СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование растительности в материальной культуре различных групп татар Среднего Поволжья

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богатое культурное наследие и своеобразный быт татарского народа издавна привлекали внимание исследователей. Татарам посвящено большое число трудов как дореволюционных, так и современных авторов. Однако в этой статье хочется полнее осветить взаимоотношения народа с окружающей растительностью, показать, что она в жизни различных групп татарского населения, в их  в материальной культуре (орудия труда и средства передвижения, жилище, посуда и кухонная утварь, пища, одежда, обувь, головные уборы, украшения)  преломляется по-разному.

Просмотр содержимого документа
«Использование растительности в материальной культуре различных групп татар Среднего Поволжья»



Использование растительности в материальной культуре различных групп татар Среднего Поволжья

Богатое культурное наследие и своеобразный быт татарского народа издавна привлекали внимание исследователей. Татарам посвящено большое число трудов как дореволюционных, так и современных авторов. Однако в этой статье хочется полнее осветить взаимоотношения народа с окружающей растительностью, показать, что она в жизни различных групп татарского населения, в их в материальной культуре (орудия труда и средства передвижения, жилище, посуда и кухонная утварь, пища, одежда, обувь, головные уборы, украшения) преломляется по-разному. Самые разнообразные стороны традиционной культуры и быта казанских татар, татар – кряшен, татар – мишарей раскрыты в трудах таких известных писателей как у Н.И.Воробьева, А.Х.Халикова, Р.Г. Мухамедовой. Ю.Г.Мухаметшина, Ф.Х.Валеевой, Р.К.Уразмановой, Р.Кашафутдинова и др.

Появление населения на территории современного Татарстана относится к периоду верхнего палеолита. Это было время, когда после четвертичного оледенения, природные условия края стали благоприятными для обитания человека. Сперва это были финно-угорские племена, на которой не позже первых веков нашей эры начали наслаиваться новые этнические компоненты, сдвинутые в Волго-Камье движением разных кочевых и полукочевых племён. В XV-XVI вв. в Среднем Поволжье и Приуралье определяющее значение имело Казанское Ханство, в недрах которого шёл активный процесс формирования казанской народности - одной части потомков булгарской народности. Другая часть, составившая основу будущих татар - мишарей, в это время, благодаря вхождению территории в состав Русского государства, претерпевала иное развитие. Этот процесс шёл на основе развития западной, булгаро- Буртасской части населения Булгарии. Таким образом, в формировании казанских татар и татар-мишарей, по многим источникам, основную роль сыграли булгарские племена, а для последних также и кипчакские (Р.Г. Мухамедова,1972). Третьей крупной группой татар на территории Татарстана является крещеные татары. Появление кряшенского населения связано с присоединением Среднего Поволжья и Приуралья к Русскому государству. Контакты кряшен с русским населением, привели к появлению некоторых черт религиозной идеологии (христианские праздники, обряды, иконы в домах), а также отдельных элементов русской литературной культуры.

Ведущую роль в хозяйственной деятельности татар в конце XIX начале XX в., как и предшествующие время, играло земледелие, имевшее зерновую специализацию. Животноводство, как и у соседей – русских, чувашей, мари, удмуртов и др., являлось как бы дополнением к земледелию. Техника сельского хозяйства у татар незначительно отличалась от техники других народов, они употребляли те же орудия и приёмы ведения хозяйства. Орудия труда в основном делались из дерева. Деловыми деревьями являлись дуб, берёза, липа, сосна, ель, черёмуха, вяз, ива и другие. Пахотные орудия, как двухлемешная соха делались из дуба и вяза, благодаря прочности их древесины. Для рыхления почвы и заделки семян во время посева применялись бороны, представляющие брусчатую раму - решётку, в которую через определённые промежутки вставляли дубовые колышки или же железные зубья. В северной части Заказанья в Елабужском уезде наряду с деревянными боронами применялась борона вязаная. Основу ее составляли рама из пересекающихся брусьев. К которым вязовыми или черемуховыми ветвями перевязывали дубовые зубы. (Ю.Г.Мухаметшин,1975). Одновременно с брусчатыми до конца XIX в. На территории Татарстана применялись плетенные бороны с деревянными зубьями. Они употреблялись в основном на подсеках. Делались они таким образом: отрезки сосны или ели с сучьями толщиною в 3-4 см раскалывались вдоль. У крещенных татар в конце XIX в. Для боронования расчищенных участков леса, засеянных репой и льном, употребляли ель с обрубленными сучьями, это орудие труда называлось борона - суковатка. Посев производили вручную - из лыкового или берестяного лукошка. Семена перед посевом пропускали через липовое решето. Для уборки таких яровых культур, как овёс, гречиха и горох, часто пользовались косой-литовкой или крюком. Крюк - это коса - литовка с прикреплёнными к ней дубовыми граблями трёхзубыми или пятизубыми. Деревянными вилами, представляющими собой природную развилку дерева (ствол берёзки с 2-3 сучками) производили укладку снопов в скирды. В долбленных ступах, которые делались из березы, дуба или на ручных жерновах моли крупу и зерно на муку.

Средства передвижения были тоже почти похожи с соседними народами. При передвижении пешком использовались сделанными из бересты кузовыми, кошелями, лубяными сундуками и плетёными из лыка кошелями. Для перевозки грузов использовалась лошадь. Сбруя для упряжки была ременная, редко употреблялась мочальная сбруя, которая имела большое распространение у чувашей, марийцев. Наиболее распространённым летним экипажем была телега на дубовом и реже железном ходу. Телега была неглубокой, с низкими бортами. Дно было выстлано лубом или досками, такие телеги назывались татарскими или марийскими. Для перевозки леса употребляли лесовозную телегу, представляющую дроги без кузова. Для перевозки снопов на гумно была специальная телега в виде длинных дрог, у которых одни концы основных жердей загибались верх на метр (их обычно вырубали из молодых стволов ели с одним идущим в сторону корнем), а в особые гнезда других концов(задних) или в заднюю ось вставлялись длинные, до двух метров жерди. Горизонтальная часть таких дрог застилалась лубом. А при перевозке снопов- еще и холщевым покровом, чтобы не терять зерна. Летним экипажем являлся и тарантас, представляющий собой более мелкие дроги на железном ходу, на которых укреплялся плетенный из ивы кузов с козлами. Наиболее распространённый зимний экипаж - сани, чаще розвальни русского типа с крыльями, без задка и с лубяным настилом. Охотничьи лыжи делались из липы, черемухи, ясеня. Для передвижения по воде у татар - кряшен использовались лодка-дуплянка. Для лодки выбиралось цельное дерево, обычно тополь. Поперек лодки крепили лозовые прутья.

В конце XIХ-начале XX вв. преобладали жилища, построенные из дерева хвойных и лиственных пород. В отдаленном прошлом в лесной зоне жилые строения возводили преимущественно из лиственницы и сосны. Массивы, которых в конце XIX в. сменились менее ценными хвойными породами вторичного леса - елью и пихтой. В лесостепной зоне деловой древесиной являлись осина, липа, изредка береза. Обычно у татар берёза не использовалась в жилищном строительстве: считалось, что она приносит семье несчастье, притягивает молнию и т.д. Практически же берёза трудна для обработки, подвержена гниению. Видимо, из-за этих качеств уже в древности она была выделена в разряд неприкосновенных. Преобладала связка венцов сруба врубками с небольшими концами, известная у русских под названием «в обло», «в угол». При строительстве дома нижние венцы клали на дубовые стулья или реже, на каменные, кирпичные фундаменты. Жилище имело подполье и внутреннюю завалинку. Пол и потолок настилали из досок и плах. Между брёвнами клали сухой мох. Конструкция крыши, начиная со второй половины XIX в., была исключительно строительно-двускатной и шатровой. Тесовые крыши были характерны для жилищ лесной, а крыши, крытые соломой и отчасти щепой, дранью, лубом для северных районов лесостепной зоны. Наиболее распространенным материалом для крыш служила солома. Имело место два способа покрытия домов соломой: 1) «в щетку», когда крышу накрывали рядами обмолоченных снопов, иногда смоченных в растворе глины; 2) «в натруску», когда разбросанную солому укрепляли сверху попарно связанными жердями, перекинутыми через конек крыши, или же соломенными веревками. У казанских татар встречается покрытие корьем (липовой корой, остающейся при выделке мочала) (Н.И.Воробьев, 1953). Основы обстановки дома составляли нары, расположенные вдоль передней стены. На нарах спали, ели, работали. Были стулья, она стояли у боковой стены. Если имелся стол, он всегда ставился к боковой стене у окна или в простенке между стен. У противоположной к двери стены или около печки всегда стоял шкаф для посуды. В большой половине старых изб нередко около печки устраивались полати. Полати – определенное заимствование у русских(Ю.Г.Мухаметшин,1975). Топливом у татар на большой территории их обитания исстари являлись дрова, недостатка в которых - при наличии в крае значительных лесных массивов не ощущалось – использовались дрова разных пород, но предпочтение отдавалось березовым, дающим больше тепла. Дубовых избегали, боясь угара. В малолесных и степных районах, топили соломой и кизяком. Освещали дома долгое время с помощью берёзовой лучины, воткнутой в особое приспособление-светец. Больше всего старались вязать, ткать при дневном свете.

Почти весь необходимый набор посуды и утвари был предоставлен кустарными или самодельными изделиями из дерева, луба, соломы. Жидкие кушанья из котла накладывали деревянной поварёшкой, сделанной из липы, в большое круглое долблённое или выточенное из дерева блюдо. В нём же в праздники выносили мясо с картофелем. В липовой, керамической посуде ставили соль, конопляное и топлёное масло, мёд, хлеб и т.д. Определённый набор деревянного инвентаря применялся при выпечке хлеба: долблённые липовые совки для муки, решето, состоящее из лубяного обруча и дна, плетённого из лыка или конского волоса. Мука просеивалась на обычную широкую липовую доску или же в долблённое корыто - ночёвку, сделанное из дуба, липы, а тесто заквашивалось в долблённой берёзовой или липовой квашне. Этот инвентарь применяли и для приготовления других мучных изделий. Круглая, плетённая из берёзовых прутьев или соломы посудина служила для формовки хлеба. На под хлеб раскладывали липовой лопаткой. Кроме того, в кухонном инвентаре имелись липовые, берёзовые ухваты, кочерги, липовые скалки для раскатывания теста, дубовые или кленовые корыта для рубки мяса и т.д. Разнообразная посуда и инвентарь использовалась для хранения сыпучих и жидких продуктов. В ларях - сусеках и долблённых липовых кадушках хранилась мука и крупы. Они помещались либо в сенях, либо в клети, амбаре. В таких же кадках хранились мясо, сало, соленая капуста, огурцы, грибы и т.д. Воду обычно доставали из колодца и держали дома в деревянных вёдрах, обтянутыми обручами, или в кадках. В цилиндрической долблённой посуде различных размеров с вставными днами и крышкой летом брали с собой воду, кислое молоко - "катык", квас и т.д. В таких же сосудах меньших размеров хранили мёд, творог, масло и другие молочные продукты. Многообразна была посуда из бересты, луба, и плетенная(лыко): туяса, кузова, кошели, использовавшаяся для ношения продуктов, сбора и хранения плодов, ягод, грибов. В домашних условиях зерно – крупа размалывались на ручных мельницах, состоявших из двух дубовых или каменных жерновов. Обдирку круп, толчение конопляных семян также в долбленных ступах, деревянным пестом. Ступы делались в основном из березы. У кряшен Восточного Закамья имелись своеобразные ступы, состоящие из массивной долбленной липовой колоды и тяжелого била с поперечной рукояткой. Било укреплялось на упругой жерди, помещенной на развилке столба. Такой вид ступы встречалась у удмуртов и у других групп татар в указанном районе. Для сбивания масла у татар так же, как и у других народов Поволжья , применялась специальная пахтальница. Она состояла из цилиндрической липовой кадушки с деревянным кружком или крестовиной в нижней части. В некоторых хозяйствах в начале ХХ века стали использовать пахтальницу усовершенствованного типа, которые используют до сих пор. Это был липовой ящик, внутри которого масло сбивалось при помощи деревянных лопастей, которые приводились в движение ручкой. Традиционным является набор деревянного инвентаря, связанного с приготовлением пива, кваса. Он был схож с посудой других народов. Это долбленные липовые или дубовые кадушки, липовые бочки, корыта из дуба или клена, большие или малые березовые ковши.

Растительная пища играла основную роль в том объёме продуктов, который вообще использовался. Это прежде всего продукты, получаемые из хлебных злаков (ржи, проса, полбы, овса и отчасти пшеницы, а также гречихи). Известное значение имели также бобовые культуры : горох, чечевица. Особенно широкое применение у всех групп татар имела ржаная мука, она прежде всего шла на выпечку хлеба. Выпечка хлеба из пшеничной муки среди основной массы крестьянства не была распространена. Чаще в праздничные дни, как правило в пятницу, из пшеничного кислого теста пекли различные лепёшки. В кулинарии мишарей наблюдается разнообразие пресных изделий. Для изготовления пользовались пшеничной, ржаной, полбенной, пшенной мукой. Любимым блюдом являлись блины. На их изготовлении употребляли различные сорта муки: пшеничную, гороховую, овсяную. В большом ходу были пшенные блины, а у кряшен овсяные. Довольно заметное место в питании татар занимали печеные изделия с начинкой. Из круп наиболее характерно пшено, гречка, горох, чечевица, производимые в каждом хозяйстве. Покупным являлся только рис. Рис шел для изготовления праздничного плова, особенно у горожан. Основным крупяным блюдом была каша, иногда крупу использовали в качестве начинки или приправы к жидким блюдам. Мишари, например, широко употребляли пшённую кашу. Она являлась не только повседневным кушаньем, но и представляла ещё и праздничное и обрядовое блюдо. Во время свадебной церемонии её кормили подруг невесты (Мухамедова, 1972). Татары- кряшены широко использовали семена конопли для получения конопляного масла, молока, для приготовления самостоятельных кушаний. Кряшены готовили овсяные, гороховые кисели. Начиная со второй половины XIX в. большое значение в питании крестьян приобретает картофель. Употребляли его и как приправу к жидким блюдам, и для изготовления самостоятельных кушаний. Использовали также капусту, репу, редьку, лук, тыкву, морковь, огурцы, свеклу. Большинство из этих овощей употребляли в пищу как в сыром, варёном и консервированном виде. Татары – мишари из тыквы готовили кашу и начинку для пирогов. Огурцы обычно солили, капусту квасили обычным способом, но редко рубили ее, а лишь разрезали вилки на 3-4 части. Нехватка плодов и ягод из-за слабого развития садоводства восполнялись сбором дикорастущих ягод и плодов. Собирали калину, рябину, черёмуху, малину, землянику, ежевику. Ягоды ели не только в свежем виде, из них делали пастилу - одно из любимых лакомств большинства татар. Пастилу делали из различных ягод. На пастилу иногда и шла рябина, которая считалась хорошим средством от угара. Для приготовления пастилы, ягоды обычно парили, потом, протерев их через сито, намазывали тонким слоем на липовые дощечки, смазанные маслом, сушили на солнце или на чердаке, после чего свёртывали в трубочки или укладывали пластами. Употребляли её к чаю. Татары – кряшены в отличии от других групп казанских татар широко использовали в пищу различные виды лесных грибов, что особенно отмечалось в деревнях мамадышского, Елабужского районов и северной части Заказанья. Собирали грузди, подберезовики, опенки, рыжики, белые грибы в соленом виде. Свежие грибы, прожаренные в масле с луком и смешанные с крупой, картофелем, яйцами. Использовали как начинку для пирогов. Использование грибов в пище кряшен определенно связано с традицией населения лесной полосы. Татары – мишари лесных районов тоже употребляли в пищу грибов. Гриб в лексике мишарей называется мордовским термином панга или русский гереб. Весной, особенно в неурожайные годы. В качестве приправы к жидким блюдам татары использовали дикорастущие растения. Кряшены варили похлебку из сныти, медуницы и молодых побегов дягиля, борщевика, а крапива и лебеда добавлялись в тесто для хлеба. Ели также дикий лук, щавель, лесную свербигу, дикий картофель, белую лебеду. Чай - наиболее широко распространённый напиток у татар. Чай употреблялся как байховый, так и кирпичный. Бедные крестьяне кроме того нередко употребляли суррогаты чая: сушёную малину, смородиновый или вишневый лист, липовые цветы. Татары – кряшены употребляли суррогат чая: сваренную, высушенную свеклу, сушеную и растертую морковь, шиповник, земляничный лист. Вместо чая и в качестве лечебного средства применяли также душицу. Широко распространенным о напитком являлся квас. Сильно просушенный ржаной хлеб или муку варили в котле (иногда добавляли солод). После остывания жидкость заквашивали кислым тестом. Пиво(«сыра») являлось обязательным напитком при семейных и общественных праздниках- на свадьбах, языческих молениях. Например, в весеннем обряде «шыйлык» каждый хозяин должен был приносить на общественный стол свою долю пива. Способ его приготовления был аналогичен с таковым у местных народов. В начале готовили солод: рожь смачивали и держали до прорастания в темном месте. Затем зерна сушили в печи и переламывали в муку. Муку варили в котле, затем жидкость переливали в малые корчаги, на дно которых стелили солому. Корчаги обертывали тряпкой или даже замазывали глиной и на сутки помещали в горячую печь, устье которой плотно закрывали. Вынув из печи, добавляя заранее приготовленный раствор хмеля и опускали в подполье для брожения. Инвентарь для варки пива (корчаги, желоба, кадушки) не отличался от соответствующего инвентаря других народов Поволжья. Ширбет - сладкий напиток из фруктов или мёда - употреблялся преимущественно лишь в качестве ритуального напитка у всех групп татар.

Во второй половине XIX века основная масса татар носила одежду, сшитую из тканей домашнего производства. Растительные, преимущественно льняные и конопляные ткани шли на лёгкую нижнюю одежду. Начало изготовления таких тканей относится к глубокой древности. А для верхней одежды использовались домашнее сукно. Зимняя одежда была в основном из меха. Основной частью как мужской, так и женской одежды были рубаха и штаны. Покрой платья был довольно простым. Мужская рубаха шилась из белого или крашенного холста, а также полосатой пестряди. Покрой её был туникообразный. Такие рубахи шили цельными от плеч до подола, с вставленными по бокам клиньями. Рукава пришивались непосредственно к центральному полотнищу; под рукавом в прорезь боковых полотнищ вшивали треугольные ластовицы. На груди делали прямой разрез. Такие рубахи были широкими и длинными, почти до колен, за исключением татар-кряшен, которые носили рубахи значительно узкие и короткие, как у соседних народов – мари, удмуртов, чувашей, и всегда с ластовицами другого цвета. Носили их навыпуск и без пояса. Второй основной частью татарской одежды исстари являлись штаны. По покрою мужские и женские штаны были совершенно одинаковы и представляли вариант штанов тюркских народностей с широким шагом. Мужских штанов было два вида: нижние (штан) и верхние (чалбар), отличающиеся только по материалу. У крестьян их шили, особенно в отдалённые времена, из крашенного грубого холста или пестряди. Более зажиточные, начиная с конца XIX века, стали шить чалбар из фабричных тканей. Верхнюю одежду мужчин составляли казакин, камзол, чекмен, джилян, кафтан, шуба, фартук, шарф, кушаки. В женской одежде, как и в мужской, основными также являлись рубаха и штаны. Далее шили: камзол, бешмет, тун, джилян. Наиболее древний тип женской рубахи по принципу кройки был идентичен мужской, т.е. имел туникообразную форму. Женские рубахи шили длинными и к подолу пришивали узкий волан; материалом служили: холст, пестрядь, а в конце XIX века чаще ситец или сатин. В прошлом у татар - мишарей бытовали вышитые рубахи из белого холста. Позднее стали шить рубахи с отрезной талией. Шили эту рубаху целиком из пестряди. Характерной деталью женского платья являлся в прошлом нагрудник, надевавшийся под платьем и почти видимый через разрез ворота. Нагрудник носили все женщины, за исключением кряшенок. Зато неотъемлемую часть костюма мужчин и женщин у кряшен составляли передники, которые надевались поверх рубашек. На узорах преобладали растительные мотивы. Обувь у татар, как и у других народов Среднего Поволжья была из лыка, кожи и овечьей шерсти. Среди основной массы крестьянства большое распространение получила лыковая обувь, прежде всего лапти (чабата). Они отличались по разным признакам лаптей соседних народов (наиболее близкое сходство они имели с лаптями низовых чувашей). Однако некоторые группы мишарей носили лапти. Образцы которых заимствованы у русских, мордвы и других народов. Татары подошву лаптя плели наискось, а личико - прямо. Личико делалось небольшое, а борта и задники низкие. В целом татарские лапти считались самыми удобными и дешёвыми. Удобство их состояло в том, что в каждой паре лаптей не нужно различать правую от левой, так как они взаимоизменялись. Разницы в типе мужских и женских лаптей, как, например, у верховых чувашей и марийцев не было, кроме размеров. При обувании лаптей надевали на ногу шерстяные носки (мужчины) или чулки (женщины), и на них закручивали холщовые портянки. Лапти на ноге укрепляли на ноге оборами (конопля), завязывающимися несколько выше щиколотки. Во влажную погоду носили лапти с подстилкой из сухой травы, соломы. Весной и осенью снабжались деревянной колодкой. Помимо лаптей, значительное распространение у татар-мишарей имели также высокие лыковые галоши -ступня (от русского "ступни"), чаще на деревянной подошве. Это лыковая обувь на ноге держалась без обор (Р.Г.Мухамедова, 1972). У татар – кряшен плетеные из лыка калоши с высокими бортами – «кунычлы юкэ башмак» или с низкими «кунычсыз юкэ башмак». В прошлом наиболее своеобразными и разнообразными были головные уборы, особенно женские, которые представляли собой ряд переходов от уборов, защищающих голову, до уборов-украшений. Соответственно менялись и материалы, идущие на их изготовление: от холста и ситца до парчи, а также нередко и меха. В описании головных уборов в литературе не упоминаются конкретные растительные материалы, из которых они изготовлены. Они отмечены в описании в двух головных уборов, встречающихся у крещеных татар. Среди кряшенок Предкамья и Закамья широко бытовали своеобразные, не носимые никогда мусульманками головные уборы: миленсик и сюреке. Меленсик представлял собой чепчик из холста и пестряди. Сюреке – полоса ткани, нашитая на картон или бересту, украшенную с одной стороны вышивкой. Украшений было очень много. Изготовлялись они из металла (большинство), драгоценных камней и ткани. Широко применялась женщинами косметика. Из домашнего изготовления, можно упомянуть про хну. Хну привязывали к ногтям на ночь, и утром они окрашивались в желтовато-красный цвет. Хну изготовляли из растёртых листьев бальзамина, одного из распространённых комнатных растений у татар, и некоторых количеством квасцов.

Таким образом, природные условия в коренных районах расселения татар представляются благоприятными для земледелия, традиционно являвшегося основным занятием татар. Положение на границе двух растительных зон способствовало большому разнообразию флоры и растительности, что повлияло на широкое ее использование местным населением в хозяйственной деятельности и быту. Во всех сферах материальной культуры, начиная от орудий труда, жилища и до косметики, украшений широко используется как культурные, так и дикорастущие растения. Наибольшее применение получают такие древесные породы, как липа, береза, ива, дуб и хвойные породы. Например, при производстве орудий труда и средств передвижения основными породами служат дуб и хвойные. Эти же породы составляют основные строительные материалы. Дуб и липа являлись главным материалом для домашнего производства и промыслов. Благодаря своим свойствам используются береза, черемуха, ива. Круг культурных растений, сопутствующий практически всем поволжским народам, дополняются разнообразными дикорастущими растениями, которые использовались в пищу – в качестве лекарственного сырья и для других целей. Имеющийся материал свидетельствует о том, что в использовании растений, как культурных, так и дикорастущих, у казанских татар и у мишарей различий практически не наблюдается. В то же время у кряшен несколько отличается характер растительной пищи. В структуре их питания меньшую роль играют мучные и крупяные блюда, а большую роль играли овощи, грибы и дикорастущие растения. Несколько различалась использование растительного сырья в домашнем производстве и промыслах; отличие наблюдалось в одежде, обычаях и т.д. Христианизация XIV-XIX вв. повлияло на то, что быт и культура кряшен к концу XIX в. приобрели некоторые отличия от культуры казанских татар.

Литература

1. Воробьев Н.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: изд-во «Наука», 1967.-537с.

2. География Татарстана. Пробное учеб. пособие / под ред. Г.П. Бутакова. –Казань: Магариф, 1994.

3. Иванова Р.Г. Словарь – справочник по флоре Татарии. – Казань: Татарское книжное издательство, 1988.-285с.

4. Иванова Р.Г. Дикорастущие съедобные растения Татарии. – Казань: Татарское книжное издательство, 1988.-198с.

5. Из истории материальной культуры татарского народа. ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР, 1981.- 87с.

6. Марков М.В. Растительность Татарии.- Казань. Татгосиздат, 1948-128 с.

7. Мухаметшин Ю.Г. Татары – кряшены.- Москва: изд – во «Наука», 1977.- 183 с.

8. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. – Москва: изд-во «Наука», 1972.-248 с.

9.Фукс Карл Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях.-1844.- 131 с.

10. Халиков А.Х. Происхождение татар Среднего Поволжья и Приуралья / в кн.: К вопросу этнической истории татарского народа/.-Казань: ИЯЛИ им. Г, Ибрагимова КФАН СССР, 1985.-135с.

11. Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья Х|Х –начала ХХв. – Москва: изд-во «Наука», 1981.-125с.