СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование системно – деятельностного подхода при обучении детей с ТМНР на уроках математические представления с помощью ИКТ-технологий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«Использование системно – деятельностного подхода при обучении детей с ТМНР на уроках математические представления с помощью ИКТ-технологий»

Использование системно – деятельностного подхода

при обучении детей с ТМНР на уроках

математические представления с помощью ИКТ-технологий



Переход на ФГОС общего образования для обучающихся с умствен­ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает пере­стройку учебного процесса и профессиональной традиционной деятельно­сти учителя.

Задача учителя - создать условия для вовлечения каждого обучаю­щегося с ТМНР в активную мыслительную (познавательную) деятельность на уроке через осуществление системно-деятельностного подхода с использованием современных образовательных технологий в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной дея­тельности обучающихся.

Технология деятельностного метода требует от меня как учителя создания на уроках условий, выраженных в специальных ситуациях для проявления активности, самостоятельности обучающихся, для развития их познавательных интересов, их творческой мысли.

Рассмотрим технологию деятельностного метода на примере урока по развитию математических представлений в 8 СИПР классе . Важнейшей характеристикой деятельностного подхода является систем­ность, его можно осуществлять на различных этапах урока.

На этапе мотивации к учебной деятельности я организую осознан­ное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности, на­пример, прошу произнести хором: «Все к уроку мы готовы...». На данном этапе дети психологически настраиваются на работу. Так же я использовала приём с лучиками для солнышка, на которых нарисовано на­строение, каждый ребёнок выбрал тот лучик, с которым у него совпало на­строение и с этим настроением мы начинаем урок.

На этапе актуализации знаний надо подготовить обучающихся к по­вторению материала, воспроизведению учебного содержания. Для этого я использую разработанную презентацию. На этом этапе я пригласила ребят в путешествие, а куда, они должны были отга­дать с помощью загадки. Создала проблемную ситуацию, мотивирующую к действию и применению своих знаний, полученных ранее: сказочная Со­ва попала в беду, она написала письмо ребятам и попросила о помощи. Все дети с радостью согласились помочь Сове, а для этого нужно выпол­нить ряд заданий. Задания, предлагаемые детям, направлены на развитие следующих умений:

  1. правильно считать и называть предметы:

Перед вами на слайде полки. Сосчитайте, сколько полок? Что нахо­дится на первой полке? Сколько их? Как назовём одним словом? Что на­ходится на второй полке? Назовите их. Сколько всего их? Что видите на третьей полке? Назовите одним словом. Сосчитайте их).

  1. ориентироваться в пространстве:

-Покажите фигуру, которая находится на верхней полке; между квадратом и треугольником (круг);

  • Покажите предмет, который находится на нижней полке слева от ли­нейки (карандаш).

  • Покажите цифру, которая находится на средней полке, справа от циф­ры один (пять).

  1. ориентироваться на листе бумаги:

Картинку в верхнем левом углу раскрасьте в красный цвет; картин­ку в нижнем правом углу раскрасьте в синий цвет и т.д.)

Для тех детей, которые испытывают затруднения в ориентации на листе я применила стикеры с изображением животных (картинку в верхнем левом углу, где изображён котенок раскрасьте в красный цвет; картинку в нижнем правом углу, где изображен щенок раскрасьте в синий цвет и т.д).

4) выполнить аппликацию «Весна», состоящую из геометрических фи­гур различного цвета по образцу.

Перед выполнением мы с детьми проработали алгоритм работы, проговорили, что сначала располагаем в центре листа дерево, которое состоит из круга зеленого цвета и коричневого прямоугольника, в правом верхнем углу солнце - круг желтого цвета, в низу листа травка - тре­угольники зеленого цвета, с лево от дерева цветок - маленький прямо­угольник зеленого цвета и три красных кружка красного цвета, в левом верхнем углу облако - овал голубого цвета). Задание выполняется ребятами практически самостоятельно, с опорой на полученный алгоритм и образец аппликации совместно с учителем.

Организация деятельностного обучения на уроке позволила мне вовлечь каждого обучающегося в образовательную деятельность. При этом обу­чающиеся считали, называли/ показывали фигуры, их цвет, тем самым осуществлялось включение всего класса в предметно - практическую дея­тельность. В результате данной работы, обучающиеся применяют на практике свои знания и умения: в прямом счете, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не выходить за контур при раскрашива­нии, находить предложенный учителем цвет, располагать геометрические фигуры с опорой на образец. Обучающиеся успешно справились с зада­ниями при непосредственной помощи учителя.

Рефлексия в конце урока позволила обучающимся осознать резуль­тат своей деятельности на уроке. Было проведено сравнение каждой рабо­ты обучающихся с образцом, определили недочеты и удачные моменты в работах.

Особенностью данного урока является то, что знания не дают­ся готовом виде, а дети их «открыва­ют» сами в процессе активной практической деятельности, решая жизнен­но значимую ситуацию, а значит знания, полученные таким образом, бо­лее осознанные и прочные.

Для реализации системно-деятельностного подхода я использую ИКТ технологии, также применяю в своей работе современные образовательные сайты например:

Kid – mama http://kid-mama.ru/

Pazlyigra. RU https://pazlyigra.ru/

Айкьюша https://iqsha.ru/uprazhneniya

Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деятельность ученика на уроке. В режиме апро­бации работаю на образовательной платформе iSmart. Это инструмент для раз­вития ребенка с учетом не только федеральных государственных образова­тельных стандартов и программ, но и поведенческого анализа ученика. Данный ресурс представляет собой платформу для обучения школьников 1-4 классов предметным областям общеобразовательной программы, а также для анализа показателей успеваемости и результативности в освоении материала. Платформа позволяет обучать детей с разным уров­нем знаний, имеет большое количество различных типов заданий. Мои де­ти зарегистрированы там. Урок проходит в компьютерном классе, где каж­дый имеет возможность с моей помощью зайти в личный кабинет и вы­полнить свою работу. Эта платформа существенно помогает в реализации деятельностного подхода, даёт возможность каждому показать имеющие­ся у него знания, получить наглядный результат своего труда на практике. Ребёнок моментально получает оценку своих знаний, это мотивирует его к получению новых и повышает самооценку.

Я считаю, что последовательная реализация деятельностного под­хода позволила мне повысить эффективность урока по следующим показа­телям:

  • более прочное усвоение знаний обучающимися;

-возможность дифференцированного подхода;

  • существенное повышение мотивации и интереса к уроку у обучаю­щихся с ТМНР;

-результативность выполненной деятельности;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, обеспечивающих ус­пешное усвоение знаний, умений и навыков.