СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование различных приёмов формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным элементом функциональной грамотности является читательская грамотность. Цель работы в современной школе по данной теме –  развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. В данной работе представлены методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
««Использование различных приёмов формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО».»

Тема: «Использование различных приёмов формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО».


«Читать – это еще ничего не значит, что читать

и как понимать прочитанное – вот в чем главное»
К. Д. Ушинский


Основным элементом и базой функциональной грамотности, которая может быть сформирована в рамках предметов «История» и «Обществознание», является читательская грамотность. Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

Цель работы в современной школе по данной теме – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

В соответствии с целью основные задачи:

  • Формирование умений работать с информацией.

  • Научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания.

  • Формирование навыков преобразования информации.

  • Формирование навыков целостного анализа информации.

Под читательской грамотностью понимается способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни.

1. Способность выразительно читать текст, не допуская ошибок и искажения слов;
2. Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
3. Способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе;
4. Способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Понимание текста – это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей и основной школе. В современном мире от переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить обучающихся воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, к художественным и учебным текстам. Нужно еще учить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и иллюстрации, фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения – словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.

Ученик, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Но, к сожалению, многие обучающиеся сталкиваются с проблемами:

1) неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

2) неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

3)не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

4) не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;

5) отсутствие навыка целостного анализа информации.


Читательская грамотность выражается в читательских умениях:

Умение работать с учебной литературой:

1. Находить в тексте нужную информацию.

2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы.

3. Выделять в тексте главное.

4. Разбивать текст на содержательные части.

5. Составлять план, тезисы.

6. Делать сообщения, выводы из проработанного материала.

Умение критично мыслить:

1. Писать рецензии.

2. Писать аннотации.

3. Выявлять предвзятость авторов.

Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот:

1. Графически, схематично изобразить информацию.

2.Читать и объяснять схемы и графики.

3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала.

Умения воспринимать информацию из разных источников:

1. Подбирать публикации, тезисы из источников.

2. Работать с дополнительной литературой.

3. Анализировать различные взгляды авторов на вопросы.

В процессе обучения происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.

Ожидаемые результаты:

  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах при подготовке к ВПР и к сдаче ГИА;

  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества

  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД

Работа с историческим текстом начинается уже в пятом классе. Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов.

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории и обществознания, обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.) для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:

  • выделение в тексте главных положений и смысловой идеи (5-6 класс);

  • составление вопросов к тексту и ответы на них - ученикам очень нравится следующая работа с текстом: как правило это задание дается на дом: к каждому пункту текста составить 2-3 вопроса таких, чтобы на них не было явного ответа в тексте;

  • комментированное чтение текста (если в 5-6 классах достаточно комментирование текста учебника, то в более старших классах производится комментирование чтение исторических источников);

  • аналитическое чтение текста;

  • разбивка текста на смысловые части;

  • составление различных видов планов (данный вид работы мы встречаем в ОГЭ и ЕГЭ);

  • составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;

  • подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;

  • составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;

  • преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;

  • развертывание текста;

  • на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста;

  • реферирование текста и т.д.

Примеры работы с текстом на уроках истории:

1. Использование сплошного текста.

Задание: Прочитайте текст и выполни задания к тексту. Рюрик, Аскольд и Дир.

Северная и Южная Русь. Славяне платили дань своим соседям, потому что не было у них единства и своего государства. Как записано в древней летописи, в 862 году отправили ильменские славяне и кри­вичи послов к князьям варяжского племени и при­гласили их править. На приглашение откликну­лись три брата. Старший брат Рюрик построил город Ладогу в устье реки Волхов, а потом перебрался в Новгород и стал там править. Синеус стал править на Белом озере, а Трувор — в Изборске.

Через два года братья Рюрика умерли, и он объединил все северные земли под своей властью. Много городов построил Рюрик на Руси. И везде поставил своих стар­ших дружинников. Столицей северной Руси стал Новгород.

Двоим из дружинников Рюри­ка — Аскольду и Диру — городов не досталось. Они отправились искать лучшей доли в столицу Византии Константинополь. Но по пути «из варяг в греки» увидели они красивый город на берегу Днепра. Он носил имя своего основателя Кия. Горожане в то время платили дань хазарам. Аскольд и Дир помогли киевлянам избавиться от хазарского гос­подства и сами стали князьями киевскими. Киев стал столицей южной Руси.

Укрепившись в Киеве, Аскольд и Дир собрали большую дру­жину и двинули её на Константинополь. Подойдя к богатой сто­лице Византии, русы окружили её, разорили предместья, вселяя ужас в местных жителей. Но взять город они не смогли.

Работа со сплошным текстом.

Задание 1. Ответьте на вопрос. Какой народ был призван славянами на княжение?

Задание 2. Используя текст заполните таблицу:

Имя вождя

Место правления



 2. Использование не сплошного текста.

Задание. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ» (тыс. человек)

Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»

(тыс. человек)

 Год

Санкт-Петербург

Одесса

Москва

1811

336

58

270

1860

ок. 500

119

352

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) В первой половине XIX в. наибольшим по численности из городов,  представленных в таблице, было население

1) Москвы

Б) За годы, представленные в таблице, удвоилось население

2) в 1811 г.

В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в

3) Одессы


4) в 1860 г.


5) Санкт-Петербурга

2. Работа со статистическим материалом. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

3. Анализ изображения в сочетании с текстом.

Рассмотрите изображение и выполните задание:

Укажите год, когда произошло событие юбилею которого посвящена данная марка.

4.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приём «Инсерт». Маркировка текста знаками V,+,-,? по мере чтения текста.

Задание. «Олимпийские игры».

Стадия вызов. Работа с кластером «Олимпийские игры»

Стадия осмысление. Работа с текстом, чтение текста, по ходу чтения ставим знаки V,+,-,?; заполнение таблицы.

Стадия рефлексии. Возвращение к кластеру и его доработка.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция «Олимпийские игры».

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.

Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.

Обучающимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложения предлагается одно или два из четырех видов заданий, обозначенных в тексте символом(буквой). Эти задания нужно выполнять по ходу чтения текста.

5. Работа с несколькими текстами.

Задание. Перед Вами несколько текстов, познакомьтесь с ними. Распределите тексты по темам:

1. Мифологическое объяснение разлива Нила; 2. Научное объяснение разлива Нила.

3.Подготовь рассказ она тему «Разлив Нила»: 1) от имени древнеегипетского земледельца;

2) от имени ученика XXI века.

Текст 1. Миф о боге Хапи.

Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками стекает в Нил и река затопляет берега. Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь его пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров.

Текст 2. Почему разливается Нил?

Лишь в XIX столетий было установлено, что разливы Нила происходят в связи с притоком воды в период зимних дождей в районе центральных озер в Африке и затем на Абиссинском плоскогорье. Эти воды поступают в Белый Нил, который течет из центра Африки, и Голубой Нил, вытекающий из озера Тана в Эфиопии с высоты 1800 м.
Белый и Голубой Нил сливаются около города Хартума — столицы Республики Судан. Отсюда и начинается собственно Нил. В районе озера Тана берет начало и последний приток Нила — река Атбара, впадающая в Нил в 320 км ниже Хартума.


Разливы Нила происходят со строгой точностью. Белый Нил первый посылает массу воды, зеленоватую от растительных остатков болот экваториальной Африки. Так как воде нужно пройти расстояние в несколько тысяч километров, то лишь к июню она достигает первых порогов. Но половодье начинается, только тогда, когда Голубой Нил и Атбара приносят свои воды.

Рис. 1. Нил с притоками. Рис. 2. Бог Хапи


Задание. «Царство мудрого Миноса».

Текст 1. Гомер «Одиссея»

Есть такая страна посреди винно-цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отвсюду омытый.

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета.

Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев,

Этеокритов отважных, кидонских мужей; разделенных

На три колена дорийцев; пеласгов божественных племя.

Кносс - между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем

Девятилетьями мудрый Минос, собеседник Зевеса.

Текст 2. Плиний Старший «Естественная история»

Дедал изобрел столярное искусство, а также пилу, отвес, рубанок, сверло и клей.

Текст 3. Фукидид «История». Текст 4. Аполлодор «Мифологическая библиотека».

Заполнение таблицы. Минойская цивилизация

Географическое положение


Столица царства


Имя наиболее известного правителя; сведения о нем


Причины могущества


Ремесла Крита


6. Работа с учебным текстом.

Чтение текста учебника. Природа и люди Древней Индии.

Задание. Расположите утверждения в схему. Дети работают в парах 5-7 минут.

Оборудование: перечень утверждений, пустая схема, со словами ПОЭТОМУ и ПОТОМУ ЧТО.

Перечень утверждений:

Чтобы подготовить участок для поселения жителям приходилось вырубать лес.

Гималаи выше высоты движения туч.

Ветер с юга гонит дождевые тучи в сторону Индии.

На северной границе Индии находятся Гималаи, которые выше ветра .

Холодные ветра с севера не проникают в Индию.

В Индии бывает много дождей.

Индию покрывают густые труднопроходимые леса – джунгли.

Дождевые тучи не могут идти дальше на север через Гималаи и остаются в Индии.

В Индии очень влажно.

В Индии всегда тепло.


Используемые приёмы при работе с текстом:

Приём «Вопросительные слова»

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов – «Ромашка Блума»

Приём «Плюс-минус-интересно»

Приём «Оценка текста»

Приём «Кластер «Гроздь»

Приём «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

Приём «Составление таблиц по тексту»

Приём «Интеллект-карта»

Приём «Вопросы низкого и высокого уровня» или «Толстых и тонких вопросов»

Приём «Написание плана»

Приём «Синквейн»

Приём «Написание творческих заданий»

Приём «Завершим схему»

Приём «Вопросительные слова».

Цель: формировать умения задавать вопросы с помощью учебного материала.

Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич».

Вопросительные слова Основные понятия темы

Как? Информация

Что? Христианство

Где? Митрополит

Почему? Искусство

Сколько? Государство

Откуда? Власть

Какой? Крещение

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково значение?


Приём «Учимся задавать вопросы разных типов – «Ромашка Блума».

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.



Приём «Плюм-Минус-Интересно».

Этапы:

1. Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «Плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «Минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «Интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения.

2.Итогом работы учащихся с использованием  приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица.

3. Работа в паре: дополняют, уточняют собранную информацию.

4. Обучающиеся делают вывод об особенностях данного государства и народа, о его роли в истории древнего мира. Пояснение вносится в таблицу:

Приём «Плюс-Минус-Интересно»

Плюс

Минус

Интересно

1. Города-государства Библ,

Тир, Сидон;

2. Находятся на морском

побережье;

3. Развиты

торговля,  ремесло;

4. Хорошие

мореплаватели;

5. Придумали стекло,

пурпурную краску;

буквенное письмо (первый алфавит): 22 согласных.

1.Города-государства – отсутствие защиты;

2. Мало

плодородной земли;

3. Развито пиратство.


1. Что такое город-

государство?

2. Кто управлял городом-

государством?

3. Почему так называется

страна?

4. Какова судьба Финикии?




Приём «Оценка текста».

Цель: оценить содержание изучаемого параграфа.

Пример: 10 класс «Духовная жизнь Серебряного века».

Задание: прочитать и изучить текст и ответить на следующие вопросы:

Какие разделы встречаются в тексте?

Какие слова выделены курсивом?

Почему они так выделены?

Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

Текст как инструмент познания становится более эффективным, так как мы создаём условия  его критичного осмысления.

Приём «Кластер «Гроздь»

Цель – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Работа с учебником развивается по такому плану:

1. Прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.

2. Записать названия.

3. На основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.

4. Попытаться установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками.

5. На основе других источников дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике.

Правила: В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

+ Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

Приём «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю».

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ____ ) и (_______).

В (_____) году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Приём «Составление таблиц по тексту»

Вопросы для сравнения

Восстание на Дону

Восстание в Башкирии

Восстание в Астрахани

Причины восстания




Характер восстания




Требования восставших




Результаты восстания




Приём Составление плана.

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Приём. Составить рассказ – путешествие от первого лица.

Данный прием также удачно применяется в 5 классах, когда у учителя истории стоит задача – мотивировать учеников на изучение истории, полюбить этот новый предмет.

Прием удачен при изучении таких тем, как «Жизнь египетского вельможи», «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», «Путешествие в Древние Афины», «На Олимпийских играх от имени участники или зрителя».

Выводы:

1. Для формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания нужно использовать различные типы заданий, с разнообразными текстами.

2. Работа должна быть системной, уровень сложности используемых заданий соответствовать уровню читательской грамотности обучающихся.

3. Систематическое применение данных приёмов позволяет обучающимся более успешнее освоить учебный материал, повысить интерес к предмету.

4. Предлагаемые приёмы работы с текстом развивают интерес к чтению, формируют навыки свободного, осознанного анализа текста, способствуют развитию учебно-информационных  умений.

Таким образом, «смысловое чтение» означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся.


Литература:

1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности. – М.: 2013 г.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.

3.Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.- М.:Баласс,2011,-128 с.

4. Селевко. Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2021.

6. Цукерман Г.А., Ковалѐва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.


Интернет-ресурсы:

https://multiurok.ru/files/formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti-na-urokak-16.html

https://infourok.ru/metody-i-priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obshestvoznaniya-5686928.html

https://znanio.ru/media/metody-i-priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2793544

https://урок.рф/library/formirovanie_funktcionalnoj_gramotnosti_na_urokah_050206.html

https://urok.1sept.ru/articles/688021

https://www.maam.ru/detskijsad/bazovym-navykom-funkcionalnoi-gramotnosti-javljaetsja-chitatelskaja-gramotnost.html 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!