Использование результатов ВПР в повышении качества образования по русскому языку
Стремление к повышению качества —
это норма жизни, а не дополнительная нагрузка
Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.
В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Прочитаю высказывание о предназначении ВПР главы Рособрнадзора Сергея Кравцова
"Всероссийские проверочные работы не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне. В рамках ВПР будет осуществляться проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования", - пояснил глава.
То есть ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в РФ.
Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше поискать другую.
Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, какие разделы в изучении предмета освоены хорошо, а над какими нужно ещё поработать. Возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний. С этой точки зрения итоговый отчёт учителя является наиболее важным и полезным из всех информационных материалов, которые могут быть созданы на основе данных процедуры оценки и должен содержать следующую информацию:
описание целей, которые были достигнуты за счёт оценки;
описание содержания оценки (что измерялось) и обоснование, почему важно то, что было измерено;
краткая характеристика инструментария оценки;
объяснение, как результаты достижений учащихся были сгруппированы и обобщены;
представление полного распределения результатов достижений учащихся и того, как достижения варьируются среди различных групп учащихся;
описание факторов, которые оказывают влияние на результаты достижений учащихся;
определение, где это возможно, тенденций и закономерностей в результатах достижений учащихся;
формулирование сбалансированных выводов о возможных последствиях для образовательной политики и рекомендаций по повышению результатов обучения;
предоставление подробных статистических таблиц для проведения вторичного анализа.
Каким же образом влияет использование результатов оценочных процедур ВПР в повышении качества образования по русскому языку?
Для того чтобы что-то отследить, надо систематически вести мониторинг работ, которые проводятся. Далее по анализу конт. работ определяю направления в работе с «проблемными» темами. Разрабатываю систему заданий как индивидуально, так и для работы со всем классом. По времени стараюсь уделять этому от 5-10 минут. Кроме этих заданий использую варианты работ с образовательных сайтов в интернете. Эффективной деятельностью по формированию предметных навыков считаю в своей деятельности проведение «пятиминуток» каждый урок по видам разбора. Так, например для 5 класса, я распределила обязательные виды работ на уроке по дням недели:
День недели | Вид разбора |
Понедельник | Фонетический разбор |
Вторник | Морфемный разбор Словообразовательный разбор |
Среда | Лексический разбор Стили и типы речи |
Четверг | Морфологический разбор |
Пятница | Синтаксический и пунктуационный разбор |
Сравнивая результаты оценочных процедур с % качества образования учащихся по предмету, следует помнить, что качество образования - это не только система показателей знаний, умений и навыков, а это еще и востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения самооценки учащегося. Дети используют свои знания, умения, навыки, участвуя и занимая призовые места в различных образовательных конкурсах регионального и федерального уровня.
Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования по русскому языку имеет большое значение, так как создает базу для последующего освоения образовательных программ основной и старшей школы, обеспечивает целостное развитие личности, формирует основы учебной самостоятельности и способности её организации, а также осуществляется самоконтроль и самооценка результатов обучения.