Просмотр содержимого документа
«Использование рисования в технике Эбру для профилактики эмоционального выгорания педагогов.»
Использование рисования в технике Эбру
для профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Эбру в психолого-педагогическую практику пришло совсем недавно, хотя история этого искусства насчитывает более тысячи лет. Зародилось оно в Центральной Азии и по Великому шелковому пути распространилось до Ирана, где называлось Ebri (облачно) или Abru (водная поверхность), а затем достигло Анатолии (Турции). Там получило своё развитие направление, которое сейчас принято называть традиционным эбру.
Суть эбру заключается в разбрызгивании специальной краски, содержащей пигмент и бычью желчь, кистью, деревянной палочкой по водному раствору на основе загустителя. Затем рисунок переносят с поверхности воды на бумагу (ткань, керамику, дерево, холст и т.д.).
В наши дни техника эбру применяется как в педагогике, так и в психологии и психотерапии. Это экологичный и красивый способ творческого самовыражения. Каждый рисунок уникален: плавные линии, яркие краски, неповторимый узор.
Эбру-терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой работе со взрослыми и детьми от 5 лет.
Создание картин на воде и анализ полученного результата часто используются специалистами для разрешения внутриличностных конфликтов клиента. Многие отмечают, что процесс работы в технике эбру вызывает приятные ощущения и расслабление. Поэтому её можно применять для гармонизации внутреннего состояния человека, саморегуляции и снятия напряжения. В процессе отмечается активизация творческого потенциала, что позволяет находить внутренние ресурсы, повышать эмоциональную устойчивость у рисующих.
Наблюдается, что создаваемый на воде рисунок, даже если это абстрактные линии, воспринимается как успешный. Поэтому данная техника может использоваться специалистами для повышения самооценки у клиентов.
Я использовала данную технику во время тренинга с педагогами, как арт-терапию, для профилактики эмоционального выгорания педагогов. Арт-терапия дает возможность людям выразить себя, передать эмоции и состояния, а также глубже понять внутренний мир. Это позволяет достичь позитивных изменений в плане интеллектуального, эмоционального и личностного роста. Это мощный стимул, который помогает повысить самооценку и саморазвитие. В процессе творчества мы избавляемся от груза негативных мыслей и депрессивного настроения, сбрасываем бремя эмоциональных переживаний. Это похоже на медитацию, которая способствует релаксации и очищению ума. Особенно приятно то, что процесс доступен без ограничений по возрасту, нет противопоказаний, а художественные навыки не являются важным фактором.
Применение арт-терапии улучшает самооценку и развивает способность адекватно воспринимать себя в обществе. Во время творчества многие скрытые проблемы выходят наружу и могут быть решены безболезненно. Таким образом живопись помогает отстраниться от проблем и эмоций, взглянуть на них со стороны. Важно отметить, что в арт-терапии отсутствует оценка и сравнение произведений, поскольку, это не урок живописи.
Главная цель арт-терапии — помочь человеку исследовать внутреннюю природу, осознать и принять себя, восстановить психоэмоциональное равновесие наиболее комфортным способом.