ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ Беловой Т.Н.
НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФЕВРАЛЬ 2019
Сл. 1
Тема моего выступления «Использование СДП в обучении младших школьников (из опыта работы)».
Сл. 2
Стандарты нового поколения требуют от учителя обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это задача более сложная, чем обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым учителем стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Именно на это и ориентировано использование в работе с детьми системно-деятельностного подхода.
Сл.3
Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Сл.4
Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. А педагог лишь направляет деятельность учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Один из способов её развития – это создание проблемной ситуации на уроке, т.е. ввести противоречие, которое вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Сл.5
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Например, на уроке ОМ, тема «Как ты воспринимаешь мир». На этапе выбора темы и постановки целей исследовательской работы я предложила ребятам отгадать загадку. Отгадав загадку с помощью наводящих вопросов ребята формулировали тему урока. При ответе на эти вопросы дети опираются на уже имеющиеся знания и опыт. Сл.6
Далее мы знакомились вот с такой девочкой и выясняли, что в ней необычного, как называются эти части организма человека и уже в исследовательской работе пытались доказать, что без органов чувств человек не может воспринимать ОМ и заполняли таблицу.
Сл.7
Или на уроке ОМ по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» мы тоже отгадывали загадки и ребята сами формулировали тему урока, вставляя нужные слова в предложение, а затем и цели урока. Затем в результате исследовательской деятельности пытались разгадать тайны природы.
Сл.8
Жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Поэтому часто использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое знание.
Так на уроке «Как ты воспринимаешь мир» я предложила ребятам следующую исследовательскую работу.Сначала они с закрытыми глазами пытались ответить на вопрос, что я держу в руках. И выяснили, что с закрытыми глазами сделать это очень трудно. Во время работы в парах я предложила разные по форме и цвету геометрические фигуры разбить на группы. В результате этой деятельности ребята сделали вывод, что без органа зрения эти задания невыполнимы.
Для исследования органа обоняния надо было определить, что находится в плотных мешочках. Мы выяснили, что глаз нам недостаточно и надо понюхать. Так определили предметы в мешках и с помощью учебника выяснили, какими бывают запахи. В результате сделали вывод, что нос тоже очень важен для человека.
Исследуя орган вкуса, пробовали кислое, солёное и сладкое.Сначала ребята рассматривали содержимое коробочек, нюхали и поняли, что глаз и носа нам недостаточно для определения веществ в коробочках. Решили попробовать на вкус. Так удалось определить более точно. В конце каждого этапа исследования мы делали вывод с каким органом чувств работали, почему он важен для человека и как его сохранить, выполняли соответствующие физкультминутки.
На уроке ОМ по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» мы тоже проделывали разные опыты. В первом опыте дети брызгали из пульверизатора на доску, имитируя капли воды. Одно пятно сохло само, а другое мы сушили феном. Затем строили предположения, почему одно сохнет и испаряется долго, а второе быстро. Делали вывод, что в природе так же вода непрерывно испаряется поднимается в виде пара в воздух под действием тепла.
Чтобы понять, что происходит с ним дальше, мы нагревали чайник и под пар подставляли зеркало. Так мы выяснили, что высоко в воздухе пар охлаждается и опять превращается в капли воды.
Чтобы понять почему из тучи идёт дождь, мы брали комок ваты и окунали в воду. Затем наблюдали, что с ней происходит. Потом поднимали вату. Так мы сделали вывод, что так же как и вода из ваты, капли воды из тучи не могут удержаться и падают. Так идёт дождь. Далее все свои выводы мы обобщили в схеме и, работая в парах и группах, заполнили пропуски в тексте, напечатанном на карточках, а так же выяснили, какой бывает дождь, когда он приносит пользу, а когда вред.
Во время исследовательской деятельности важную роль играют работа в парах и в группах. Она позволяет ребёнку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода даёт учителю возможность способствовать успешному обучению и социализации младших школьников. Ведущими характеристиками обучающегося становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Учащиеся осваивают роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.