СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно-игрового метода»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: «Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно-игрового метода»  ОМО учителей ФЗК 27.08.2020 год.

Просмотр содержимого документа
««Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно-игрового метода»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орешковская средняя общеобразовательная школа»














«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности

применения соревновательно-игрового метода»



ОМО учителей ФЗК Рузского го


27 августа 2020 года












Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Токарева Е.В.



2020 год




Введение

Интерес познавательной деятельности к предмету - мощный двигатель обучения и учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности.


Перед современным учителем стоит задача - обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках для становления субъектной позиции. Ученик не должен выступать в роли пассивного объекта деятельности педагога. Большинство учащихся не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные программой по физическому воспитанию, базовым компонентом государственного стандарта общего образования. Ребенок не может выполнить определенный норматив, и как следствие у него происходит падение интереса к уроку. Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интересы учащихся к занятиям бывают разными. Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной деятельности вообще, то подростки занимаются уже с какой-то конкретной целью.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним.

Физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Воспитанием детей в школе призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. Но особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.

Учитель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высшем уровне проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно-массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.

Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Начиная с 2015 года работаю по направлению «в движении - жизнь», так как считаю эту проблему наиболее важной и емкой на сегодняшний день.

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач, где предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также большее разнообразие игр.



Игра – как средство повышения качества обучения.


Важную роль в процессе усвоения учебного материала играет познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе для своего физического совершенствования. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных единых правил, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время – это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока или мероприятия, организации учебно-воспитательного процесса.

Игра, сама по себе, включает в себя действия, направленные на совершенствование различных двигательных качеств, и рассматривается как упражнения общего физического воздействия. Игра развивает умственные способности, заставляет мыслить, развивать логику. Помогает формировать умения ориентироваться в окружающей среде, воспитывает гражданскую позицию, чувство коллективизма. Применяя национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры. 

В Программы по физической культуре включено много подвижных казахских национальных игр, игр народов, проживающих на территории Казахстана, которые развивают чувство патриотизма и любви к своей Родине, к Казахстану, к её народу. Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе.

В моей педагогической деятельности большинство уроков и мероприятий направлены на воспитание чувства патриотизма через подвижные игры, уважение к другим народам, проживающих на территории нашего государства и за пределами его, возрождение казахских народных традиционных игр среди детей, укрепление физического и нравственного здоровья школьников, формирование правильной осанки, развитие скоростных и координационных качеств, привитие любви к подвижным играм.

Методические приемы дают положительный и эффективный результат в тех случаях, если учитель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности.

Народные, национальные казахские подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.

Использование подвижных игр на уроках.


Игро­вой метод на уроках физической культуры, как правило, применяется при комплексном совер­шенствовании движений, при их разучивании и для развития физических качеств. В связи с этим мной были разработаны комплексы подвижных игр и игровых заданий с учётом тематики уроков. Комплексы игр составлены в зависимос­ти от решаемых на занятии задач.

Урок физической культуры строится в сорев­новательной форме на основе программы «Весё­лых стартов», реализуемой в III четверти (каждый урок — этап). Всего в данной учебной четверти 10 та­ких этапов. Каждый этап имеет свои направленность и программу заданий. Оценка прохождения каждого из этапов осуществляется таким образом: каждый класс по результатам выполнения заданий получает баллы, которые заносятся в таблицу, и подводятся итоги (суммируются набранные баллы и определяет­ся место).

Инновационность уроков игровой направленности позволяет поэтапно повышать физическую активность, развивать двигательные навыки учащихся и их физические качества.

Цель данной программы — повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой, разви­вать двигательные навыки учащихся и их физические качества.

Задача этапов — развитие двигательных качеств с акцентом на одном-двум из них.

На уроке задействованы все учащиеся, допущен­ные к занятию. Классы делятся на команды, равные по численному составу.

Оценивание осуществляют на каждом уроке. Сис­тема подведения итогов реализуется по правилам проведения эстафет путём сумми­рования набранных баллов, ко­личество которых соответствует занятому месту. Победитель оп­ределяется по наименьшему ко­личеству полученных баллов.

I этап. Задача: развивать лов­кость, быстроту и другие физи­ческие качества.

Эстафеты. 1. «Кто быстрее?» Команды на линии старта. По сигналу первый бежит до препятствия, обегает его, устремляется обратно и передаёт эста­фету следующему и т.д.

«Мяч в ложке». Донести теннисный шарик в ложке до препятствия, обежать его и возвратиться обратно.

«Брусок на голове». Донести брусок на голове до препятствия, обойти его и вернуться обратно с бруском в руке.

«Брусок за линию». Первый добегает с брус­ком до препятствия, обратно бежит без него. Второй бежит за бруском, возвращается с ним, передаёт следующему и т.д.

«Тараканий бег» (лицом — вперёд, спиной — назад).

6. Челночный бег.

Подведение итогов.

II этап. Задача: совершенствовать различные передвижения, перемещения.

Эстафеты. 1. «Шире шаг». Приставными шагами правым боком переместиться до препятствия и об­ратно вернуться другим боком.

«Оглянись». Перемещения спиной вперёд до препятствия, обратно бегом.

«Спина друга». Встать спиной друг к другу. Руки сцеплены в локтях. Передвижение приставным шагом до препятствия, обратно другим боком.

«Рука друга». В парах, держась за руки, бегом до препятствия, обежать препятствие и вернуться обратно.

«Гусиный шаг». «Гусиным шагом» переместить­ся до препятствия, обратно возвратиться бегом.

«Попрыгунчики». Прыжки на обеих ногах до препятствия, обратно бегом.

7. Челночный бег.

III этап. Задачи: развивать ловкость; совершенствовать ведение мяча.

Ведение малого теннисного мяча.

Ведение волейбольного мяча.

Эстафета «Мяч соседу» (передача мяча от гру­ди, боком).

Эстафета «Мяч соседу» (передача мяча от пола).

Встречная эстафета с ведением мяча.

Ведение мяча по прямой с броском в щит.

Ведение мяча по прямой с бросками до попада­ния в кольцо.

IV этап — «Весёлая скамейка». Задачи: развивать ловкость, прыгучесть.

Прыжки через гимнастическую скамейку с по­мощью рук, бег до препятствия и обратно.

Обежать скамейку вокруг, затем бег до пре­пятствия и обратно.

Прыжки через скамейку с опорой на руки, добе­жать до препятствия, возвратиться обратно, пропол­зти по скамейке.

Прыжки через скамейку с опорой на руки, до­бежать до препятствия и возвратиться обратно бегом по скамейке.

Бегом по скамейке с ведением мяча.

Бег рядом со скамейкой, мяч катить по скамейке.

V этап. Задача: развивать скоростно-силовые качества.

1. Прыжки на одной ноге до препятствия,
обратно — на другой.

«Тараканий бег» (лицом — вперёд, спиной — назад).

Бег, прыгая через скакалку, до препятствия, обратно — бегом.

Прыжки на обеих до препятствия, 5 приседа­ний, обратно — бегом.

«Бег пингвинов» до препятствия, обратно — бегом.

«Гусиный шаг» до препятствия, обратно — бегом.

«Гусиный шаг» правым боком до препятствия, обратно — другим боком.

VI этап. Задача: развивать силу.

Эстафета «Тачки». В парах: первый держит вто­рого за ноги, передвижение на руках до препятствия. Обратно — смена ролей.

Перетягивание каната. Мальчики и девочки со­стязаются отдельно.

«Армрестлинг». Мальчики и девочки отдельно.

«Бой петухов». Мальчики и девочки отдельно.

«Перестрелка».

VII этап — «Весёлый футбол». Задачи: развивать координацию; совершенствовать передачи мяча и удары по воротам.

Ведение мяча по прямой до препятствия и об­ратно.

«Передача партнёру». В парах передача мяча друг другу.

«Попади в цель». 5 человек стараются попасть в «ворота» с центрального круга, послав мяч в цель уда­ром ногой (подсчитывается количество попаданий).

4. Мини-футбол (игра до одного забитого мяча или на время — 5 мин).

VIII этап. Задачи: развивать быстроту, координационные качества.

Бег до препятствия, обежать препятствие и вер­нуться обратно. Передача эстафеты осуществляется на линии старта. Соблюдать правила эстафеты.

В парах перемещение до препятствия и обратно приставным шагом лицом друг к другу, передача бас­кетбольного мяча двумя руками от груди.

Передвижение в парах, первый спиной вперёд, второй лицом до препятствия, смена мест у препятс­твия и возвращение обратно. Второй выполняет пе­редачу мяча первому от груди двумя руками, первый возвращает мяч второму прокатом по полу.

Перемещение до препятствия и обратно при­ставным шагом в парах, передача мяча с отскоком от пола.

Бегом до препятствия, мяч проносить вокруг поясницы; обратно — бегом, но мяч подбрасывать.

«Тараканий бег» до препятствия, мяч на живо­те; обратно — бегом, мяч в руках.

Мини-баскетбол. Игра на двух площадках по упрощённым правилам, два тайма по 5 мин.

IX этап. Задачи: закреплять двигательные, игровые умения и навыки.

Мини-футбол. Игра по круговой системе с на­бором очков. Каждый тайм по 5 мин или играть до одного забитого мяча.

«Перестрелка» (класс против класса, но раз­ными мячами. Мальчики против мальчиков, девочки против девочек).

X этап. Задачи: закреплять умения и навыки при игре в баскетбол.

Мини-баскетбол. Игра на двух площадках по кру­говой системе с набором очков, два тайма по 7 мин.

Отдельное проведение «Весёлых стартов» сре­ди V классов, среди VI классов. Подведение итогов. Построение. Награждение победителей.



Технологичность представляемого педагогического опыта


При использовании игр, (подвижные игры и сюжетно-ролевые) на уроках физической культуры реализуются функции игр:

Социокультурное назначение игры, как сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Функция самореализации человека в игре: для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а процесс игры – пространство самореализации.

Коммуникативная игра: вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры не может быть не может.

На графике представлены результаты диагностики мотивации учебной деятельности на обычных уроках физической культуры и с применением игровых технологий. Как видно из графиков на уроках с использованием игр возрастает ситуативный интерес, интерес к предмету и повышенный познавательный интерес. Диагностика проведена в начале 2008-2009 учебного года и в конце 2008-2009 учебного года в 7 классе. (Приложение1)

При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма деятельности.

Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю в соответствии с содержанием место для игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеничным нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ и её содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны, водящие, учитываю какая роль особенно полезна ученику, так, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным- проявить активность, недисциплинированным- стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:

- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру

- принцип развития игровой динамики;

- принцип поддержания игровой атмосферы

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися подводим итоги игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

При проведении игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:

Опираться на достижения предыдущего возраста;

Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;

Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;

Главное уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.

Игры-эстафеты с элементами гимнастики.


«Пролезь под мостом». Участвуют две команды. Первые участники по сигналу учителя бегут к гимнастической стенке, забираются вверх, касают­ся рукой верхней рейки, спускаются вниз, добегают до гимнастического мата, выполняют «мост». В это время второй участник команды бежит к первому, пролезает под «мостом» и выполняет дальше то же задание, а первый участник возвращается быстро к своей команде и становится в конце колонны. Сле­дующие участники выполняют то же задание, только последний не выполняет «мост».

«Повтори за мной». Для выполнения прыжко­вых упражнений можно использовать гимнастичес­кий мостик, трамплин, батут, автомобильную камеру. Участники могут соревноваться как индивидуально, так и по командам учителя. Дети показывают те прыжки в сочетании с гимнастическими элементами, которые они изучали, но могут также придумывать свои. Один придумывает и выполняет, другой должен повторить. Выигрывает тот, кто больше придумает и больше повторит различных элементов. Чтобы быс­трее закончилась игра, можно установить предел, например, до 10 «новинок».

«Придумай упражнение». При составлении уп­ражнения надо использовать заданное количество гимнастических элементов (например, 4, 6, 8). В эс­тафете могут участвовать несколько команд. Выпол­нять задание может капитан команды или тот, кого выберет команда. Например, даны такие элементы акробатики: кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках, «мост», сед углом, полушпагат, равно­весие на одной ноге, прыжок с поворотом на 180°. Участнику нужно придумать упражнение из этих эле­ментов, добавляя соответствующие переходы.

«Кувырок через обруч». На расстоянии 10 м от команд стоят два ученика и держат постав­ленные на пол гимнастические обручи в вертикаль­ном положении. За обручами лежат гимнастические маты, далее стоят стойки. По сигналу учителя первые игроки в командах бегут, прыгают в обруч с кувырком вперёд, обегают стойки, обратно в обруч пролезают (пробегают) и передают эстафету следующему.

«Силачи». В 2 м от команд стоят две гим­настические скамейки. Первые участники лежат на животе на скамейках так, чтобы ноги находились не на скамейке. По сигналу участники, сгибая и выпрям­ляя руки в хвате за скамейку, быстро проталкивают себя головой вперёд. В 3—4 м от скамейки на гимнастическом мате лежат гантели. После прохождения скамеек участники подбегают к гантелям, 5 раз их выжимают вверх от плеч, кладут на мат, обратно пробегают по скамейкам и передают эстафету. Вес гантелей подбирают с учётом физической подготов­ленности занимающихся.

«Переправа». На расстоянии 10 м от команд стоят два гимнастических козла или коня, за ними лежат гимнастические маты, в 2 м от ма­тов стоят две гимнастические скамейки. По сигналу первые участники подбегают к козлам, перелезают через них, спрыгивают на маты, по скамейкам пе­редвигаются в упоре на руках (ноги на полу сзади, разведены), обегают стойки и, подбежав спиной к скамейке, пробегают её спиной вперед ноги врозь, поворачиваются и пролезают под козлом, подбегают к команде, берут за руку второго игрока и вместе с ним повторяют то же упражнение. Добежав до стой­ки, первый остаётся за стойкой, а второй бежит за третьим участником. Перелезают через козла второй и третий участники, с использованием скамейки вы­полняют задание оба, а за стойкой остается второй. Эстафету продолжают до тех пор, пока все не переправятся за стойку.

«Эстафета с гимнастическими скамейками». В 10 м от команд стоят две гимнастические скамейки. По сигналу игроки обеих команд подбе­гают к ним сбоку, кладут ноги на скамейки, руки на полу и выполняют передвижение вдоль скамейки

«Кувырки с мячом в руках». По сигналу учителя первые игроки бегут к гимнастическим матам с мячом в руках, выполняют кувырок, затем обегают стойку. На обратном пути игроки тоже делают кувы­рок и передают мяч следующим участникам. Команде начисляют штрафные очки, если её игрок уронит мяч при кувырке или во время бега.

«Упражнение в равновесии на гимнастичес­ком бревне». Участие принимает один игрок (капи­тан). Необходимо придумать комбинацию из задан­ного количества элементов (6—8). Можно выполнять шаги, прыжки, повороты, танцевальные движения, равновесие на одной ноге, наскок на бревно, сед углом, соскок. Выигрывает игрок, который покажет более интересную комбинацию и допустит меньше ошибок.

«Кувырки в парах». Задание то же, что и в эста­фете «Кувырки с мячом в руках», только двое игро­ков в команде без мячей выполняют кувырки вдвоём, взявшись за руки.

«Переправа над пропастью». Уста­навливают двое брусьев (параллельных), под ними кладут гимнастические маты. Задача каждого участ­ника — как можно быстрее пройти брусья в висе на руках или по одной жерди на руках, а по другой на подколенках.

Комбинированная эстафета (каждый участник выполняет своё задание): первые участники бегут и гонят перед собой гим­настический обруч. Они передают эстафету партне­ру, стоящему возле брусьев;

второй участник хватается за жердь брусьев рука­ми и ногами и, проталкивая себя руками, скользит по жерди до конца (рис. 8);

третий участник на гимнастической скамейке вы­полняет одно отжимание с последующим хлопком руками, а затем — про­движение вдоль скамейки (ноги на полу);

четвёртый участник, получив эстафету, в висе на гимнастической стенке 10 раз поднимает прямые ноги (можно упростить упражнение и поднимать ноги, согнутые в коле­нях);

пятый участник (мальчик) на перекладине выпол­няет 5 подтягиваний в висе;

шестой участник на гимнастической дорожке вы­полняет перекаты боком (или кувырки вперёд);

седьмой участник осуществляет передвижение положении «мост»;

восьмой участник выполняет перевороты боком.

Игровые эстафеты на уроках кроссовой подготовки

На уроках кроссовой подготовке я нередко применяю игровую эстафету «Телеграмма» и своеобразную гонку патрулей «Выполни задание».

В эстафете «Телеграмма» класс распределяем на 5—6 команд по 5 человек в каждой. Кроссовую дистанцию делим на равные отрезки. Каждый участник команды занимает место на своем этапе. Капитан команды, стартуя на пер­вом этапе, самостоятельно придумывает теле­грамму-поздравление, состоящее из 5 слов, на­пример: «Поздравляем с Днем 8 Марта!». Завершая свой этап и подбегая ко второму участнику команды, он, как эстафету, передает ему слова текста телеграммы. Таким же образом телеграмма поздравление передается по всем остальным этапам эстафеты. Выигрывает коман­да, прибежавшая к финишу первой и правильно, без ошибок, донесшая слова телеграммы.

Капитанами команд обычно выбирают наибо­лее подготовленных учащихся. В этом случае мы применяем несколько иной вариант игровой эстафеты. Капитан преодолевает все этапы эста­феты, кроме последнего, и на каждом этапе он сообщает своим товарищам только по одному слову из задуманного текста телеграммы (на втором этапе — первое, на третьем — второе и т. д.). Закончив свой этап, все остальные участники команды не прекращают бег, а вместе с товарищами по следующим этапам бегут к фи­нишу. На финише (без капитана команды) они из сообщенных им капитаном слов должны правильно составить текст телеграммы.

Результат команды фиксируется, когда линию финиша пересекут все ее участники. Капитан заканчивает бег, передав слово-эстафету послед­нему участнику команды.

Данный вариант эстафеты позволяет приме­нять бег с гандикапом в зависимости от под­готовленности учащихся.

Гонку патрулей «Выполни задание» проводим чаще всего на заключительных уроках крос­совой подготовки. Класс делим на 4 команды. Дистанцию размечаем по кругу (500 м — круг). Первый круг все команды пробегают вместе, причем ни одна из них не получает никаких заданий. На финише круга учитель вру­чает капитанам команд записки с заданиями (пробежать определенное число кругов, сделать несколько ускорений, преодолеть ряд препят­ствий и др.). По мере выполнения заданий оценка выставляется всем участникам команд.

В старших классах для выработки у учащихся умения равномерно пробегать кроссовую ди­станцию, а также чтобы увеличивать темп бега в зависимости от промежуточных результатов, мы на определенных отрезках дистанции со­общаем учащимся показанные на них резуль­таты. Ориентируясь на эти результаты и зная конечные нормативные требования (на оценки «5», «4» и «3»), школьники стремятся правильно распределять свои силы на последующих ча­стях дистанции.

Вспомогательные и подводящие игры на уроках спортивных игр

Ястреб, наседка и цыплята. Цель: развитие ловкости, быстроты и внимания, использование в каче­стве подводящего упражнения для учебных заданий по взаимодействию игроков нападения и защиты в баскетболе или гандболе. Организация. Класс делится на две команды, избирающие ястреба и наседку, ос­тальные игроки — цыплята. Каждой команде отво­дят по половине баскетбольной (гандбольной) пло­щадки. Цыплята каждой команды строятся за своей наседкой в колонну по одному, держась руками за пояс впереди стоящего игрока, а своего ястреба от­правляют на охоту за соперниками. Проведение. По стартовому сигналу ястребы, ловко маневрируя с ис­пользованием отвлекающих и обманных движений, стремятся зайти в тыл колонны соперников и схва­тить ее последнего цыпленка. Защищая своих цып­лят от ястреба, наседка все время разворачивается к нему лицом и, разведя руки в стороны, загораживает ему путь, а вся колонна, прячась от хищника, стре­мится уклониться в противоположную сторону. Пой­манный цыпленок выбывает из игры и отходит в сто­рону, а ястреб возвращается на исходную позицию перед наседкой для продолжения охоты за следую­щим цыпленком. Время игры 3-4 мин. Выигрывает команда, потерявшая меньшее количество цыплят.

Преследование с мячом. Цепь: развитие быст­роты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с ве­дением мяча в баскетболе. Организация. Игру прово­дят на одной половине баскетбольной площадки, в каж­дом из четырех углов которой ставят поворотную стойку. Класс делится на четыре команды, каждая из которых занимает свой угол, построившись около стойки в ко­лонну по одному. Направляющие игроки колонн, с бас­кетбольным мячом в руках, выходят из строя и стано­вятся за свою поворотную стойку, являющуюся одно­временно местом старта и финиша.Проведение. По сигналу учителя первые игроки команд начинают ве­дение мяча по периметру игровой зоны, против часо­вой стрелки, обегая поворотные стойки снаружи и при­ближаясь к месту своего старта. При этом каждый иг­рок, ведущий мяч, стремится догнать переднего на ди­станции и осалить его, за что начисляют 1 очко. Затем то же задание поочередно выполняют остальные чет­верки соревнующихся колонн. Игрок, потерявший мяч на дистанции, обязан подобрать его и продолжить ве­дение с места потери. Выигрывает команда, участники которой наберут наибольшую сумму очков.

Десять ударов с передачей. Цель: развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных за­нятий по ведению и передаче мяча в баскетболе и гандболе. Организация. Класс строится в 3-5 ше­ренг. Дистанция и интервал 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Право­фланговые всех шеренг получают по баскетбольно­му (гандбольному) мячу. Проведение. По сигналу педагога правофланговые всех шеренг начинают ведение мяча на месте с 10 отскоками от пола, а 11 -м ударом направляют мяч следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же упраж­нение с передачей мяча очередному игроку, и так до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выпол­нив задание, поднимает мяч над головой. Побеж­дает команда, завершившая задание первой.

Челночный бег. Цель: развитие координации дви­жений, быстроты и внимания, использование в каче­стве подводящего упражнения для учебных заданий по ведению мяча с изменением направления движе­ния в баскетболе, гандболе или футболе. Организа­ция. Играющие встают в круг, разомкнувшись на вы­тянутые руки, и рассчитываются по порядку. Четные номера представляют одну команду, нечетные—дру­гую. Жребием определяется команда челноков и ко­манда ловцов. Первая пара соперничающих игроков поворачивается направо, а все остальные поднимают руки вверх, имитируя ворота. Ловец из первой пары становится за ближайшими воротами, а челнок — на одни ворота вперед. Проведение. По сигналу учителя челнок бежит змейкой по кругу, огибая каждые ворота, а ловец тем же путем преследует его, стараясь осалить касанием руки, прежде чем челнок пройдет последние ворота начатого круга. Осаливший и непойманный иг­роки приносят своей команде выигрышное очко. За­тем стартует следующая пара соперников и т.д. Выиг­рывает команда, участники которой наберут большую сумму очков. При желании челночный бег можно по­вторить со сменой игровых ролей.

Опереди полет мяча. Цель: развитие быстроты, ловкости и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по при­ему и передачам мяча в баскетболе, волейболе или гандболе. Организация. Класс делится на несколько равных команд по 6-8 человек, которые разомкнуты­ми на вытянутые руки шеренгами строятся на площадке одна за другой. В1 м перед первой шеренгой между двух стоек на высоте 2,5 м натягивают шнур с маленькими разноцветными флажками. Игрокам первой Шеренги раздают по мячу (теннисному, баскетбольному, волейбольному или гандбольному).Проведение. По сигналу педагога игроки первой шеренги должны пе­ребросить свой мяч через шнур и, быстро пробежав под ним, поймать мяч на другой стороне. Игрок, но успевший поймать свой мяч до его приземления, вы бывает из игры. Затем то же упражнение по очереди выполняют игроки остальных шеренг. Во втором туре игрового состязания исходное расстояние до шнура увеличивают до 1,5 м, в третьем — до 2 м и т.д. После нескольких таких туров, когда останется мень­ше половины участников, игру заканчивают. Выиг­рывает команда, сохранившая наибольшее число участников после заключительного тура.

Гонка мячей по кругу приставными шага­ми. Цель: развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с приемом, ведением и пере­дачей мяча в баскетболе. Организация. Класс де­лится на две команды, которые шеренгами строятся друг против друга за лицевыми линиями баскетболь­ной площадки. В 2 м перед каждой шеренгой мелом очерчивают круг диаметром 6 м, а направляющему игроку шеренги дают баскетбольный мяч. Проведе­ние.По сигналу учителя направляющие игроки обе­их шеренг начинают ведение мяча приставными шагами по своему кругу, совершая первый виток правым боком вперед, а второй виток — левым бо­ком, после чего передают мяч вторым номерам сво­их шеренг и отходят в сторону. Вторые номера, вы­полнив то же задание, передают мяч третьим, и так до последнего игрока в шеренге. Побеждает коман­да, закончившая задание первой.

Обведи препятствия. Цель: развитие быстроты, координации движений и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных за­даний по ведению мяча в баскетболе. Организация. Класс делится на 2-3 команды, каждая из которых, разбившись на две равные подгруппы, строится встречными колоннами. Расстояние между встречны­ми колоннами 10 м, и на этом протяжении равномер­но расставляют 3 поворотные стойки. Интервал меж­ду командами 3^1 м. Первые игроки правых подгрупп получают по баскетбольному мячу. Проведение. По сигналу педагога игроки с мячом начинают ведение вперед, обводя поворотные стойки на пути то слева, то справа, затем обводят вокруг встречную колонну, передают мяч из рук в руки ее направляющему игро­ку, а сами становятся в конец обведенной колонны. Направляющий игрок, получив мяч, выполняет то же игровое задание в обратную сторону и т.д. Побеждает команда, встречные колонны которой меняются мес­тами раньше остальных соперников.


Вспомогательные и подводящие игры на уроках легкой атлетики


«Поймай мустанга на разгоне». Цель — развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по стар­товому разгону.

Класс делится на ловчего, охранника и свободных мустангов, непринужденно резвящихся на площадке. В центре пред­назначенной для игры площадки чертят круг диаметром 3 м (загон для пойман­ных мустангов), оберегаемый снаружи ох­ранником. По сигналу педагога ловчий стремительным рывком начинает охоту на свободных мустангов, стараясь запятнать кого-нибудь из них рукой. По правилам игры преследование убегающего может продолжаться не более 20 м, после чего ловчий должен переключиться на друго­го мустанга. Пойманный отводится в за­гон под надзор охранника, и импровизи­рованная охота продолжается. Однако каждого пленника можно освободить, если свободный игрок, ловко подкравшись к кругу, переходить который нельзя, кос­нется вытянутой навстречу руки «заклю­ченного». При этом, если охранник или ловчий запятнают освободителя, то он сам становится пленником. Игра продолжает­ся 4—5 мин. Ни разу не пойманные иг­роки объявляются самыми резвыми и хитроумными.

«Бег с обручем». Цель — развитие бы­строты, ловкости, внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий со стартовым разгоном.

Класс делится на пять равных команд, которые строятся в колонны по одному за общей линией старта. Через 10 и 25 м на беговых дорожках проводят белые по­перечные линии, последняя из которых фи­нишная. Двум первым участникам каждой команды выдается по гимнастическому обручу. По сигналу педагога направляющий каждой колонны бросает обруч таким об­разом, чтобы он устойчиво покатился по дорожке. Когда обруч достигает 10-метро­вой отметки, бросивший игрок стартует за ним, чтобы, не мешкая, схватить его и как можно быстрее финишировать. Участник забега, финишировавший первым, прино­сит своей команде 3 очка, вторым — 2, третьим — 1. Остальным очки не присуж­дают. Затем за метаемыми обручами стар­тует следующая пятерка, а финишировав­шие игроки в это время сбоку возвраща­ются обратно и передают обручи очеред­ным участникам своих колонн. Игра про­должается до финиша, замыкающего забе­га. Выигрывает команда, набравшая боль­шую сумму очков.

«Догнать переднего». Цель — развитие быстроты, ловкости и внимания, исполь­зование в качестве подводящего упражне­ния для учебных заданий с низким или высоким стартом.

На легкоатлетической площадке класс делится на две команды, которые разомк­нутыми на вытянутые руки шеренгами вы­страиваются одна позади другой. Расстоя­ние между шеренгами 2—3 м. В 30—40 м перед первой шеренгой проводят кон­трольную линию. По сигналу педагога обе команды с низкого (или высокого) стар­та бегут к контрольной линии. При этом игроки задней шеренги стремятся догнать и касанием руки запятнать бегущего пе­ред собой игрока передней шеренги, а тот старается не допустить этого. Игро­ки, которых запятнали до контрольной ли­нии, должны остановиться и поднять вверх правую руку. Подсчитывается их количество. Возвратившись обратно пешим шагом, команды меняются местами и ролями, и игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, запятнавшая боль­шее число соперников.

«Кто не успел, тот проиграл». Цель — развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего уп­ражнения для учебных заданий с бегом.

Класс становится по кругу, разомкнувшись на 2—3 м. Внутри по несколько меньшему кругу равномерно расставляют игровые пред­меты (кубики, городки, булавы, кегли и т.п.), число которых на 2 меньше количества иг­рающих. По словесной команде педагога все игроки начинают бег по кругу против часо­вой стрелки, а по свистку каждый из них старается как можно быстрее схватить бли­жайший к нему игровой предмет. Двое не­расторопных, оставшиеся без предметов, выбывают из игры. Два игровых предмета изымают из круга, а остальные вновь рас­ставляют на прежние места, после чего иг­ровое задание повторяют с бегом в проти­воположную сторону. В результате второго цикла еще два участника, не успевшие ов­ладеть предметом, оказываются вне игры и т.д. В конце концов в игре остаются один или два участника, которые и признаются победителями.

«Убежать от медведей». Цель —разви­тие быстроты, ловкости и воображения, ис­пользование в качестве подводящего уп­ражнения для учебных заданий по бегу с максимальной скоростью.

Класс делится на 3—5 медведей и сво­бодных сборщиков грибов. Медведи рас­полагаются в конце игровой площадки, за линией, очерчивающей их берлогу. На другой стороне площадки (условного со­снового бора) располагается группа сво­бодных грибников. По сигналу педагога грибники, изображая сбор грибов и ягод в дремучем лесу, цепью подходят к мед­вежьей берлоге, хором выразительно на­певая: «У медведей во бору грибы, ягоды беру, а медведи сидят и на нас рычат». Как только поющие произнесут последнее слово, медведи с рычанием выскакивают из берлоги и стремительно бросаются в погоню за грибниками, стараясь кого-ни­будь схватить. Схваченных отводят в бер­логу, а разбежавшиеся грибники снова собираются вместе и опять идут дразнить медведей. Игра повторяется три раза. Не­пойманные грибники объявляются самыми быстрыми и сметливыми.

«Кто быстрее». Цель — развитие быст­роты и внимания, использование в каче­стве подводящего упражнения для учеб­ных заданий по стартовому разгону и бегу с максимальной скоростью.

Класс делится на две команды. На пло­щадке с интервалом 30 м проводят две параллельные линии, с наружной стороны которых в одну шеренгу выстраивается по одной команде с последующим расчетом по порядку. Посередине между шеренгами ста­вят гимнастическую булаву. Педагог произ­вольно называет какой-нибудь порядковый номер. Участники противостоящих шеренг, имеющие этот номер, бегут изо всех сил к булаве, стараясь схватить ее быстрее со­перника. Тот, кому это удается, тут же убе­гает в свою шеренгу, а соперник пытается его догнать и запятнать рукой. Если игрок с булавой возвращается в свою шеренгу не­запятнанным, он приносит своей команде 2 выигрышных очка, а если его запятнают — 1. После этого педагог называет другой номер, и игра продолжается еще несколько минут. Выигрывает команда, игроки которой набе­рут большую сумму очков.

«Выдерни ленту соперника». Цель — развитие быстроты, ловкости и оператив­ного мышления, использование в качест­ве подводящего упражнения для учебных заданий с бегом на короткие дистанции.

Класс располагается на игровом поле 50 х 50 м, которое ограничено по углам четырьмя флажками. Все участники игры получают по цветной ленте длиной 40 см, половину которой надо вложить в тапо­чек сзади, и свободно разбегаются по иг­ровому полю. По сигналу педагога игро­ки стремятся догнать друг друга и вы­дернуть ленту у соперника, сохранив при этом свою. Игрок, у которого выдернули ленту, выбывает из игры. То же самое ожидает игрока, выбежавшего за преде­лы игрового поля. Игра продолжается несколько минут. Победителями призна­ются игроки, сумевшие выдернуть у со­перников большее количество лент.

«Бег под уклон». Цель — развитие бы­строты в облегченных условиях и вни­мания, использование в качестве подво­дящего упражнения для учебных заданий в беге на короткие дистанции.

На полянке с уклоном до 10—12° класс выстраивается в одну шеренгу за общей стартовой линией. Впереди через 20 и 50 м проведены две поперечные контрольные линии. По сигналу педагога все игроки бегут вперед, под уклон, причем первые 20 м они должны бежать равномерно, не обгоняя друг друга, а поравнявшись с первой контрольной линией, начать бег на­перегонки. Побеждает участник, который первым пересечет 50-метровую линию, не нарушая правил. Зачет у мальчиков и де­вочек раздельный.

«Эстафета с препятствием». Цель — развитие быстроты и ловкости, исполь­зование в качестве подводящего упраж­нения для учебных заданий с передачей эстафеты.

Класс делится на 3—4 команды, вы­страивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией. Интервал меж­ду колоннами 3 м. Направляющие игро­ки колонн получают по эстафетной па­лочке. В 15 м перед каждой командой ставят поворотную стойку, а посередине 15-метрового отрезка кладут гимнастиче­ский обруч, в центре которого мелом очер­чивают небольшой белый кружок. По стар­товому сигналу направляющие игроки ко­лонн бегут к своей поворотной стойке, до­бежав до лежащего на пути обруча, при­поднимают его и пролезают сквозь него, затем кладут обруч точно на то же место, с белым кружком в центре, и бегут даль­ше. Поравнявшись со стойкой, огибают ее слева и возвращаются обратно, пролезая сквозь обруч тем же способом, после чего по правилам передачи легкоатлетической эстафеты передают палочку следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое, передавая палочку очеред­ному участнику. И т.д. до последнего иг­рока команды. Выигрывает команда, закон­чившая эстафету быстрее.





Спортивные и подвижные игры.


Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных единых правил, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. 

Для проведения спортивных игр важно научить детей обращаться с мячами (волейбольным, футбольным, баскетбольным). Упражнения такого вида динамичны и эмоциональны. Они способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций. Требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у детей как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения) так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. 

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Игровой метод может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.

Игровой метод характеризуется такими особенностями, как: 

1) «сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания.

2) Разнообразие способов достижения цели (выигрыша). Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.

3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д.

4) Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность воспроизводит активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества когда сталкиваются противоположные интересы. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственно-этических качеств личности.

6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки

Соревновательный метод характеризуется следующими особенностями:

Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем учащийся может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Любая педагогическая технология должна включать в себя технологическую схему, обусловливающую определённый алгоритм деятельности учителя. Технологическая схема игровой деятельности включает в себя три этапа:

1) Этап подготовки (до учебных занятий)

2) Этап проведения (во время учебных занятий)

3) Этап анализа и коррекции

Ожидаемые результаты: Новизна моего педагогического опыта будет состоять в том, что будут разработаны игровые комплексы и соревновательные упражнения для младшего и среднего возраста, при использовании которых не будет прослеживаться принуждение к учению. Использование игровых комплексов и соревновательных упражнений будет способствовать проявлению лучших физических и психических качеств, о которых ребенок не подозревает или стесняется показать при посторонних. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.

На данном этапе применяю проведение сюжетных уроков: «Здравствуй зимушка – зима!», «Двигательный режим школьника», «По туристическим тропам», «Ключи Здоровья», «Казахские национальные игры», «Путешествие по родным просторам». Уроки по сюжету вызывают у детей положительные эмоции, способствуют движению к обучению вперед; обеспечивают постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности, стремлению познавать. На таких уроках ярко выражается прикладная направленность физических упражнений.

Во внеурочное время спортивно-массовые мероприятия провожу не только с целью приобщения к двигательной деятельности, а также обязательно включаю познавательный компонент: «Хочу быть спортсменом!», «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!», «Мы – будущее страны!», «Олимпийцы среди нас», «Язык спорта - язык дружбы». "Здоровая нация - здоровое будущее".

Моя задача как педагога, обеспечить динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников, способствовать переводу учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. «Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».



Соблюдение техники безопасности – главное условие при проведении игр.


На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.

Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей.

Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:

1. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными

Министерством образования Республики Казахстан и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.

2. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

Для школьников предусматриваются следующие общие требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий:

1. Входить в зал после разрешения учителя;

2. Хорошо ознакомить с правилами технике безопасности;

3. Предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);

4. Убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;

5. Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;

6. Провести тщательный осмотр места проведения занятия;

7. Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений; 8.Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:

1. Инструкции по технике безопасности на занятиях:

- легкой атлетикой

- спортивными играми

- гимнастикой

- лыжной подготовки

- на соревнованиях.

2. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.

3. Акт разрешение на проведение занятий в спортивном зале.

4. Акт приема спортивного инвентаря на готовность к началу нового учебного года.

Систематически провожу беседы на темы здорового образа жизни, начинаем с первого урока физкультуры в учебном году. Это вводный урок, который содержит инструктаж по технике безопасности, и где мы обязательно касаемся темы здорового образа жизни. А также параллельно с физическими упражнениями, мы на каждом уроке стараемся проговаривать основы здорового образа жизни. В рамках подобных уроков мы рассказываем ученикам, какие существуют режимы питания, какого двигательного режима и режима сна придерживаться.

Ежегодно провожу осенние и весенние кроссы, Дни Здоровья, веселые старты, что благотворно влияет на развитие здорового организма школьников.

Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.

Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д.  Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями.
При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий.

Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. 

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих. 

Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.



Список литературы:

1.Познавательная активность на уроке физической культуры: электронный ресурс

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3bc68a4d43a8942120 d27_0.html

2.Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре? // Физическая культура в школе, 1993 №5 с. 10-16

3."Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста"http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a2bd78b4d43a89421206c36_0.html

4. Мартюшенко А.П. "Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры как средство повышения качества обучения"

http://doc4web.ru/fizkultura/ispolzovanie-igrovih-i-sorevnovatelnih-tehnologiy-na-urokah-fizi.html

5. Птушко Н.Н. "Технология применения соревновательно -игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной деятельности учащихся" http://s99-omsk.narod.ru/teachers/pnn/vis.htm



15