СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных способов развития речи через занятия по ООМ у слабослышащих (глухих) дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных способов развития речи через занятия по ООМ у слабослышащих (глухих) дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Использование различных способов развития речи через занятия по ООМ у слабослышащих (глухих) дошкольников.»

«Речью глухих могут овладеть только обходными путями, в условиях специального обучения, преодолевая серьезные трудности»

Ж.И. Шиф.

Дошкольное воспитание является первым звеном в общей системе образования для всех детей, в том числе и детей с недостатками слуха.

Для глухого или слабослышащего ребенка дошкольное воспитание имеет особое значение. В раннем возрасте различия в развитии между слышащими и глухими очень незначительно. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено. Ребенку нельзя ничего ни сказать, ни объяснить. Его нужно специально научить говорить и понимать речь.

Поэтому, чем раньше начать обучение ребенка речи, тем больше вероятности приблизить его в общем развитии к слышащим, тем больше будет возможностей для дальнейшего обучения.

Дошкольники со сложными нарушениями в развитии с момента выявления отклонений нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, позволяющих обеспечить разностороннее развитие и коррекцию нарушенных функций. Большинство детей с нарушениями слуха, имеющих сочетание нескольких первичных нарушений, не справляется с содержанием и темпами освоения материала программы.

На определенном этапе, в доречевой период, дети накапливают запас представлений об окружающем. Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдает за действиями взрослых, чем чаще взрослые привлекают его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании окружающего, тем полнее мотивация речевого общения. Активное познание мира должно опережать на первых порах усвоение языка, слов и стимулировать речевое развитие, а в дальнейшем, когда язык будет усвоен, даже в небольшом объеме, ускорит процесс осознания окружающей действительности. Поэтому, программа детского сада предусматривает занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель этих занятий - ознакомление детей с окружающей действительностью, и формирование на этой основе словесной речи.

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

В ходе этих наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал. Однако работа над словом, фразой должна быть продолжена на занятиях по развитию речи, где данные реальные предметы являются для детей уже не новыми, а привлекаются как своеобразный наглядный материал. На первом и отчасти на втором году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим и занятий по развитию речи в основном совпадают, тем более что акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые, т. е. отрабатывается сам речевой материал. В этом и заключается органическая связь между данными разделами.

На третьем – четвертом – пятом годах обучения расширяются и обобщаются сведения по изученным ранее темам, часть из них уже сообщается речевыми средствами, темы либо укрупняются, либо конкретизируются. Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения методы ознакомления с окружающим расширяются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания, описания. Ограничение объема сведений о природе, о жизни и деятельности людей было связано с речевыми возможностями детей. Бедность, а подчас и искаженность представлений детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребенок живет, не могут быть объяснены ограниченными возможностями этих детей в познании хотя бы ближайшего окружения.

Важно подчеркнуть, что и при нарушенном слухе на основе чувственного познания ребенок способен увидеть, проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает, фиксирует в своей памяти, что может обозначить словом, выделить по словесному сигналу.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром поощряю применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевую активность ребенка поддерживаю и стимулирую, помогаю ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать таблички с напечатанными словами, устное говорение педагога.

     Также на протяжении дня поддерживаю и стимулирую речевую активность детей через использования разнообразных форм организации детей:

       прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

       экскурсии;

       игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

       дежурство детей по столовой, на занятиях

       труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

   развлечения, праздники;

   беседы;

   показ кукольного театра;

Закрепить и систематизировать знания детей, полученные на занятиях, помогают дидактические игры. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, эмоциональность. Игра – проявление естественной потребности в деятельности, в которой ребенок познает окружающую действительность. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста.

          Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно.

         Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик», «Найди глазки», "Узнай, кого нет?") и т.д. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.  Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Но не все игры, представленные в методической литературе, подходят для использования с детьми, имеющими  нарушение слуха.  

Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада (в зависимости от темы занятий). Даже само изменение места для проведения различных наблюдений разрушает стереотипное восприятие материала и повышает эмоциональное отношение к окружающему и изучаемому. Важным моментом в организации этих занятий является также подключение к наблюдениям и практическим действиям самых разных людей (можно приглашать няню, медсестру, родителей, детей из других групп). Это способствует тому, что дети будут стремиться в дальнейшем не только узнать, что-либо для самих себя, но и поделиться впечатлениями с другими, передать кому-либо новую интересную информацию.

Занятия по ознакомлению с окружающим имеют важное значение для социального, познавательного, речевого, экологического воспитания глухих детей со сложными нарушениями развития. В процессе совместной деятельности я создаю необходимые предпосылки для организации коррекционно-развивающей работы с детьми по разным разделам программы.