Уважаемый Председатель и члены Государственной экзаменационной комиссии!
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Использование ресурсов сети Интернет при обучении английскому языку в средней школе».
На слайде вы видите краткое содержание нашей работы. Настоящее исследование направлено на изучение понятий, видов и способов использования Интернет-ресурсов и современных технологий на уроках английского языка в средней школе.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в необходимости исследования методов работы с Интернет-ресурсами на уроках английского в средней школе, а также в изучении их особенностей.
Цель данной работы – разработать планы-конспекты уроков английского языка с учетом применения Интернет-ресурсов, а также доказать их методическую значимость.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать специфику, виды и особенности использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка в средней школе;
Исследовать трудности использования данных видов Интернет-ресурсов;
Провести анализ методических рекомендаций по организации урока с учетом особенностей использования Интернет-ресурсов в школе;
Разработать планы-конспекты уроков с учетом использования Интернет-ресурсов в 8 классе в общеобразовательной школе;
Описать результаты внедрения данных разработок и их апробацию на педагогической практике.
Исходя из этого, объектом исследования стал процесс преподавания английского языка с использованием современных технологий и Интернет-ресурсов.
Предметом исследования являются Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы на уроках английского языка в средней школе.
В первой главе проводится анализ теоретического материала по основным видам Интернет-ресурсов и ИКТ, которые могут быть использованы в ходе образовательного процесса на этапе средней школы на уроках английского языка. Помимо этого приводится само понятие “Интернет-ресурс”, особенности их использования на уроках английского, а также возможные трудности, с которыми могут столкнуться ученики и учителя при использовании Интернет-ресурсов.
Итак, в первой главе мы рассмотрели основные понятия: “Интернет-ресурс”, “информационная технология” и “средства ИКТ”. Данные понятия все чаще и чаще встречаются в методических пособиях по обучению иностранных языков на этапе не только средней школы, но также и младшей, и старшей. Исходя из этого, мы бы хотели провести анализ данных понятий и определить их основные цели, функции и особенности в образовательном процессе.
Интернет-ресурс - это доступный сайт или приложение, которое открыто для доступа, имеет свои характеристики, цели и задачи.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Помимо этого, мы рассмотрели основные виды Интернет-ресурсов и ИКТ, которые могут быть использованы в ходе образовательного процесса на этапе средней школы на уроках английского языка. К современным ИКТ и Интернет-ресурсам, которые используются на сегодняшний день в обучении принято относить: электронные словари; аутентичные материалы на изучаемом языке; специальные учебные ресурсы для обучения ИЯ; прикладные программы; средства электронной синхронной и асинхронной коммуникации; учебные Интернет-ресурсы.
Электронные словари являются помощником не только для детей, но и для учителя. В ходе нашего исследования учебных Интернет-ресурсов, нами были найдены такие электронные словари, как Vocabulary.com, Useful English, Macmillan Dictionary и др.
Нами были найдены различные сайты с использованием аутентичных материалов, которые предполагают не только их прочтение, но и также работу с ними, например, сайт LinguaLeo предполагает использование различных ресурсов сети Интернет с целью ознакомления, тренировки и употребления новой лексики и грамматики на основе аутентичных текстов, видео и фильмов.
Прикладными программами являются такие программы, как линейка продуктов Microsoft Office (Word, PowerPoint и др.)
Учебные Интернет-ресурсы - сайты и программы, которые посвящены учебному процессу. На этих сайтах дети и учителя могут найти много полезной информации по предмету, а также упражнения для тренировки.
Помимо этого, мы выявили, что в средней школе у подростков наблюдаются проблемы со снижением мотивации. Однако существуют различные методы и способы повышения уровня мотивации. Одним из таких приемов является использование средств ИКТ и Интернет-ресурсов.
Отсюда мы переходим к исследованию аспектов использования Интернет-ресурсов и их особенностей при использовании на уроках английского языка в средней школе [2]:
Повышение мотивации в изучении английского языка и ИКТ;
Приобретение ИТ-компетенций;
Учет индивидуальных особенностей ребенка;
Раскрытие творческих способностей;
Повышение самооценки учащихся.
Также мы выявили трудности, с которыми сталкивается образовательное учреждение и учитель при организации урока английского языка с учетом применения Интернет-ресурсов [21]:
Знание современных технологий и владение IT-компетенцией;
Определение места и роли ИКТ средств и Интернет-ресурсов на уроке английского языка;
Разработка методики и стратегии использования Интернет-ресурсов;
Наличие техники и необходимого оборудования;
Затрата времени на подготовку к уроку со стороны учителя;
Организация использования оборудования детьми;
Поддержание уровня дисциплины на уроке.
От учета данных трудностей и планирования решения этих проблем зависит успешность урока и качество знаний детей.
Также нам бы хотелось привести список преимуществ, которые дают нам Интернет-ресурсы, если мы смогли преодолеть все трудности на педагогическом пути [2]:
Использование Интернет-ресурсов помогает наладить отношения с учащимися. Они чувствуют себя комфортнее на уроке, общаясь со сверстниками и с учителем, используя информационную среду;
Ресурсы Интернета расширяют и развивают творческие способности учащихся, а также формируют необходимые для их возраста регулятивные и личностные компетенции;
Актуальность информации и языкового наполнения уроков дает возможность ученикам погрузиться в иноязычную среду, а также реализовать практическую направленность уроков;
Новейшее содержание образовательной среды предоставляет свои возможности для развития любознательности ученика.
Вторая глава представляет собой анализ применения ресурсов Интернета на уроках английского языка в ресдшей школе, разработка планов-конспектов уроков, а также в данной главе представлены результаты апробации и внедрения данных разработок на педагогической практике.
Таким образом, исходя из гипотезы нашего исследования, использование современных технологий и ресурсов Интернета на уроках английского языка является современным и актуальным требованием для формирования различных навыков и компетенций у студентов, что отличает современные уроки английского языка от традиционных.
Исходя из требований к уроку иностранного языка и формирования языковых и речевых навыков, мы выделили основные функции современных средств ИКТ, а также ресурсов Интернета.
Создание необходимого рабочего и психологического климата;
Повышение уровня мотивации к изучению языка;
Активизация деятельности учащихся;
Визуализация языковых явлений на уроках и дома;
Учет индивидуального подхода при выборе уровня сложности задания и тем.
Исходя из этого, мы можем выделить основную цель использования современных средств ИКТ и ресурсов Интернета на уроках английского языка в средней школе - это визуализация языковых явлений и культурологических особенностей языка, с которыми ученики знакомятся на уроках.
Далее мы провели анализ структуры современных и традиционных уроков иностранного языка, который представлен в нашей работе, а также провели анализ данных типов уроков и выявили их отличия:
Современные уроки с использованием ИКТ позволяют погрузить ученика в иноязычную среду, которой не хватает на традиционных уроках;
Уроки с использованием ресурсов Интернета позволяют полноценно ознакомить учащихся с аутентичными языковыми явлениями. В то время как на традиционных уроках учителем используется только УМК, который может иметь устаревший вариант языка;
Современные уроки дают учителю возможность организовать деятельность детей в мультимедийной среде и среде Интернет, в ходе чего ученики получают необходимые навыки работы с гаджетами и овладевают IT-компетенцией;
Традиционные уроки являются более простыми в организации с точки зрения проведения урока. При проведении урока с использованием Интернет-ресурсов учителю необходимо подготовить четкие инструкции и правила использования гаджетов, а также ознакомить с ними учеников и контролировать их работу.
Далее нами был проведен подготовительный этап нашего исследования - разработка материалов для использования: планов-конспектов урока, промежуточного тестового контроля и раздаточных материалов для урока. Все материалы представлены в Приложениях нашей работы, а также вы можете обратить Ваше внимание на раздаточный материал, который был использован нами на уроках.
Таким образом, мы разработали три плана конспекта урока, которые имеют основу на УМК “Spotlight 8”, который используется в средней общеобразовательной школе №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Тимофеева городского округа Бронницы Раменский район Московская область, где проводилось исследование и апробация материалов.
Далее мы приведем статистику и анализ классов, в котором проходила апробация уроков, а также анализ условий работы на педагогической практике:
Языковая подгруппа 8А класса состоит из 15 человек;
Языковая подгруппа 8В класса состоит из 13 человек;
Группа 8А класса состоит преимущественно из мальчиков;
Группа 8B класса состоит преимущественно из девочек;
Примерный уровень языка групп - A2+ - B1;
Психологическое состояние группы на момент апробации было несколько нестабильным (новый преподаватель, плохие погодные условия);
Внедрение разработок проходило в очном режиме на педагогической практике, где урок длился 45 минут, 10 из которых были посвящены организационному моменту в начале и в конце урока, а 35 минут - основная часть урока.
Языковая подгруппа 8А класса проходила материал с использованием современных средств ИКТ и Интернет-ресурсов, которые указаны нами в Приложениях. В то время как 8В класс проходил материал в традиционном виде - с помощью учебника и тетрадей.
Исходя из данных характеристик исследования, мы можем представить результаты нашего исследование и доказательство нашей гипотезы, что современные уроки иностранного языка в средней школе с использованием средств ИКТ и ресурсов-Интернета являются более эффективными, чем традиционные уроки иностранного языка.
В работе вы можете увидеть результаты тестового контроля, который имеет четкую форму и критерии оценивания. Тесты прикладываются в Приложениях. Таким образом, в тесте отражены упражнения разного типа, которые тестируют различные виды деятельности по выбранной теме (юнита учебника). Тесты проводились в очной форме, в печатном виде в качестве промежуточного контроля знаний учеников в конце каждого модуля учебника.
После проведения тестов мы собрали данные и проанализировали их. Они представлены в виде таблиц и графиков в практической главе нашего исследования.
Подводя итоги, мы хотим отметить, что результаты проверки трех тестов в двух классах, которые проходили один и тот же грамматический и лексический материал, но двумя разными способами, справились с работой. Однако результаты значительно отличаются. Это доказывают графики, которые мы представили в нашей работе, а также оценивание знаний учеников в ходе проведения промежуточного контроля.
Таким образом, мы делаем вывод, что внедрение нашей первой разработки прошло успешно и результаты ее апробации доказывают, что современные уроки иностранного языка в средней школе с использованием средств ИКТ и ресурсов-Интернета являются более эффективными, чем традиционные уроки иностранного языка.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы.
В заключении хотелось бы отметить, что современные уроки иностранного языка, которые организуются с помощью использования современных ресурсов Интернета, дают учителю возможность организовать деятельность детей в мультимедийной среде и среде Интернет, в ходе чего ученики получают необходимые навыки работы с гаджетами и овладевают IT-компетенцией, а также имеют реальные и качественные результаты, которые были продемонстрированы в нашей работе.
Доклад окончен, спасибо за внимание.