СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование результатов мониторинговых исследований в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны приёмы использования результатов мониторинговых исследований для планирования работы по предметам в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Использование результатов мониторинговых исследований в начальной школе»

МБОУ Ухоловская средняя школа рязанской области

















«Использование результатов мониторинговых исследований для планирования работы по предметам в начальной школе»















Подготовила учитель начальных классов

Лактюхина О. В.

















Ухолово

2018





Без специального отслеживания учебного процесса трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися.

Цель мониторинга:

  • проанализировать и оценить результативность обучения;

  • оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;

  • проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;

  • обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.

Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело спланировать работу по предметам, используя результаты мониторинговых исследований.

- чтобы предотвратить слабые показатели при выполнении мониторинга, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

-нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию

Обработка результатов мониторинга позволяет увидеть: какой процент базового и повышенного уровней смог выполнить ученик;

После анализа этих работ выделяю группы детей для дальнейшей коррекционной работы, а также параллельно веду работу с родителями.

По итогам диагностики определяется оптимальная тактика и стратегия работы учителя, намечаются коррекционные занятия с конкретными учащимися.





Цели индивидуальной работы:

- ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика, литературное чтение;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

1. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневые дифференциацию на всех этапах урока.

2. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

3. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

4. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.


Деятельность учителя со слабоуспевающими учащимися.

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика.

Для преодоления слабых знаний у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.


Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;

- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

- следует осторожно оценивать неудачи ученика;

Ведущей причиной слабых знаний может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Для успешного выполнения заданий мониторинга в течении учебного года проводятся индивидуальные задания по русскому языку, литературному чтению, математике.

Задания по литературному чтению

Упражнение «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок


Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Задания по русскому языку

Прочитай.

Лось не спеша шѐл по селу вдруг собаки подняли лай лось бросился во двор он пробил рогами стекло дома в комнате работал телевизор лесной гость с интересом стал смотреть передачу.

Спиши, разделяя текст на предложения.

Спиши, добавляя в предложения подлежащее.

Ярко светит весеннее … . На деревьях распускаются нежные … . Прогремел уже первый … . Весенний … пахнет свежестью. … весело играют на улице.

Составь и напиши предложения из данных слов. Вставь пропущенные буквы.

1. Холодная, прошла, з..ма. 2. Настала, в..сна, теплая. 3. Распустились, первые, цв..ты. 4. Перелѐтные, л..тят, птицы. 5. Молодая, зеленеет, тр..ва.


Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Прочитай. Раздели текст на предложения. Подчеркни нераспространѐнное предложение.

Прошло тѐплое солнечное лето наступила осень пожелтели на деревьях листья дни становятся короче солнце светит ещѐ ярко но греет слабо идѐт мелкий холодный дождь. (Г. Скребицкий и В. Чаплина.)

Прочитай. Расположи предложения так, чтобы восстановить текст.

Я в руке держал флажок.

Дул в лицо нам ветерок.

И пошли мы на парад.

Взял меня с собою брат.

(По С. Пляцковскому.)

Прочитай. Сколько предложений в тексте?

Маленький скворец выпал из гнезда Никита принѐс его домой мальчик выкормил птенца всѐ лето скворец жил в саду.

Спиши текст. В каждом предложении подчеркни главные члены.

Приемы заучивания правил.

Рассказывание правила в разных вариантах и ролях: а) по «телефону» маме или товарищу;

б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем; 6


в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;

г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:

«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т.

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.

В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

ж) представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно;

з) рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, с сомнением,

как тайну, защищая и желая).

Задания по математике


Подчеркнуть ряд, в котором каждое следующее число

1) на три десятка больше предыдущего (одной чертой);

2) на три десятка меньше предыдущего (двумя чертами):

110, 140, 170, 180, 200, 230, 260

930, 910, 900, 880, 860, 840, 820

232, 902, 872, 842, 812, 782, 752

232, 252, 272, 292, 312, 332,352

211, 241, 271, 301, 331, 361, 391

824, 804, 784, 764, 744, 724, 704.


Решить примеры.

Поставить знаки арифметических действий, чтобы равенства были верными:

40 * 20 * 200 = 1000 60 * 30 * 800 = 1000

60 * 20 * 200 = 1000 600 * 30 * 20 = 40

800 * 40 * 20 = 40 800 * 20 * 40 = 80


Среди данных фигур найди все квадраты и выпиши их номера.



Из скольких клеток состоит эта фигура? Разрежь ее на 6 одинаковых частей.



Сколько клеток занимает каждая фигура? Закрась прямоугольник красным карандашом.



Сколько квадратов на каждом чертеже?



Какие фигуры изображены на данном чертеже?

Сколько их?


Прямоугольников: ____________________

Четырехугольников: __________________

Всего фигур: _________________________




Динамика качества по результатам внешнего мониторинга

Математика

год

класс

успеваемость

качество

Степень обученности

2015 – 2016

4

100%

74,4%

68,2%

Русский язык

год

класс

успеваемость

качество

Степень обученности

2015 – 2016

4

100%

80,4%

73,2


Динамика качества в 3 и 4 классах





По результатам внешнего мониторинга результаты соответствуют среднеобластному уровн




Динамика качества по результатам внутреннего мониторинга

Литературное чтение

Учебный год

Успеваемость %

Качество %

2013 – 2014 2 класс

83

81,5

2014 – 2015 3 класс

84.2

84

2015 – 2016 4 класс

85,5

89


Русский язык

Учебный год

Успеваемость %

Качество %

2013 – 2014 2 класс

79,4

70,4

2014 – 2015 3 класс

79

72

2015 – 2016 4 класс

81.3

74,1


Математика

2013 – 2014 2 класс

75,6

60,4

2014 – 2015 3 класс

77,3

64

2015 – 2016 4 класс

80.2

66,7




Окружающий мир

2013 – 2014 2 класс

100

76

2014 – 2015 3 класс

100

86,7

2015– 2016 4 класс

100

91,2


Вывод: Как показывают результаты мониторинга по годам обучения только систематическая индивидуальная, групповая работа , как на уроках, так и во внеурочное время над ликвидацией пробелов в знаниях обучающихся позволяет добиться желаемых результатов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!