2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Вы уже знакомы с понятиями «чистое вещество», «смесь», «компоненты смесей», «растворы». Давайте вспомним, что это такое. Морская вода – это чистое вещество или смесь? Почему? Как называется эта смесь? Из чего же состоит раствор? Что является количественной характеристикой раствора? Запишите все формулы, которые связаны с массовой долей вещества в растворе. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Вызванный к доске ученик записывает формулу для расчета массовой доли растворенного вещества и выражений для расчета массы раствора и массы растворенного вещества по известной массовой доле. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 | Постановка учебной задачи | Создает условия для определения темы, цели и задач урока. Предлагает обучающимся устно решить задачу: Средняя соленость Мирового океана – 35 промилле (0/00), то есть, в 1000 г морской воды содержится 35 г солей. Определите массовую долю солей в морской воде. (Ответ: 3,5%). Учитель подчеркивает интересный факт, что качественный и количественный состав плазмы крови очень близок к составу морской воды, в которой, как полагают ученые, зародилась жизнь на Земле. Как вы думаете, какое практическое значение имеют изученные вами формулы? Как они могут пригодиться нам в жизни? Предлагает ученикам сформулировать тему и цель занятия. | Решают предложенную учителем задачу. При затруднении обращаются к тексту параграфа 22 на с. 95 (О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, «Химия, 8 класс», Москва, «Просвещение», 2019) Осознают практическое значение имеющихся знаний. Рассуждают, а затем самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему урока, цель и задачи. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Индивидуальная, фронтальная и групповая работа по решению контекстных заданий с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» | Учитель предлагает прочитать и осмыслить следующий текст (распечатка – на каждой парте или можно вывести на экран) и выполнить к нему задания: На некоторой даче в летний сезон был хороший урожай черной смородины. Все домашние успели вдоволь полакомиться ягодами, а их излишек захотели сохранить на зиму. Как известно, врачи диетологи советуют практически всем ограничить потребление рафинированного (очищенного) сахара. Однако, считается, что без него невозможно заготовить на зиму многие ягоды и фрукты. Очень популярен рецепт «сырого варенья» из черной смородины, для приготовления которого большинство хозяек смешивает 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного песка. Известно, что сахар проявляет консервирующее свойство при концентрации не менее 70%. Задание 1. Удовлетворяет ли приведенный рецепт данному требованию? Ответ подтвердите расчетами. Задание 2. Почему врачи диетологи советуют ограничить потребление сахара. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ из предложенных: А. Сахар – очень дорогой продукт; Б) чрезмерное употребление сахара приводит к желудочно-кишечным заболеваниям. В) Молекулы сахара имеют большие размеры и поэтому препятствуют обменным процессам в организме. Г) При регулярном излишнем употреблении сахара развивается болезнь сахарный диабет. Задание 3. Какая точная масса сахара на 1 кг протертых ягод потребуется для хранения этого продукта в сыром виде? Задание 4. Какие альтернативные способы хранения ягод вы можете предложить? После обсуждения результатов выполнения заданий предлагает поработать коллективно в группах (3 группы по рядам), выполняя следующие контекстные задания по карточкам. Задание группе 1. Предельно допустимая концентрация (ПДК) солей тяжелых металлов в питьевой воде возможная при их массовой доле 0,05%. Будет ли пригодной для употребления вода, в 2 кг которой растворено 20 г таких солей? Задание группе 2. Столовый уксус представляет собой раствор уксусной кислоты с массовой долей 0,09. Какую массу столового уксуса можно получить из 90 г уксусной эссенции (70%-ной уксусной кислоты)? Задание группе 3. Раствор соли в воде для засолки огурцов оптимально имеет массовую долю поваренной соли 6%, сколько соли и воды потребуется для получения 500 г такого рассола? (Примечание: Задания и ответы к ним представлены на слайдах подготовленной учителем Презентации). | Фронтальная обучающая работа с заданиями в формате заданий PISA c последующим обсуждением. Ответы на задания: Задание 1. Не удовлетворяет. w(сахара)= 2/1+2 = 0,667 или 66,7% Задание 2. Ответ Г Задание 3. 0,7 = х/1+х, где х - масса сахара на 1 кг ягод х= 2,333кг Задание 4. • заморозить ягоды • хранить смесь по первому рецепту в холодильнике и др. Работа в группах по решению предложенных задач– смысловое чтение материала, составление плана и алгоритма решения контекстных задач, решение задач с использованием известных формул, результатов, выводы и презентация ответов в виде устного доклада представителем каждой группы. Ответ к заданию 1 – вода для питья непригодна, так как массовая доля солей в ней составляет 0,99%, что превышает ПДК. Ответ к заданию 2 – из 90 г 70%-ной уксусной кислоты максимально можно приготовить 610 г столового уксуса. Ответ к заданию 3 – для приготовления рассола для засолки огурцов необходимо взять 30 г поваренной соли и 470 г воды. Ученики приходят к выводу, что каждая из предложенных задач имеет практическое значение в обыденной жизни человека. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, необходимой для решения задачи; Регулятивные: самостоятельный анализ условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез; Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения, понимание значимости естественно-научных и математических знаний в повседневной жизни, для решения практических задач. |
5 | Этап приобретения новых знаний при освоении нового способа решения задач на смешивание разбавление и упаривание растворов | Объяснение учителя. Есть более сложные задачи, когда растворы смешивают, разбавляют, упаривают. В этих случаях также используются знакомые вам формулы для расчетов. Но есть еще один интересный способ решения задач на массовые доли графическим способом, с помощью рисунков. Учитель объясняет алгоритм решения одной из задач этим методом (на примере задания 2 группы). На рисунках удобно изображать сосуды, в которых находятся растворы, в одних – исходные, в других – растворы после проведения операций. Там же указывают характеристики раствора – его массу и массовую долю растворенного вещества. (Слайд презентации). Внутри изображенного сосуда записываем массовую долю растворенного вещества в виде десятичной дроби (если добавляют воду, то массовая доля вещества=0, если добавляют вещество, то массовая доля вещества=1). Под изображением записываем массу (раствора, добавленной воды или вещества). Затем составляем математическое уравнение, и решаем его. | Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. записывают расчёты в тетрадь | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
6 | Первичное закрепление | Учитель: Так же просто решаются задачи на разбавление и упаривание растворов. Предлагает решить описанным методом задачи из Рабочей тетради на с. 85, №№3,4. Осуществляет контроль за работой обучающихся, индивидуальные консультации ученикам, испытывающих затруднения. | Обучающиеся самостоятельно по представленному учителем алгоритму решают задачи (О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И.Г. Остроумов, Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс, М. «Просвещение», 2019, § 22, с. 85, №№3 и 4). Вызванные ученики работают у доски. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Познавательные: общеучебные. Личностные: самоопределение. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока) | На слайде предлагает облако "тегов", которые необходимо дополнить. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок. Похвала за работу классу и отдельным ученикам. Научившись решать подобные задачи, вы сможете проводить необходимые расчеты для решения разных бытовых задач, связанных с понятием «массовая доля вещества в растворе», успешно выполнить задания на эту тему на ГИА (ОГЭ или ЕГЭ). Возможно, эти знания пригодятся вам и в выбранной профессии. | Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную оценку урока. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради. | Познавательные: рефлексия Личностные: смолообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |