СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование системы творческих заданий на уроках в начальной школе с целью развития речевой креативности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе важно заложить фундамент личности, способной мыслить творчески и нестандартно.в разных жизненных ситуациях.Этому способствует развитие речевой креативности. Данная разработка может быть использована учителями начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Использование системы творческих заданий на уроках в начальной школе с целью развития речевой креативности»


Использование системы творческих заданий

на уроках в начальной школе

с целью развития речевой креативности


В настоящее время произошли существенные изменения в приоритетах личностного развития: на смену потребности в ведомой личности возникла потребность в человеке-творце, в созидательной личности, готовой к преобразованиям, умеющей их проводить и реально осуществлять. На решение этой задачи направлены усилия учителя. О достигнутых результатах можно судить по таким признакам, как творческое развитие и саморазвитие самих учащихся в процессе их личностного становления.

Креативность - это творческие способности человека, которые помогают ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы. Креативность помогает решать стандартные вопросы и проблемы необычным образом, находить новые пути и способы. Можно сказать, что креатив является не только творчеством, но еще и способностью к необычному новому видению ситуации или проблемы.

Огромным потенциалом для развития речевой креативности учащихся обладают уроки русского языка и литературного чтения. С первого класса важно развивать творческое воображение учащихся. «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». Для этого можно использовать на уроках следующие творческие задания.


«Три желания» и «Шапка-невидимка»

Ребенка просят назвать 3 желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а

затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в школе.

Методика направлена на развитие воображения. По ответам можно судить о ценностных ориентациях.


«Игровая комната»

Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть

любые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. «Как играть в такую игру?» «А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?»

«Дорисуй фигуры»

Предлагаются задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений.

Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурами

неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.


«Представь и увидишь»

Многие цвета детям хорошо знакомы. Предлагается пофантазировать, какого цвета может быть доброта, смех, боль, радость, мир и т.д.



«Представь и услышишь»

Используя свое звуковое воображение, предлагается представить, как звучит мягкое

облако, лист на ветру и т.д.

Дети младших классов в силу своего возраста очень любят играть на уроках. Поэтому можно использовать следующие игры со словами.


Игра «Поиск общего»

Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Составьте предложение.

карандаш — тетрадь

молоко — компот

газета — календарь


Игра «Ассоциативная связь»

Ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно имя существительное (например, «море»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «синее» и «дельфины»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им

слов-ассоциаций (например, «синее» - «небо», «платье»; «дельфины» - «мокрые», «добрые») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения).

Рекомендации: По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д.


«Только веселые (зеленые, ласковые и т.д.) слова»

Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

«Веселые слова»: клоун, радость, смех, цирк…

«Зеленые слова»: лист, арбуз, огурец, яблоко…

«Ласковые слова»: мамочка, сестренка, котенок…


«Ручеёк»

Учитель делит класс на 2 команды. Игроки каждой команды достают из своей коробки карточки со словами. Составляют пары из рифмующихся слов, сочиняют четверостишия.


1 коробка: свет, шишка, мяч, собака, сосна, полка, белка, чайник, сарай, лежит, новый, умная.

2 коробка: цвет, малышка, калач, бежит, весна, иголка, тарелка, начальник, загорай, забияка, толковый, шумная.



Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в каких-либо знакомых детям объектах.

Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Игровое правило: находить объекты в окружающем мире выбранного на картине цвета.

Результат: составление открытых загадок (описательные загадки, которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).

Например: белый, как снег, как простыня, халат врача, как лебедь и т.д.


Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.

Игровое правило: находить объекты в окружающем мире по выбранной на картине форме.

Результат: составление загадок.

Например: овальный, как колбаса, огурец, мыло и т.д.


Игра «Сравни по материалу»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала в окружающей среде.

Игровое правило: находить объекты в окружающем мире по выбранному на картине материалу.

Результат: составление загадок.

Например: деревянный предмет: дом, изображенный на картинке, деревянный, как стол, стул, шкаф, пенек и т.д.

Далее можно составить с учащимися описательные загадки. Например, загадка про веревку: «Длинная, но не река, извилистая, но не змея, крепкая, но не сталь, удерживает, но не замок». Про ель: «Зеленая как зеленка; высокая как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик».


«Продолжи пару»

Учитель называет слова, ученики придумывают свои, которые будут соотноситься друг с другом:

Отлично – ? (5).

Доска – ? (мел).

Хорошо – ? (4).

Тетрадь – ? (ручка).









«Слова – мячики»

Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).

Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.


«Слово – сказка»

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и «расшифровывается».

Ц – царевна
В – весна
Е – ель
Т – тепло
О – ожерелье
К – красавица.

Далее дети сочиняют сказку, используя данные слова.


«Исключение лишнего»

Берутся любые 3 слова, например: «собака», «помидор», «солн­це». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим об­щим признаком, исключить. Следует найти как можно больше

ва­риантов исключения лишнего слова. Не пренебрегая вариантами, которые сра­зу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солн­це» оставить, потому что они круглые), желательно поискать не­стандартные и в то же время очень меткие решения.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожи­данные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одно­временно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.


«Поиск аналогов»

Называется какой-либо предмет или явление, например, вертолёт. Необходимо подобрать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным при­знакам.

Например, в данном случае могут быть на­званы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспорт­ные средства); штопор (важные детали вращаются) и др.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свой­ства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует спо­собность классифицировать явления по их признакам.







Смысловой подбор рифмы

Во вступительной беседе учитель обращает внимание на смысловую окраску рифмы. Приводит примеры стихотворения, где есть рифма, но отсутствует смысл.

Дифференцированный подход при распределении заданий: детям с высоким уровнем – самостоятельное составление стихотворения; остальным – текст с заданием на доске:

Жил-был весёлый…. (слон)

Уж очень добрым был… (он)

Любил кататься на …. (велосипеде)

И даже забывал он об …. (обеде)


Оформление «Словаря поэта»

Подбор рифмы к часто употребительным словам. Дети заносят их в созданный «Словарь поэта». Работа по заполнению словаря строится самостоятельно. Учащиеся сами по мере возникновения идеи записывают рифмы в свои блокнотики.

Слон батон; миллион; магнитофон; лимон; вон.

Точка – бочка; дочка; ночка; кочка.

Смеётся – клюётся; дерётся; зовётся.

День – лень, тень, тюлень.


Для развития речевой креативности на уроках можно использовать и

игры с предложениями, с текстом.


Дидактическая цель: научить строить логически завершенное предложение; развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.


«Общее предложение»

Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие: учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто-то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

Например: «В красивом лесу…» «морозным зимним утром…» «мы решили…» «покататься на лыжах».


«Телеграмма»

Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

Например, слово «сумка».

Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.






«Ожившая картина»

Предлагается представить, что предметы, персонажи или образы рассматриваемой картины ожили. Пофантазировать, что бы происходило в этом случае, о чем бы они рассказали.


Игра в переводчики

Учащимся даются слова только в начальной форме. Их задача – изменяя окончания, составить согласованный текст. Вспомнить, как изъясняются на русском языке иностранцы.

Примерный текст:

Жил-был дружно два девочка. Одна звал Маша, другой звал Света. Света был три игрушка: зелёный кошка, красный мяч и маленький собака…

Девчонка везти на воз

Козлёнок, козёл и коза.

Лесок проезжать –

Часок подремать.

Девчонка в лес проспать

Козлёнок, козёл и коза.


Коллективное составление сказочной истории

Учащимся дается задание: «Представьте, что козлята превратились из глупых и доверчивых в находчивых и смелых. Как могли бы они перехитрить злого волка?

Методом «Мозгового штурма» дети предлагают свои идеи. Если они затрудняются, учитель должен направить их в нужное русло.

Например: 

- Чем козлята могут защищаться?

Далее привожу варианты ответов на поставленный вопрос, предложенные детьми:

- окружить волка и наставить на него свои рожки;

- записать голос медведя на магнитофон и включить в тот момент, когда волк подойдёт к двери;

- установить на входную дверь «глазок»;

- мама-коза могла бы взять козлят с собой в лес.


«Исправь ошибку»

Работа по устранению смысловых ошибок. Детям предлагается в небольших рассказах (3-4 предложения) найти смысловые неточности, заменяя их уместными словами.

Цель задания – глубже понимать прочитанное.

Предлагается задание: прочитать предложения и исправить ошибку.

Заводы пачкают речную воду.

Ребята должны быть умными, смелыми, трудовыми.

По парку слоняются важные дамы.

Собака Натальи говорила тихо и ласково.

Когда дети усвоят смысл задания и принцип исправления ошибок, можно предложить детям самим составить аналогичные предложения. Далее ребятам




предлагается работа в парах – исправление стилистических ошибок в вариантах, составленных напарником.


Определение качеств действия

К предложенным учителем глаголам подобрать наречия. Объяснение для учащихся:

К данным словам, которые обозначают действие предмета, подобрать слова, отвечающие на вопрос как? Происходило это дело.

плачет

переходит

лает

кричит

ест                                                   Как?

рассказывает

поет

учится

и т. д

К каждому глаголу подбирается минимум по 5 наречий.

Можно выполнять задание наоборот. Сначала дается список наречий. Учащимся нужно угадать, к какому действию они подходят:

Громко, игриво, задорно, протяжно, пискливо, хрипловато (поёт).

Аппетитно, быстро, неряшливо, вкусно, с удовольствием (ест).

Отлично, старательно, отвратительно, добросовестно (учится).

Для закрепления этого вида работ можно предложить детям распространить

(добавляя обстоятельства, сказуемые) предложения в тексте.

Медвежонок (=====) мёд с аппетитом и ни с кем не  (=====) . Его лесные друзья совсем (=======) на него. Зверюшки (=====), что без мёда мишка просто не (=====   =====).

Наступила морозная зима. Днём и ночью было (как?). Деревья  (как?) спали под тяжёлыми шапками снега. Только смелые синички (как?) распевали смелые песенки.


«Друдлы»

Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это не совсем законченная картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится в ответах оригинальность и юмор.

Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Возможны три направления использования друдлов: 
1) для интересного времяпрепровождения детей и взрослых, как при разгадывании кроссворда;
2) в исследовании познавательных способностей ребенка; 



3) для развития гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон. 
Разберём следующие головоломки - рисунок, на основании которых невозможно точно сказать, что это такое.


Как избавиться от грубых слов?

Составление сказочных историй о Царстве Грубости.

Использование метода исключений

Учащимся предлагается прочитать начало сказки.

Люди стали грубые и чёрствые, даже на доброе приветствие отвечали хамством. Обиделись тогда ласковые, вежливые слова и ушли из Страны Слов. Ох, что же тогда началось?…

Затем детям предлагается продолжить сказку.


Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме)

На доске записаны пары рифмованных слов, к которым учащиеся подбирают сообща  незатейливый текст.

________сидели                                   _________человечки

________запели                                   __________на печке

_________лягушка                              __________сестрички

_________подружка                           ___________косички


«Узнай меня»

Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т.д., не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

Например: «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». (Чайник).


«Что такое хорошо и что такое плохо»

Учитель делит класс на две команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

Например: стакан.

Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).









Сказки «наизнанку»

Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми, трусливых – храбрыми.

Например: Волк в сказке “Волк и семеро козлят” добрый, заботливый, а коза – злая. В “Сказке о рыбаке и рыбке” не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика.


«Составление сказок в другом времени»

Используя как бы разные ключи, открыть для детей сказку в другом времени, месте действия. Например:

Жили старик со старухой у синего моря в наше время.

Красная Шапочка живет сейчас...

Колобок живет на десятом этаже в доме с лифтом...

Теремок стоит на высокой - высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море...

Сказки: «Стеклянный человечек». (придумать сказку о стране, где все стеклянное, даже мысли.

«Я в машине времени» и т.д.


«Прогнозирование будущего»

Что будет с данным предметом через 20 лет? Отработка умения выстраивать перспективу далёкого будущего. Использование метода предположения.

Например:

  • Кем может вырасти Дядя Фёдор из Простоквашино?

  • Что станет с банкой из-под кетчупа?

  • Что произойдет с шерстяным носком?

  • Что случится с дневником ученика второго (третьего, четвертого) класса?

  • Что произойдет лично с тобой? (каждый ребёнок рассказывает своё желаемое будущее)

  • Какие будут строить дома?

  • На каких машинах будут передвигаться люди?


«Салат из сказок»

Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

Например: Карлсон и Мальвина, Незнайка и Чебурашка, Кот в сапогах и Серый волк.


«Если вдруг…»

Учитель предлагает ученикам какую-нибудь неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

Примеры ситуаций:

Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы (или все учебники, или все школы и т.д.), что тогда произойдет?




Если бы у меня был(а): живая вода (или цветик-семицветик, или сапоги-скороходы и т. д., что тогда произойдет?


«Что было бы, если…»

Учитель предлагает ученикам пофантазировать, придумать какие-либо предположения по данному началу:

Что было бы, если:

– дельфины могли разговаривать?
– солнце стало синим?
– у мальчишек не было карманов?
– исчезли все кнопки?
– люди перестали разговаривать?
– не было ручек и карандашей?
– дневник умел разговаривать?

– сбежали все учебники?

– каникулы длились 9 месяцев в году?
– футбольный мяч научился говорить?
– боксерские перчатки были сделаны из шоколада?


«Если бы, да кабы…»

Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.

Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы)…

Например:

– Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.

– Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на «Мерседес».

Продолжите:

– Если бы я был(а) Улицей, то я…

– Если бы я был(а) Волшебником, то…

Другая тематика:

– Я хотел(а) бы узнать…

– Я радуюсь, когда…

– Я грущу, когда…

– Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…


«Я начну, а ты продолжи»

Учитель начинает читать стихотворение, останавливается, а учащиеся придумывают окончание.
Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки, 
Потому что … (пожелтели листья на осинке)




Осень – вкусненькое слово, варится варенье, 
Потому что… (фруктов много, много угощенья) 
Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются, 
Потому что … (снова в школу, вот как получается) 


«Круглый стол»

Эта игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые учащиеся должны закончить. Например: 
Больше всего в себе мне нравится… 
Я такой же, как все, потому что… 
Я хотел быть… 
Моя любимая игра… 
Мне кажется, что мое имя означает… 
Я бы хотел узнать о… 
Мне грустно, когда… 

Я хотел бы быть более… 
Когда-нибудь, я надеюсь… 


«Загадай желание»

Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы… 
Если бы я стал птицей, я бы … 
Если бы я был деревом, я бы… 

Если бы я был машиной, я бы… 
Если бы я был нашей страной, я бы… 
Если я бы был иностранным государством, я бы… 
Если бы я был игрой, я бы… 
Если бы я был фильмом, я бы… 
Если бы я был бы цветом, я бы…


«Необычное животное»

Учащимся предлагается нарисовать животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных живых существ. Например: голова орла, туловище волка, ноги петуха и т.д. Придумывается название необычному животному и сообщается о повадках, которые это животное приобрело от разных живых существ.

На уроках русского языка учащиеся могут сочинить лингвистические сказки о частях речи, частях слова, главных членах предложения и т. д.. Например, при изучении темы «Имя существительное» учащиеся отправляются в страну Существительное и путешествуем по её городам: «Род», «Число», «Падежи».

На уроках развития речи можно предложить ребятам продолжить высказывание по данному началу. Вот некоторые из них: «Мой старый сутулый шкаф», «Вулканическая каша», «Странствия старых ботинок» и другие. Изучая метафоры и сравнения, учащиеся с удовольствием включаются в игру «Что на что похоже», работая над эпитетами, стараются придумать как можно больше художественных определений к слову, используя все его значения.



Еще одним из видов творческих заданий на уроках являются написание сочинений.


«Пишем сочинения»


Сочинение-описание

Описание картины природы. Лучше это занятие провести в парке, в лесу. Сочинение проводится в устной форме. Дети, используя образные выражения, описывают природу, которая их окружает.

  • Осенний лес

  • Наряд зимнего леса

  • Парк, озеро и т.д.

Сочинение-восторг

Составление рассказа со множеством эмоциональных окрасок слова. Впечатление о каком-либо событии, путешествии и т. д. Вот темы, которые можно использовать при написании сочинения.

Мое самое увлекательное путешествие

Самые лучшие летние каникулы

Вот так новогодний подарок!


Сочинение - большая выдумка

Можно предложить учащимся «оживить» неодушевлённые предметы. Дети с высоким уровнем креативности сами выбирают предмет для одушевления, а для остальных – предлагает учитель:

«Что рассказало мне Старое Кресло?»

«О чём задумалась Классная Доска первого сентября?» и т.д.


Составление рассказов от имени какого-либо героя

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Последовательность работы:

  1. Предложить детям превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).

  2. Выбрать специфическую характеристику. Например: береза беззаботная или больная ветка.

  3. Предложить детям с точки зрения выбранного объекта описать картину.

Например: «Я береза в лесу»: «Я береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею и все мои листочки могут наблюдать, как ярко светит

солнышко, весело щебечут птицы, порхают пестрые бабочки. Мне легко дышится».


Составление рассказов, сказок из личного опыта

Учитель предлагает детям: «Представьте себя цветочком на поляне. Вы увидите, что его жизнь короче, но протекает по тем же эмоциональным состояниям, что и у




нас с вами. Что чувствует цветок? Для кого несет радость? Как видит окружающий мир? Расскажите».

Игра «Магазин». Никто не хотел покупать пустую стеклянную банку. Далее «банка» рассказывает о себе: что она любит, что не любит и т.д.

Самое интересное из речевого творчества детей можно собирать и оформлять в виде брошюр «Наше творчество» под рубриками:

  1. Сказки леса

  2. В гостях у сказки (сочинительство детей с использованием сказок)

  3. Легенда (об одуванчике, подорожнике, о ландыше и т.д.)

  4. Реклама (об игрушках, о каком-нибудь предмете). Например: «Купите этого медвежонка…».

  5. Объявления

  6. Наши сны

  7. Небывальщины ко Дню смеха

  8. Наши стихи, загадки

Вот некоторые из стихотворений, написанные учащимися четвертого класса.


Май

Май полон радужных чудес:

Зазеленел привольно лес.

Мохнатый шмель, жужжа, летает,

Нектар душистый собирает.


Поля, луга – все зеленеет.

И солнце с каждым днем все больше греет.

А в небе жаворонок песней звонкой

Приход весны встречает громко.


И шум грозы,

И первый дождь весенний,

Что землю напоил водой,

Ждала природа с нетерпеньем.

Ученик 4А класса Баранов Илья


Ландыши

Я ландыши люблю за то,

Что так приятно пахнут.

Нет на всей земле цветов

Лучше, ароматней. Ученица 4А класса Фролова Виктория


Одним из приоритетных направлений в современной учебной деятельности является проектная деятельность.

Проектная деятельность развивает индивидуальность ребёнка, учит его ставить перед собой творческие задачи и находить нестандартные пути их решения, оценивать и дорабатывать собственный творческий продукт и находить




формы для его представления. Идей для проектов великое множество. Вот несколько примеров.

Изучая произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», я предложила ребятам создать в своем воображении собственную планету, на которой время течет по их календарю, описать ее и изготовить макет планеты. Планеты получились самые разнообразные. Творческий проект так и назывался: «Планета моей мечты».

Возможность развития эмоционально-чувственного восприятия, нестандартного видения литературного материала, написания собственных творческих работ разных жанров помогает развитию продуктивного, творческого воображения.

Творческие проекты можно использовать и на уроках технологии. Так, в третьем классе учащиеся готовят и защищают проект «Детская площадка «Здоровье и красота»», заранее разделившись на группы. Дети сами изготавливают макет детской площадки, которая должна соответствовать условиям изготовления: быть красивой и направлена на оздоровление людей. Такая творческая деятельность помогает каждому ребенку мыслить нестандартно, развивает его индивидуальность, позволяет стать новатором в той или иной деятельности.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием креативности, индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Ученик творит – значит развивает свою самостоятельность, индивидуальность, учится мыслить нетрадиционно, креативно. В любой жизненной ситуации необходима способность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем, что поможет каждому ребенку состояться в жизни. Ведь нашему обществу необходим не просто исполнитель - необходима творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи.



Литература

  1. Выготский. Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз. - 1997.

  2. Выготский. Л. Н. Педагогическая психология. М. Педагогика. – Пресс. - 1996г.

  3. Григоренко В. А. Дидактический материал как средство развития интереса к русскому языку. - Начальная школа. - №2. - 1986г.

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

  5. Засорина Л. Н. Развивающее чтение как педагогическая технология. -Начальная школа. - №1. - 1999.




  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: Питер, 2009. - 448 с.

  2. Камышникова В. Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников. - Начальная школа. - №6. - 2002.

  3. Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. - Начальная школа. - №4. - 1998.

  4. Кубасова. О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. - №9. - 1991.

  5. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. - Начальная школа. - №1. - 1993.

  6. Матюшкин А. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.

  7. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. - М. - Педагогика. - 1991.

  8. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся. - Начальная школа. – 2001. - №10(17).

  9. Пономарева Л. Г. Развивающие упражнения по русскому языку в первом классе. - Начальная школа. - №5. - 1997.

  10. Трегубова. Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка. - Начальная школа. - №6. - 1995.

  11. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.