Использование системно – деятельностного подхода
при обучении детей с ТМНР на уроках
математические представления с помощью ИКТ-технологий
Переход на ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает перестройку учебного процесса и профессиональной традиционной деятельности учителя.
Задача учителя - создать условия для вовлечения каждого обучающегося с ТМНР в активную мыслительную (познавательную) деятельность на уроке через осуществление системно-деятельностного подхода с использованием современных образовательных технологий в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Технология деятельностного метода требует от меня как учителя создания на уроках условий, выраженных в специальных ситуациях для проявления активности, самостоятельности обучающихся, для развития их познавательных интересов, их творческой мысли.
Рассмотрим технологию деятельностного метода на примере урока по развитию математических представлений в 8 СИПР классе . Важнейшей характеристикой деятельностного подхода является системность, его можно осуществлять на различных этапах урока.
На этапе мотивации к учебной деятельности я организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности, например, прошу произнести хором: «Все к уроку мы готовы...». На данном этапе дети психологически настраиваются на работу. Так же я использовала приём с лучиками для солнышка, на которых нарисовано настроение, каждый ребёнок выбрал тот лучик, с которым у него совпало настроение и с этим настроением мы начинаем урок.
На этапе актуализации знаний надо подготовить обучающихся к повторению материала, воспроизведению учебного содержания. Для этого я использую разработанную презентацию. На этом этапе я пригласила ребят в путешествие, а куда, они должны были отгадать с помощью загадки. Создала проблемную ситуацию, мотивирующую к действию и применению своих знаний, полученных ранее: сказочная Сова попала в беду, она написала письмо ребятам и попросила о помощи. Все дети с радостью согласились помочь Сове, а для этого нужно выполнить ряд заданий. Задания, предлагаемые детям, направлены на развитие следующих умений:
правильно считать и называть предметы:
Перед вами на слайде полки. Сосчитайте, сколько полок? Что находится на первой полке? Сколько их? Как назовём одним словом? Что находится на второй полке? Назовите их. Сколько всего их? Что видите на третьей полке? Назовите одним словом. Сосчитайте их).
ориентироваться в пространстве:
-Покажите фигуру, которая находится на верхней полке; между квадратом и треугольником (круг);
Покажите предмет, который находится на нижней полке слева от линейки (карандаш).
Покажите цифру, которая находится на средней полке, справа от цифры один (пять).
ориентироваться на листе бумаги:
Картинку в верхнем левом углу раскрасьте в красный цвет; картинку в нижнем правом углу раскрасьте в синий цвет и т.д.)
Для тех детей, которые испытывают затруднения в ориентации на листе я применила стикеры с изображением животных (картинку в верхнем левом углу, где изображён котенок раскрасьте в красный цвет; картинку в нижнем правом углу, где изображен щенок раскрасьте в синий цвет и т.д).
4) выполнить аппликацию «Весна», состоящую из геометрических фигур различного цвета по образцу.
Перед выполнением мы с детьми проработали алгоритм работы, проговорили, что сначала располагаем в центре листа дерево, которое состоит из круга зеленого цвета и коричневого прямоугольника, в правом верхнем углу солнце - круг желтого цвета, в низу листа травка - треугольники зеленого цвета, с лево от дерева цветок - маленький прямоугольник зеленого цвета и три красных кружка красного цвета, в левом верхнем углу облако - овал голубого цвета). Задание выполняется ребятами практически самостоятельно, с опорой на полученный алгоритм и образец аппликации совместно с учителем.
Организация деятельностного обучения на уроке позволила мне вовлечь каждого обучающегося в образовательную деятельность. При этом обучающиеся считали, называли/ показывали фигуры, их цвет, тем самым осуществлялось включение всего класса в предметно - практическую деятельность. В результате данной работы, обучающиеся применяют на практике свои знания и умения: в прямом счете, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не выходить за контур при раскрашивании, находить предложенный учителем цвет, располагать геометрические фигуры с опорой на образец. Обучающиеся успешно справились с заданиями при непосредственной помощи учителя.
Рефлексия в конце урока позволила обучающимся осознать результат своей деятельности на уроке. Было проведено сравнение каждой работы обучающихся с образцом, определили недочеты и удачные моменты в работах.
Особенностью данного урока является то, что знания не даются готовом виде, а дети их «открывают» сами в процессе активной практической деятельности, решая жизненно значимую ситуацию, а значит знания, полученные таким образом, более осознанные и прочные.
Для реализации системно-деятельностного подхода я использую ИКТ технологии, также применяю в своей работе современные образовательные сайты например:
Kid – mama http://kid-mama.ru/
Pazlyigra. RU https://pazlyigra.ru/
Айкьюша https://iqsha.ru/uprazhneniya
Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деятельность ученика на уроке. В режиме апробации работаю на образовательной платформе iSmart. Это инструмент для развития ребенка с учетом не только федеральных государственных образовательных стандартов и программ, но и поведенческого анализа ученика. Данный ресурс представляет собой платформу для обучения школьников 1-4 классов предметным областям общеобразовательной программы, а также для анализа показателей успеваемости и результативности в освоении материала. Платформа позволяет обучать детей с разным уровнем знаний, имеет большое количество различных типов заданий. Мои дети зарегистрированы там. Урок проходит в компьютерном классе, где каждый имеет возможность с моей помощью зайти в личный кабинет и выполнить свою работу. Эта платформа существенно помогает в реализации деятельностного подхода, даёт возможность каждому показать имеющиеся у него знания, получить наглядный результат своего труда на практике. Ребёнок моментально получает оценку своих знаний, это мотивирует его к получению новых и повышает самооценку.
Я считаю, что последовательная реализация деятельностного подхода позволила мне повысить эффективность урока по следующим показателям:
-возможность дифференцированного подхода;
-результативность выполненной деятельности;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков.