«Применение метода синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию презентацию, из опыта работы, на тему: «Применение метода синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».
«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».(Античная поговорка). Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. В своей практике, с данной формой работы, я познакомила детей с начала учебного года. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Синквейн состоит из 5 строк, его форма напоминает ёлочку. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. В ходе реализации детско-творческого проекта «Что такое школа?», детьми были разработаны синквейны по данной теме, которые мы объединили в небольшую книгу. Предлагаю вашему вниманию один из синквейнов, составленный детьми:
1.ШКОЛА
2. Светлая, большая
3. Учит, воспитывает, развивает
4. В школе учатся дети.
5. Здание.
Уважаемые воспитатели, составте, пожалуйста, синквейн к слову воспитатель. Синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Данный метод может легко интегрируется со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Но для того , чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач: • изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; • отрабатываются знания о частях речи; • знания о предложении; • умение соблюдать интонацию; • значительно активизируется словарный запас ребёнка; • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; • активизируется и развивается мыслительная деятельность; • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо. Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя;
использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе. Закончить свое выступление мне хотелось бы синквейном:
Синквейн о синквейне
1.Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
Спасибо за внимание!