СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ресурсов краеведения, как эффективного метода в формировании гражданской идентичности школьника»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование ресурсов краеведения, как эффективного метода в формировании гражданской идентичности школьника»»

МБОУ Чердаклинская СШ № 1

«Использование ресурсов краеведения

как эффективного метода в

формированиигражданской идентичности школьника»

подготовила Огуречникова И.В.

учитель истории и обществоведения



«Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданской ответственности».

Д.С. Лихачев



Одним из главных приоритетов,поставленных перед школой в связи с принятием ФГОС является формирование основ гражданской идентичности обучающихся, которые ориентированы на воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

Я считаю, что именно краеведение является прекрасной школой воспитания гражданской ответственности.

Председатель Союза краеведов России, академик С.О.Шмидт сказал: «...Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания - один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны...».Методист –историк А.И. Стражев справедливо утверждал, «что без краеведческой работы нельзя поставить по настоящему преподавание истории».

Целью моей работы

являетсявоспитание гражданина России, патриота малой родины.

Задачи:

  1. Развитие и повышение мотивационного уровня учебной деятельности школьников путем включения в материал урока элементов краеведения.

  2. Развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний.

  3. Установление связи поколений, улучшение взаимоотношений детей и взрослых через изучение истории семьи.

  4. Воспитание интереса к истории, любви к своему краю и малой родине.



В достижении поставленной цели и задач я использую два направления деятельности:

  1. Урочная деятельность (которая включает в себя применения краеведческого материала на уроках истории)

  2. Внеурочная деятельность (которая включает в себя проектную деятельность, исследование, составление родословной, экскурсионная работа, предметные недели)



Только в комплексе, взаимодополняя друг друга эти два направления деятельности могут принести хорошие результаты.

Урочная деятельность.

Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

- в начале урока, во вступлении;

- при актуализации знаний;

- при изучении нового материала;

- при закреплении;

- в домашнем задании.

Внеурочная деятельность.

Среди моих учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего города. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Исследовательская работа и Проектная деятельность могут являться подсистемами друг друга.

Так например, исследовательская работа «Ульяновская женская гимназия» явилась основой проекта «Старинные учебные заведения города Ульяновска»

Многое для нравственного становления дает работа над родословными. Ребенок имеет возможность больше узнать об истории своей семьи, понять, что ему тоже есть чем гордиться, что в его роду были интересные люди. Составление родословных сближает педагогов, родителей и детей, помогает лучше понять друг друга. Оформленные родословные остаются в семьях и становятся основой для продолжения работы над историей семей.

Участие в региональном детском форуме «История моей малой Родины», «Предметная неделя по истории», участие в открытой конференции исследовательских работ «Грани творчества», кружок «Краевед» их основная цель- стимулировать интерес к историческим знаниям. Уже доброй традицией стало посещение Чердаклинского краеведческого музея, Ульяновского краеведческого музея.

Таким образом, краеведческий материал может способствовать формированию образовательных компетенций.

1.Ценностно-смысловые(выбор темы для исследовательской работы;

- постановка цели и определение направления своих действий и поступков;

- определение логики, последовательности выполнение работы)

2.Учебно-познавательные (участие в школьной научно- практической конференции)

3.Общекультурные (экскурсии по историческим местам Ульяновской области;

- экскурсии в г.Ульяновск, краеведческий музей)

4.Коммуникативные (сбор материала для школьной краевед­ческой экспозиции,

Проект«Старинные учебные заведения города Ульяновска»)

5. Информационные (подготовка и демонстрация мультиме­дийных презентаций по истории города, области на уроках и вне­классных мероприятиях)

6.Социально-трудовые(- школьные, городские, олимпиадыпо истории, обществознанию и праву;участие в акции «Бессмертный полк»)

7.Компетенции личного самосовершенствования (ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет;развитие навыков самоконтроля.)



Результативность учебная:

Используя краеведческий материал на уроках истории я заметила, что он не утяжеляет урок, а наоборот:

1.Положительно влияет на уровень мотивацииучебной деятельности.

2.Активизирует мыслительную деятельность учащихся.

3.Вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.

Мной был составлен опросник, на вопросы которого я предложила ответить ученикам 8-х классов в количестве 60 человек.

Опросник

«Влияние краеведческого материала на уровень мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории»

1.Интересно ли Вам узнать на уроке новые сведения о прошлом города Кирсанова?

а) Да б) Нет

2.Считаете ли Вы полезным для себя включение в урок информации о родном городе или области?а) Да б) Нет

3.С большим интересом Вы будете готовить сообщение?

а) связанное с родным краем б) не связанное с родным краем

4. Вам более интересен урок?

а) на котором Вы узнаете что-то новое о родном крае

б) наличие или отсутствие материала о родном крае не имеет значение

5. Испытываете ли Вы гордость за знание фактов из истории своего края?

а) Да б) Нет



Результативность воспитательная:

1.Способствут повышению качества патриотическое воспитании школьников.

2.Способствует сохранению и освоению исторического опыта.

3. Позволяет показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории.

Каждому ребенку, который приходит ко мне в кружок «Краевед» я предлагаю заполнить анкету.

Анкета «Ты и наша история»

  1. Какие здания, памятники или другие достопримечательности в нашем городе ты считаешь уникальными?

  2. Что Вы знаете об истории создания памятника, достопримечательности?

  3. Есть ли у Вас любимое место любимое место, уголок, дом, которые кажутся тебе необычайно красивыми?

  4. Знаете ли Вы какие-нибудь легенды нашего края?

  5. Что (Кто) заставляет Вас обратиться к изучению истории края?

  6. Нужно ли, на Ваш взгляд, изучать историю родного края?

Результаты исследования

Количество учащихся, посещающих кружок «Краевед» и задействованных в написании родословной семьи за 2017-2018 учебный год и 2018-2019 учебный год.



Заключение

Указом Петра Первого от 13 февраля 1718 г. предписывалось «о всех любопытных народных краеведах докладывать царю и награждать их за поиск древностей в своем крае». Почти 300 лет занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит учащихся не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие их предки. Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России, академиком С.О. Шмидтом «Без краеведения нет России».




Скачать

© 2021, 352 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!