1 слайд. Здравствуйте, меня зовут Корчагина Ирина Павловна. Я учитель-дефектолог Кинешемской школы-интерната. Работаю с детьми с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития, по программе обучения это 2 вариант. Веду у них коррекционные курсы такие как: ППД, Альтернативная коммуникация и Двигательное развитие.
Сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом использования сенсорных коробок в работе.
2 слайд. Итак, тема моего выступления «Использование сенсорных коробок в работе учителя-дефектолога». В конце мы с Вами проведем небольшой мастер класс (для этого мне понадобиться пять человек-добровольцев).
3 слайд. В начале вспомним: что же такое сенсорное развитие?
Слово «сенсорное» возникло от понятия «ощущать». Благодаря ощущениям человек начинает ориентироваться в явлениях и предметах окружающей действительности. Дело в том, что именно на основе получаемых ощущений возникает и развивается абстрактно - мыслительная деятельность.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, структуре, запахе, вкусе, положения в пространстве и т.д. Одним словом- сенсорное развитие - это «фундамент» на котором строится представление о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие у детей с ОВЗ отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета. Так же у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно идти на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка.
4 слайд. Актуализировав знания, мы можем поговорить от том - что же такое сенсорная коробка? Это любая емкость с разнообразным наполнителем. В качестве ёмкости можно взять небольшую пластиковую миску, тазик или неглубокую плетеную корзину.
5 слайд. Чем же мы наполняем сенсорную коробку?
Наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: собственно, сам песок, крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал, ткань, галька, орехи, камни и много другое. Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используют различные предметы: совочки, грабельки, сито, ведерки, игрушки разной фактуры, величины. Так же можно использовать картонные или ламинированные фигурки.
6 слайд. Каковы ее задачи, и что она развивает?
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое, пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и другие), или сравнения чтобы выразить идеи (чувствуешь, как холодно, а теперь давай ощутим тепло, или, например было мокро, а теперь сухой песок… и т.д)
Цель сенсорной коробки -дать ребенку как можно больше различных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом. Соответственно, развивать и основные психические функции: память, внимание, мышление и речь.
7 слайд. В своей работе я пользуюсь сенсорными коробками, иногда как «помощниками», благодаря которым можно изучить свойства предметов, пощупать, сравнить.
8 слайд. Иногда как некой «изюминкой», которая всегда приносит детям положительные эмоции.
Вот некоторые примеры коробок, которые я изготовила для занятий.
9 слайд. Первая коробка Веселые орбизы «Морское приключение». Здесь у нас в роли наполнения гидрогелевые шарики, морские обитатели, и вода. Дети погружают руки в воду, гидрогелевые шарики приятно трогать, ловить по одному, пересыпать из ладошки в ладошку. Для концентрации ощущений можно менять воду с теплой на холодную и обратно, либо использовать две коробки параллельно. Многие детки очень насторожено относятся к смене температуры воды и к самой воде. Благодаря занятиям мы эти страхи преодолеваем. Водная коробка помогает справляться ос страхами, управлять своими эмоциями, успокаивает.
10 слайд. Коробка с сыпучими материалом в виде крупы Лесная ферма «Даша и друзья».
Мы можем разыграть мини -сценки с содержимым коробки. Здесь мы учимся и сотрудничеству, и разрешению конфликтов, если с коробкой играет несколько детей.
11 слайд. На заборе сидят любопытные котята и наблюдают за тем, как фермер кормит домашних птиц и кролика, они изготовлены в виде скрепочек, и их можно снимать, пересаживать на заборе, сопоставить с карточкой, посчитать котят, нанизывать на веревочку. Посчитать курочек, покормить их пересыпая крупу. Соотнести картинку и изображение (прилагаются ламинированные картинки). Тут как вашей фантазии больше нравится, и конечно стоит учитывать особенности развития ребенка и трудности с которыми он сталкивается в процессе изучения.
12 слайд. Волшебный песок «Пляж мечты» Коробка с разными видами песка и камней разной фракции. Здесь можно просто все потрогать пощупать, задействовать зрительный анализатор - камни красиво переливаются, маяк с подсветкой, различные ракушки, некоторые виды морских обитателей. Развить математические представления: посчитать, группировать, классифицировать. Подготовить дополнительные ламинированные карточки с различными видами заданий на сопоставление, счет и формирование понятий больше-меньше. И опять же отталкиваться от предпочтений и особенностей развития обучающегося.
Еще что мне хотелось бы отметить – фракцию камней и крупы можно подбирать исходя от состояния тонуса рук и мелкой моторик ребенка. Если ручки в гипотонусе, вялые -то использовать лучше жесткие и колючие материалы (шероховатые камушки, гречка), а если ручки, наоборот, скованны и гипертонус -то фракция мелкая и крупа гладкая (фасоль, манка)
13 слайд. Сейчас мне нужно чтобы поучаствовали 5 человек. Мы с Вами изготовим небольшие индивидуальные сенсорные коробки по сказке «Теремок». Использовать мы будем сыпучий материал в виде крупы, ламинированные карточки. Пересыпаем крупу в коробки, вырезаем фигурки героев, и оставляем у них «хвостики» для большей устойчивости.
Как вы думаете, на каких уроках учителя могут использовать данную коробку? И какие задания можно дать, занимаясь с этой коробкой?
- Использовать ее на уроках, где мы развиваем речь — это Речевая практика и Альтернативная коммуникация.
- Описать героя, пересказать сказку (с опорой на наглядность), разыграть по ролям.
И так можно разыграть любую сказку. Обязательно в начале дать познакомиться с содержимым коробки - потрогать всё. Работ может происходить и в группе и индивидуально.
14 слайд. Спасибо за внимание. Рада была поделиться опытом.