СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование сенсорных коробок в работе учителя-дефектолога .

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 слайд.  Здравствуйте, меня зовут Корчагина Ирина Павловна. Я учитель-дефектолог Кинешемской школы-интерната. Работаю с детьми с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития, по программе обучения это 2 вариант. Веду у них коррекционные курсы такие как: ППД, Альтернативная коммуникация и Двигательное развитие.

Сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом использования сенсорных коробок в работе.

2 слайд. Итак, тема моего выступления «Использование сенсорных коробок в работе учителя-дефектолога». В конце мы с Вами проведем небольшой мастер класс (для этого мне понадобиться пять человек-добровольцев).

3 слайд. В начале вспомним: что же такое сенсорное развитие?

Слово «сенсорное» возникло от понятия «ощущать». Благодаря ощущениям человек начинает ориентироваться в явлениях и предметах окружающей действительности. Дело в том, что именно на основе получаемых ощущений возникает и развивается абстрактно - мыслительная деятельность.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, структуре, запахе, вкусе,  положения в пространстве и т.д. Одним словом- сенсорное развитие - это «фундамент» на котором строится представление о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие у детей с ОВЗ отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета. Так же у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно идти на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка.

 

4 слайд. Актуализировав знания, мы можем поговорить от том - что же такое сенсорная коробка? Это любая емкость с разнообразным наполнителем. В качестве ёмкости можно взять небольшую пластиковую миску, тазик или неглубокую плетеную корзину.

5 слайд. Чем же мы наполняем сенсорную коробку?

Наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: собственно, сам песок, крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал, ткань, галька, орехи, камни и много другое. Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используют различные предметы: совочки, грабельки, сито, ведерки, игрушки разной фактуры, величины. Так же можно использовать картонные или ламинированные фигурки.

6 слайд. Каковы ее задачи, и что она развивает?

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое, пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость и многое другое.

Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и другие), или сравнения чтобы выразить идеи (чувствуешь, как холодно, а теперь давай ощутим тепло, или, например было мокро, а теперь сухой песок… и т.д)

Цель сенсорной коробки -дать ребенку как можно больше различных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом. Соответственно, развивать и основные психические функции: память, внимание, мышление и речь.

7 слайд.  В своей работе я пользуюсь сенсорными коробками, иногда как «помощниками», благодаря которым можно изучить свойства предметов, пощупать, сравнить.

8 слайд.  Иногда как некой «изюминкой», которая всегда приносит детям положительные эмоции.

Вот некоторые примеры коробок, которые я изготовила для занятий.

9 слайд.  Первая коробка Веселые орбизы «Морское приключение». Здесь у нас в роли наполнения гидрогелевые шарики, морские обитатели, и вода. Дети погружают руки в воду, гидрогелевые шарики приятно трогать, ловить по одному, пересыпать из ладошки в ладошку. Для концентрации ощущений можно менять воду с теплой на холодную и обратно, либо использовать две коробки параллельно. Многие детки очень насторожено относятся к смене температуры воды и к самой воде. Благодаря занятиям мы эти страхи преодолеваем. Водная коробка помогает справляться ос страхами, управлять своими эмоциями, успокаивает.

10 слайд. Коробка с сыпучими материалом в виде крупы Лесная ферма «Даша и друзья».

 Мы можем разыграть мини -сценки с содержимым коробки. Здесь мы учимся и сотрудничеству, и разрешению конфликтов, если с коробкой играет несколько детей.

11 слайд. На заборе сидят любопытные котята и наблюдают за тем, как фермер кормит домашних птиц и кролика, они изготовлены в виде скрепочек, и их можно снимать, пересаживать на заборе, сопоставить с карточкой, посчитать котят, нанизывать на веревочку. Посчитать курочек, покормить их пересыпая крупу. Соотнести картинку и изображение (прилагаются ламинированные картинки). Тут как вашей фантазии больше нравится, и конечно стоит учитывать особенности развития ребенка и трудности с которыми он сталкивается в процессе изучения.

12 слайд. Волшебный песок «Пляж мечты» Коробка с разными видами песка и камней разной фракции. Здесь можно просто все потрогать пощупать, задействовать зрительный анализатор - камни красиво переливаются, маяк с подсветкой, различные ракушки, некоторые виды морских обитателей. Развить математические представления: посчитать, группировать, классифицировать. Подготовить дополнительные ламинированные карточки с различными видами заданий на сопоставление, счет и формирование понятий больше-меньше. И опять же отталкиваться от предпочтений и особенностей развития обучающегося.

Еще что мне хотелось бы отметить – фракцию камней и крупы можно подбирать исходя от состояния тонуса рук и мелкой моторик ребенка. Если ручки в гипотонусе, вялые -то использовать лучше жесткие и колючие материалы (шероховатые камушки, гречка), а если ручки, наоборот, скованны и гипертонус -то фракция мелкая и крупа гладкая (фасоль, манка)

13 слайд. Сейчас мне нужно чтобы поучаствовали 5 человек. Мы с Вами изготовим небольшие индивидуальные сенсорные коробки по сказке «Теремок». Использовать мы будем сыпучий материал в виде крупы, ламинированные карточки. Пересыпаем крупу в коробки, вырезаем фигурки героев, и оставляем у них «хвостики» для большей устойчивости.

Как вы думаете, на каких уроках учителя могут использовать данную коробку? И какие задания можно дать, занимаясь с этой коробкой?

  1. Использовать ее на уроках, где мы развиваем речь — это Речевая практика и Альтернативная коммуникация.
  2. Описать героя, пересказать сказку (с опорой на наглядность), разыграть по ролям.

И так можно разыграть любую сказку. Обязательно в начале дать познакомиться с содержимым коробки - потрогать всё. Работ может происходить и в группе и индивидуально.

14 слайд. Спасибо за внимание. Рада была поделиться опытом.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Использование сенсорных коробок в работе учителя-дефектолога .»

Корчагина  Ирина Павловна учитель- дефектолог ОГКОУ  «Кинешемская школа- интернат»

Корчагина Ирина Павловна

учитель- дефектолог ОГКОУ «Кинешемская школа- интернат»

Подготовила  учитель- дефектолог ОГКОУ  «Кинешемская  школа  – интернат» Корчагина  Ирина  Павловна

Подготовила учитель- дефектолог ОГКОУ «Кинешемская школа

интернат»

Корчагина Ирина Павловна

Сенсорное  развитие  это  развитие  восприятия ребенка  и  формирование представлений  о  внешних свойствах  предметов:  их  форме, цвете,  структуре,  запахе,  вкусе, величине,  положения  в пространстве  и т.д.  Сенсорное  развитие  у  детей  с ОВЗ  отличается  качественным своеобразием,  т.к.  процесс восприятия  несколько  затруднен  – снижен  его  темп,  сужен  объем, недостаточна  точность  восприятия (зрительного,  слухового, зрительно- двигательного).

Сенсорное развитие

  • это развитие восприятия ребенка и формирование

представлений о внешних

свойствах предметов: их форме, цвете, структуре, запахе, вкусе, величине, положения в пространстве и т.д.

  • Сенсорное развитие у детей с ОВЗ отличается качественным своеобразием, т.к. процесс

восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем,

недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно- двигательного).

СЕНСОРНАЯ  КОРОБКА это  любая  емкость  с разнообразным  наполнителем.  в  качестве  емкости  можно  взять небольшую  пластиковую  миску, тазик  или  неглубокую  плетеную корзину.  сенсорная  коробка  является универсальным  дидактическим пособием  для  сенсомоторного развития  детей  в  разные возрастные  периоды.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА

  • это любая емкость с

разнообразным наполнителем.

  • в качестве емкости можно взять небольшую пластиковую миску, тазик или неглубокую плетеную корзину.
  • сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные

возрастные периоды.

Чем  же  мы  наполняем  сенсорную  коробку?

Чем же мы наполняем сенсорную коробку?

Сенсорная  коробка   Развивает мелкую  моторику,  тактильные ощущения,  творческое, пространственное  мышление, навыки  сортировки  и классификации,  усидчивость  и многое  другое.  Это  отличная возможность  расширить словарный  запас  и  использовать новые  слова.

Сенсорная коробка Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое, пространственное мышление,

навыки сортировки и

классификации, усидчивость и многое другое. Это отличная возможность расширить

словарный запас и использовать

новые слова.

Мастер- класс  по  изготовлению  сенсорной  коробки  по  сказке  «Теремок»

Мастер- класс по изготовлению сенсорной коробки по сказке «Теремок»

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!