Использование методик развивающего обучения с дошкольниками
ВЫПОЛНИЛА : Капуста Ирина Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №19»
г.Солнечногорск
2018
Есть три метода обучения
Первый - через подражание, и он самый благородный.
Второй через повторение, и он самый простой.
Третий - через опыт, и он самый горький .
(Конфуций)
Условия организации занятий с развивающими играми
- - раннее начало;
- - создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);
- - свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;
- - максимальное напряжение сил ( свои возможности);
- - доброжелательная помощь взрослых
Создание развивающей и обучающей среды в группе
- чёткое выделение игровых уголков, полное развёртывание игрового материала;
- игры могут быть выставлены в ситуации, напоминающей игровую деятельность;
- новые игры вводятся постепенно (обыгрываются в совместной деятельности с детьми);
- игры должны быть красивые, художественно оформленные;
- должны быть созданы условия для развития мелкой моторики (шнуровки, застёжки, пазлы и т. д.).
Общность методик
- Конструктивные элементы (резинка, прозрачные цифры, шнурки, липучки и т.д.).
- Многофункциональность (с помощью одной игры можно решать ряд образовательных задач).
- Широкий возрастной диапазон участников игры.
- Использование в различных условиях (в детском саду и дома; с группой детей и индивидуально).
- Эмоциональная культура (ситуации успеха; проявление качеств личности – творца и т. д.)
Подготовка к проведению развивающих игр
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
- установление соответствия возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
Порядок проведения развивающих игр
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий;
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры .
Особенности методик
- Разрабатываются в соответствии с интересами ребят.
- Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 11 лет.
- Многофункциональность и универсальность.
- Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
- Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами .
- Высокая вариативность.
Используемые методики
- В.В.Воскобович(«Геоконт»,«Мате-матический планшет»)
- Золтан Дьенеш («Логические блоки»)
- В.А Кайе( «Соты Кайе» )
- Макото Шичида («Танграм»)
Методика Воскобовича
Геоконт
Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур»
Цель :
развивать моторику рук;
учиться ориентированию по системе координат
учиться анализировать и сравнивать.
Материал: доска , цветные резиночки и подробная инструкция.
Ход игры: д ети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно.
Ожидаемый результат:
- познавать азы моделирования;
- ориентироваться в системе координат;
- знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»;
Методика Макото Шичиды
Танграм
Цель : уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Правила игры: при составлении изображений используется весь комплект деталей целиком. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу. Материал: Квадрат 10 на 10 см из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами.
Ход игры: вы дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором выкладывают картинку с образца.
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур,которая используется как технология математического и плоскостного моделирования
«Методика Кайе"
Развивающая игра «СОТЫ КАЙЕ»
Цель игры: сформировать творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление; сенсомоторные координации.
Материал: набор состоит из 84 объемных элементов,форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная.
Ход игры: Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования.
Методика Дьенеша
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математики в игровой форме
Цель игр: выявлять свойства объектов: цвет, толщину, формы и разный размер. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования. Материал: набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:
- — цветом (синие, желтые, красные);
- — формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);
- — толщиной (тонкие и толстые);
- — размером (маленькие и большие).
- В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.
Ожидаемый результат: Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих способностей детей. Проявление самостоятельности, инициативы. Успешное овладение основами математики.
А.С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
Спасибо за внимание!