствовать:
Освоению знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Повышению уровня знаний, необходимых для укрепления здоровья, развития основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма;
Воспитанию положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, соревновательной и творческой деятельности.
Формированию устойчивой мотивация к процессу совместной исследовательской, поисковой, творческой деятельности учащихся в группах сотрудничества для выполнения проектов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Теоретически исследовать состояние проблемы по изучению теоретической части предмета «Физическая культура» на основе применения элементов технологии «Метод проектов».
Разработать проектные задания для организации и проведения занятий по теории физической культуры.
Способствовать приобретению навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта по применению метода проектов; проведение опытного обучения и анализ его результатов; методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка разработки методики организации и проведения проектной деятельности учащихся во внеурочное время для обучения теории физической культуры. Определена специфика организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Разработана система заданий для подготовки к проектной деятельности и для ее проведения. Показана еще одна
2
реальная возможность реализации межпредметных связей в преподавании физической культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Теоретически обоснована возможность более эффективного способа совершенствования знаний по теории физической культуры с применением метода проектов.
Уточнены виды проектов, которые можно применить при изучении теории физической культуры.
Обоснована необходимость проведения курса для формирования необходимых навыков и умений проектной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что использование метода проектов позволяет совершенствовать знания теории физической культуры.
Предполагаемый результат. Совершенствование знаний теории физической культуры через применение элементов технологии «Метод проектов».
Метод проектов, предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, обучение в сотрудничестве и способен решить целый комплекс задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по физической культуре при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к его использованию. Одним из таких требований является знание видов проектов. Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты-инсценировки.
основном, я применяю информационный, исследовательский и творческий
проекты.
Информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Выполнение проектов данного вида обычно не представляют затруднений у учащихся, которые с легкостью выполняют ее по предложенной структуре.
Темами информационных проектов могут быть: «Ода спорту», «Национальные игры Коренных Народов Севера», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «История туризма в Александровске - Сахалинском». Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дней спорта», при проведении вводных уроков, при подготовке к олимпиаде по физической культуре. Результат проекта «Ода спорту» ребята представили в виде стихотворения (см. Приложение 1).
Исследовательские проекты
Проекты, требующие продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и
3
опытных работ, методов обработки результатов. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике, могут служить: «Учителя физической культуры, участники ВОВ», «Здоров будешь – все добудешь», «Физическая культура и правильное питание – залог здоровья», «Оценка реализация программы «Здоровье» в школе» и другие. С проектом «Учителя физической культуры, участники ВОВ» ребята выступили на школьной научно-практической конференции, где заняли второе место. Так же были опубликованы статьи в газету «Красное знамя».
Творческие проекты
Проекты, не имеющие детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Результатом может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, спортивная игра, КВН... Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника и т.д. Творческие проекты мне наиболее близки, с ребятами мы участвуем во всех конкурсах, о которых нам становится известно.
нашей творческой группе занимается 10 ребят (6 девушек и 4 юношей). Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Для этого была проведен небольшой инструктивный курс:
проверка готовности работать в группах сотрудничества и ознакомление с основными требованиями совместной работы.
проведение занятия по формированию умений планировать совместную деятельность, распределять роли, задания между участниками проектной деятельности; оценивать свои результаты и результаты всей группы.
Первые шаги были сложными, информационные и исследовательские проекты пока не выходят за рамки школьных конкурсов. Творческих конкурсов по физической культуре мало, поэтому мы решили принимать участие во всех конкурсах, о которых нам становится известно.
Ребята из нашей творческой группы принимают участие во Всероссийской Олимпиаде по физической культуре. В муниципальном этапе Олимпиады Евгенов Денис занял первое место.
Основные направления работы
Вид проекта | Тема | Результат |
Исследовательский | «Учителя физической | Статьи в газете |
| культуры г. Александровск – Сахалинский» | «Красное знамя» |
| | |
| Оценка реализация | Участие в школьной научно- |
| программы «Здоровье» в | практической конференции 2 |
| школе | место. |
Творческий | Мы – туристы! «Александровцы» | Первое место в туристическом слете «Морозовская Заимка 2018» |
| Городской конкурс сочинений «Расскажи о своем учителе» | Победа в конкурсе, трансляция в СМИ. |
| Областной конкурс « Живая классика» | Призовое место |
| Муниципальный конкурс «Ученик года 2018» | 2 место |
Информационный | «Ода спорту» | Уроки Олимпизма в школе |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Особое значение имеет стадия защиты проектов, на котором происходит анализ проектной деятельности, включающий само – и взаимооценку (рефлексия). Подводятся итоги совместной работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работе. Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивается умение правильно оценивать себя и других.
Таким образом, метод проектов может стать одним из эффективных способов изучения теории физической культуры. Разумеется, мы не рассматриваем метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения физической культуре, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Метод проектов – это лишь один из компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях внеурочной деятельности и позволяющий оптимизировать процесс обучения теории физической культуры.
Приложение 1
ОДА СПОРТУ!
О, спорт, ты мир!
Богов ты вестник!
как Гермес несёшь На Землю весть О том, что мир Всеобщий наступает. Во время игр,
В Олимпии рождённых! Пелопоннес - земля героев! Здесь, у подножия горы Крокос, В долине чудной реки Алфей, Огонь рождается олимпийский, Чтоб чудо сотворить над всей Землёй. Поняв идею бескорыстных, честных
Мы воскликнем, вспомнив Кубертена:
«Воистину божественно!»
«О, спорт, ты мир!»