СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование региональной составляющей в работе с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование региональной составляющей в работе с детьми ОВЗ.  

Просмотр содержимого документа
«Использование региональной составляющей в работе с детьми ОВЗ»



Использование региональной составляющей

в работе с детьми ОВЗ

«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью, тем не менее встречаются дети, у которых нарушены психические процессы и им нужен особенный подход и коррекционная работа. Я работаю с детьми, которые имеют умственную отсталость, с ними работать необходимо с еще более тщательностью, применяя технологии увлекательные и эффективные.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи коррекционного обучения:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Организовать плодотворное сотрудничество школы и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Условия для успешного решения поставленных задач:

1. Компетентность педагога по данной проблеме.

2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

3. Соответствующая предметно - развивающая среда.

4. Сотрудничество с семьёй, с учреждениями социального окружения.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: опытно-экспериментальной деятельности, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Именно развитию речи я уделяю особое внимание в работе с особенными детьми. Введение национально-регионального компонента, нередко оказывает значительное влияние на развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. вызывает у детей интерес к языку, приобщает их к истокам языка, традициям. Введение новых слов, образных выражений русского языка, национальный колорит русских в ходе уроков выполняет образовательную, корригирующую и воспитывающую функции. Так на уроках русского языка, одним из элементов является словарная работа. Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью.

На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми ОВЗ педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

В мою образовательную работу педагога введён национально-региональный компонент, включающий в себя знакомство детей с устным народным творчеством, историей и культурой народа и народов, населяющих УР, природно-климатическими условиями, спецификой уклада жизни и быта, с национальными праздниками и обрядами народов, проживающих в УР.

Для изучения национальной культуры имеются куклы в национальных костюмах, предметы быта, детские национальные костюмы, демонстрационный и дидактический материал для образовательной работы с детьми.

Чтобы познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями русского народа и народов населяющих УР я использую разнообразные приёмы и методы, дидактические и подвижные игры.

Например.д/и

Национальная одежда.

Цель игры: закрепить знания детей о национальной одежде; напомнить, что особенности костюма, одежды зависят от места жительства, деятельности и уклада жизни народа; вспомнить с детьми, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к женской одежде.

Правила игры: дети описывают одежду, называют, кто и когда этот костюм надевает, находят НАЦИОНАЛЬНУЮ одежду среди других.

С детьми подготовительной группы можно провести дидактическую игру:

«Закончи пословицу»

В каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Я предлагаю вам поиграть. Я начну пословицу, а вы закончите

  1. Когда семья вместе ( и душа на месте).

  2. Всюду хорошо (а дома лучше).

  3. Береги свою землю родную, ( как мать любимую).

  4. Человек без Родины, (что соловей без песни).

Понимание Родины у детей с ОВЗ связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. Семья это слово понятно всем. Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа, мама, бабушка и дедушка. В словаре Ожегова семья это группа родственников, живущих вместе. При изучении данной темы дети рассказывают о своих родственниках. Можно поиграть в такую дидактическую игру,

  1. «Скажи наоборот» и используя куклы…..

Дедушка старый – внук (молодой).

Папа высокий – сын (низкий).

Брат сильный – сестра (слабая).

Папа строгий – мама (добрая).

  1. Для развития мелкой моторики всем известную пальчиковую игру: «Семья», ….

При знакомстве детей с темой: «Большая и малая Родина» я бы рекомендовала провести такие дидактические игры как:

  1. «Собери флаги России и УР».

  2. Заполни карту Каракулинского района. «Узнай родное село» (определить и назвать достопримечательности родного села, памятники, улицы)

Одним из условий, обеспечивающих усвоение детьми национальной культуры, является взаимодействие ОУ и семьи. Поэтому работаем в тесном контакте с родителями. Готовим консультации и выступления на родительских собраниях «Приобщение к истокам национальной культуры», «Как знакомить детей с традициями и бытом родного народа в семье», «Праздники нашей семьи » и т.д.

В индивидуальной работе с детьми мы учимся находить хорошее в людях, определяем настроение по внешним признакам, в этом нам помогают развивающие игры по теме: «Наше настроение».

Игра “Путешествие по городу”.

Цель: с помощью пиктограмм изобразить настроение путешествующих детей.

Читаю детям стихотворение

Здравствуй, село моё родное
С зелеными холмами,
и извилистой рекой,
Дивными полями.
Богородицей травой
И мелиссой сладкой,
Буйными цветами,
Пышными садами.
Я у ворот родного родника стою,
С ним ласково разговор веду,
Милый, дай воды напиться.
Ветер тихо шелестит,
Лишь подсолнух золотистой шапкой
Весело кивает мне в ответ,
Да кувшинки белые в воде,
Дарят мне свою улыбку.
Наряжается гречиха в белый сарафан,
Кружатся ромашки в легком вальсе,
Василек – озорной мальчуган
гарцует в медленном танце.

С помощью пиктограмм изображаем настроение путешествующих детей – спокойное, веселое, игровое, задумчивое, превосходное.

В маленькой книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Данное пособие может использоваться как в совместной деятельности воспитателя (родителя) и детей, так и в самостоятельной деятельности. Форма организации детей может быть индивидуальной или подгрупповой.

Необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Такое обучение развивает у детей общительность, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя, помогает укреплять в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, родному языку и Родине.

Это далеко неполный перечень приёмов и методов для изучения регионального компонента в работе с детьми ОВЗ.

В заключении хочу сказать: Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь детям шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы.