Использование прозрачного мольберта в педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Сегодня я хочу представить вам инновационную технологию - арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом от питерской компании «Иматон» и продемонстрировать возможности его использования в коррекционно-развивающей работе с детьми. Конструкция мольберта безопасна для детей, деревянная основа тщательно отполирована, стекло небьющееся.
В интернете можно встретить разные названия этого комплекса. Специалисты, которые используют этот инструмент в своей работе, благодаря тому широкому спектру задач его применения, называют его как «Прозрачное чудо», «Волшебное стекло», «Отражение», «Окно в мир ребенка». Прозрачный мольберт даже внешне напоминает окно, но суть этого феномена «окно» гораздо глубже. Для ребенка любого возраста художественное творчество – это окно в мир. И у каждого ребенка этот мир уникален, потому что отражает мир внешний и мир внутренний (сокровенный). А для взрослых – это окно в таинственный мир детей.
В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Учащихся захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
В процессе рисования дети испытывают разные чувства: радуются созданным ими красивым изображениям, огорчаются, если что-то не получается, но возможности мольберта позволяют быстро исправить неудачный рисунок, вытерев мокрой тряпочкой, и начать снова.
Очень эффективно использовать прозрачный мольберт в период адаптации. Мольберт в этой ситуации выполняет защитную функцию. В процессе совместной работы с психологом, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение.
Размер мольберта также имеет значение: он больше альбомного листа, а значит размер творческого поля увеличивается. Это очень важно для расширения свободы творчества, работы с разрешениями, границами, смелостью и тд.
Преимущества работы на прозрачных мольбертах:
1. Он может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми разного возраста и не имеет интеллектуальных ограничений для использования.
2. Является универсальным инструментом в работе разных специалистов – психолога, дефектолога, логопеда и др., т.к. не требует особых специфических знаний и умений.
3. Представляет собой конструкцию, удобную для использования в любом помещении, так как легко переносится.
4. Может быть использован с двух сторон, так как прозрачен, что делает процесс привлекательным, интересным и нестандартным. Идеален для работы в парах: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Цели могут быть разными: например, диагностические, урегулирование конфликтных ситуаций, улучшение парного взаимодействия и т.д.
5. Предлагает разные способы использования, что расширяет свободу творчества, способствует самовыражению, раскрепощению детей в творчестве.
Как и чем можно рисовать на мольбертах?
В этом Вам поможет фантазия - можно использовать гуашь (на мой взгляд, она идеально подходит именно благодаря своей консистенции), а также пальчиковые краски, маркеры. Очень нравится детям и взрослым рисование по стеклу зубной пастой и детским кремом. Они обладают приятным ароматом и подходящей текстурой, идеально подходят для картин зимней тематики.
Способы рисования на прозрачном мольберте.
Способов рисования, опять же, множество.
Можно рисовать кисточками, а можно пальцами и ладошками.
Рисовать можно и нужно как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции обоих полушарий головного мозга.
Можно вместо кистей использовать разнообразные штампы - поролоновые, фигурные, из листьев, можно рисовать по стеклу роликами или ватными палочками.
Рисуем по очереди (если ребенок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером);
Рисуем с натуры. Такое рисование развивает у детей наблюдательность, учит ребенка изображать что-либо не так, как захочется, а так, чтобы было похоже на оригинал. Для начала рассмотрите игрушку или предмет вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить,
Рисуем в паре. Участники учатся взаимодействовать, договариваться и дополнять работу друг друга. Лучше ставить в пары детей, плохо или мало контактирующих друг с другом, для налаживания контакта между ними.
Рисуем портрет. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.
Нетрадиционные техники рисования: рисунок плюс, метод монотипии, ниткография, точечный рисунок.
Спектр применения прозрачного мольберта широк:
- используется в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, в том числе с ОВЗ;
- коррекция детско-родительских отношений;
- психологическая подготовка будущих родителей к рождению и воспитанию детей;
- профилактика профессионального выгорания.
Подробнее остановимся на использовании мольберта в работе с детьми.
С помощью «Прозрачного мольберта» дети учатся раскрывать свои творческие возможности, фантазировать, весело играть. Очень хорошо помогают развивать творческие способности нетрадиционные техники рисования: упражнения «Кляксы», «Монотипия», «Каракули», «Ниткография» и др. Например, детям предлагается нанести любую краску или несколько цветов красок на середину листа или наполовину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо приложить лист к стеклу и сделать отпечаток. Психолог предлагает увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. После дети дорисовывают кляксу на мольберте.
Этот незаменимый помощник в работе с детьми поможет развить высшие психические функции, концентрацию внимания, усидчивость, мелкую моторику, которые необходимы для овладения учебной деятельностью. Предлагаем детям задания на обводку, штриховку, дорисовку недостающих деталей, рисование по точкам и т.д. При этом активность детей стимулируется игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету, точкам», «Кто больше фигур заштрихует». Либо более усложненные задания. Упражнение «Укрась елку». Предлагается нарисовать елку двумя руками. Украсить елочку необходимо внимательно слушая инструкцию. «На верхушке—красная звезда» «Три шарика –синих» «Два треугольника—зеленых» «Красная игрушку повесить выше синей, но ниже зеленой» «Гирлянда из пяти фонариков» и т.д.
Использование прозрачного мольберта способствует развитию коммуникативных навыков, снижают негативные эмоциональные реакции и их проявления, стабилизируется эмоциональный фон, ребенок учится выражать свои желания, в процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Упражнение «Цветы»: Один ребенок рисует круги («бутоны»), второй ребенок (педагог) подрисовывает к ним линии («стебли»). Выполняется в быстром темпе. Упражнение «Дорисуй»: педагог предлагает детям дорисовать по очереди картину из одного элемента. Один ребенок рисует первый элемент (или он может быть задан педагогом), затем дети меняются и дополняют рисунок так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Упражнение «Рисунок по замыслу», «Ведущий-ведомый», «Портрет», Упражнение «Портрет моего друга в лучах солнца» Один ребенок рисует себя в центре солнечного круга. Другой ребенок на лучиках рисует то, что хорошо умеет делать его друг. Затем дети меняются местами. Упражнение «Рисуем настроение» (самостоятельно или по шаблону). Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Ребенок рисует себя в центре солнечного круга, на лучиках рисует то, что хорошо умеет делать.
Таким образом, спектр возможностей применения данной технологии в профессиональной деятельности достаточно широк. Мне, как педагогу-психологу, интересно найти методы, приемы и способы организации коррекционно-развивающей работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.