Министерство образования и науки Республики Хакасия
РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат III, IV видов»
г. Абакан
Доклад
Тема
Использование разнообразного наглядного материала (карточек)
на уроках и внеурочной деятельности с целью создания
положительной мотивации
Подготовила учитель физики
Торина М.А.
Апрель 2010
Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.
Мотивация – это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательное изложение; необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи; познавательные игры; ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение поощрения и порицания.
Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
Слайды 2,3,4 Интегрированный урок физики и географии
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над темой «Тепловые явления»);
вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»);
усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем, тепловые явления играют значительную роль в формировании явлений природы …»),
усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности: акцентировать внимание на нестандартной форме урока (интегрированный урок-соревнование) и предложении выбрать самостоятельно цель урока.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач урока и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.
Формирование мотивации учения у отстающих детей.
Формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.
Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детьми неизбежности и полноты контроля учителя, с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, обобщенных планов, наглядные схемы и т.д.
Слайды 5,6,7
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что одной из причин проблемы педагогически запущенных детей, является отставание в психическом развитии личности. В частности отмечается слабо развитое воображение и представление.
С помощью разнообразных дидактических средств учитель сможет сделать обучение такой категории детей более интересным и понятным.
Дидактический материал представляет собой карточки с задачами и рисунками, которые являются наглядным средством обучения. О большой роли наглядности в обучение говорили такие ученые дидакты как: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.
Методическое пособие: Ушаков М.А. и Ушаков К.М. «Физика. Дидактические карточки-задания 8 класс», а также 7 класс и 9 класс. И т.п.
1. Простые задачи различной степени сложности и развивающей направленности:
- текстовые задачи с рисунком, отображающим ее суть;
- задачи - рисунки на поиск сходства и различия;
- задачи - рисунки для составления физических рассказов;
- текстовые задачи для разработки к ним схем, рисунков.
2. Сложный класс задач (обучающие, развивающие, углубляющие).
3. Задачи, условие которых задается не текстом, а рисунком.
4. Задачи на формирование умения чертить схемы.
6. Задачи, при решении которых проводится параллель между реальным изображением и схемой.
Процесс обучения физики при помощи дидактического материала в виде карточек - рисунков, дает возможность педагогически - запущенным детям в наглядном и эстетичном виде, лучше усваивать, конкретизировать, получать и закреплять уже пройденный материал.