Е. А. Малыхина
МБОУ «СОШ №57» г. Курска,
г. Курск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ПРОБЛЕМНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Последние десятилетия XX и в начало XXI века отмечены появлением и быстрым распространением новых педагогических технологий. Педагогическая технология трактуется энциклопедическим словарем как «… совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [5].
Таким образом, можно утверждать, что педагогическая технология – это способ взаимодействия учителя и учащихся между собой для достижения поставленных целей обучения и воспитания. Из существующего множества современных педагогических технологий остановимся на играх проблемной направленности. Под ролевой игрой понимается «обучение через общение, групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников и поддерживающую самостоятельный инициативный характер деятельности в игре, состоящей их проблемных ситуаций, объединенных общим сюжетом и общей целью» [2].
Ролевые игры давно используются учителями. Они позволяют активизировать учебный процесс, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, сделать его личностно ориентированным, а главное, активизирующим речемыслительную деятельность.
Существует множество классификаций учебных игр: имитационные, ситуативные, проблемные, ролевые, игровые и деловые. Мы остановимся на ролевых играх проблемной направленности. Ролевая игра обладает определенной структурой, в которую входят:
-роли;
-игровые и ролевые действия;
-игровая коммуникативная проблемная задача;
-ограничение на общение;
-игровая ситуация.
При ролевой игре проблемной направленности происходит проигрывание в процессе взаимодействия участников игры определенной ситуации с целью показа в игровой форме разных возможных способов решения проблемы и возможных последствий такого решения. В процессе ролевой игры учащиеся живут жизнью своих персонажей, попавших в определенную ситуацию. Ученику, который играет роль того или иного персонажа, необходимо вжиться в роль, проникнуться видением проблемы своим персонажем, ознакомиться с социокультурными особенностями поведения предполагаемых участников ситуации. Здесь также возможны элементы дискуссии. Но в отличие от нее в ролевой игре проблемной направленности обмен мыслями происходит не от своего имени, а от имени своего персонажа.
Рассмотрим пример применения ролевых игр проблемной направленности, взятый из личного опыта. При изучении темы «Профессия» ролевая игра становится одной из самых эффективных форм работы. Вначале прогнозируется ситуация: в газете печатается объявление о наборе дополнительных работников в ресторан «Счастливая пицца». Конечно, предварительно я знакомлю учащихся с тем как надо писать письмо с просьбой о приеме на работу и резюме. На уроках учащиеся обсуждают, какую информацию мы пишем в резюме, какая звучит неуместно, прогнозируем вопросы, которые могут обсуждаться при приеме на работу, как стоит одеваться, идя на собеседование, проигрывают легенды своих персонажей. Наконец наступает день игры, когда менеджеры приглашают людей на собеседование. Они вступают в диалог в соответствии со своей ролью. Здесь возможны различные курьезы, но учащиеся ведут себя естественно, пытаясь найти выход из сложившихся обстоятельств. Затем менеджеры обсуждают кандидатуры, их личностные качества, умения, навыки, увлечения, опыт работы, выбирая подходящие кандидатуры. Позже они сообщают кандидатам о принятом решении. Вряд ли стоит кого-то убеждать, что во время ролевой игры дети значительно глубже вникнут в тему, получат навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
К характерным признакам ролевых игр проблемной направленности можно отнести следующее:
1. обязательное наличие в замысле игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность;
2. наличие и распределение ролей, каждый участник выполняет определенную роль, при проведении ролевой игры дети освобождаются от комплексов, ведут себя раскованно, поскольку выступают от имени своих персонажей, а не себя;
3. наличие проблемной ситуации и необходимость поиска способов выхода из нее создает определенное эмоциональное напряжение, благодаря которому обеспечивается активность игроков; мотивация учебной деятельности значительно повышается: интересно узнать как себя вести на собеседовании, что стоит говорить, о чем лучше промолчать;
4. сюжет ролевой игры готовится заранее, но игроки действуют в соответствии со своим пониманием персонажа в данной ситуации, это не простое заучивание роли, это использование домашней заготовки в сочетании с импровизацией, поэтому сценарий может меняться по ходу игры, и тогда возникает необходимость поиска решений проблемы;
5. наличие общей цели у коллектива в ролевой игре проблемной направленности, это, конечно, приобретение новых знаний, при этом язык общения должен соответствовать ситуации, с обязательным использованием речевого этикета, отработки навыков принятия осознанных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;
6. коллективное принятие решений участниками игры; проигрывая проблемную ситуацию при тщательной подготовительной работе, в процессе которой каждый участник игры старается узнать и рассказать больше о своем персонаже, увидеть плюсы и минусы различных вариантов решений;
7. многоальтернативность решений; в процессе ролевой игры персонажам приходится принимать решение после анализа нескольких возможных вариантов развития ситуаций.
Учитель во время игры является не сторонним наблюдателем, а координатором игры, стимулируя участников к общению.
Образовательная цель любой обучающей игры заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. В игре ошибки допустимы.
При оценке участников ролевой игры мы обычно учитываем:
- эффективность принимаемых решений;
- активность участников игры;
- оригинальность, творческий подход к поиску решений выхода из проблемной ситуации;
- использование интеллектуальных умений критического мышления;
- достоверность моделированной ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействие в контексте данной ситуации.
Практика показывает, что такая современная педагогическая технология как ролевая игра проблемной направленности становится эффективным инструментом в изучении иностранного языка, повышении мотивации учащихся при развитии навыков устной речи и формировании социокультурной компетенции.
Литература:
1. Аппатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: Автореф.дис. …к.п.н. – М., 1987. – 17 с.
2. Аппатова Р.С., Коржачкина О.М. Языковой и коммуникативный аспекты овладения английским языком в обобщающем курсе //ИЯШ. – 1997.- №2.
3. Гроза О.Л. и др. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 11 кл. общеобраз. учрежд. / О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая, Н. Ю. Казырбаева, В. В. Клименко, М. Л. Мичурина, Н. В. Новикова, Т. Н. Рыжкова, Е. Ю. Шалимова - 3-е изд. испр. и перераб. — Обнинск: Титул. 2012. —192 с: ил.
4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова, - Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
5. http:// www.dictionary.fio.ru