СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ситуационных задач для формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках химии в 8 классе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ситуационные задачи на уроках химии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Использование ситуационных задач для формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках химии в 8 классе»

Сухарцова Ирина Петровна,

учитель химии МБОУ «Лицей г. Рошаль»


Использование ситуационных задач для формирования

естественно-научной грамотности обучающихся на уроках химии в 8 классе

(из опыта работы)

Требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС предполагают достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов каждого выпускника, что, в свою очередь, приводит к поиску и разработке новых средств обучения. Среди эффективных средств формирования таких достижений особое место занимают ситуационные задания по естественным предметам (в том числе, и химии), цель которых – научить школьников в проблемах повседневной жизни выявлять естественно-научную сущность, актуализировать нужную информацию и применять ее для решения проблемы, которая в тексте задания может быть сформулирована не в явном виде. Ситуационные задания лежат в основе диагностического инструментария современных международных исследований качества образования (TIMSS, PISA).

Ввиду актуальности вопроса на своих уроках стараюсь включать ситуационные задания в процесс обучения. В качестве примера подобной работы предлагаю разработку урока химии в 8 классе по теме «Массовая доля вещества в растворе».

Тема урока «Массовая доля вещества в растворе»

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Цель урока: формирование знаний о растворах и их количественной характеристике.

Задачи

  1. На систему знаний: сформировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества для решения практических задач.

  2. На систему специальных умений:

а) объяснять понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»;

б) уметь вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе (в том числе, полученного при смешивании, разбавлении или упаривании), массу растворённого вещества.

3. На систему общеспециальных умений:

а) работать с текстом учебника или предложенных текстовых заданий;

б) составлять план и алгоритм решения задачи;

в) уметь производить необходимые расчёты для решения задачи.

4. На систему общеучебных умений и навыков:

а) уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, находить наиболее рациональные способы решения задачи.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: научиться давать определения понятиям «раствор», «массовая доля растворенного вещества», вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.

Метапредметные УУД:

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, использовать знаково-символические средства для решения задач;

регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно;

коммуникативные: умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения, взаимодействовать со своими партнерами;

Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений; понимание значимости естественно-научных и математических знаний в повседневной жизни, в медицине, для решения практических задач.

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения в сотрудничестве обучающихся друг с другом и учителем. Информационно-технологические ресурсы:
  1. О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков, Химия-8: учебник, М., «Просвещение», 2019;
  2. О. С. Габриелян, С.А. Сладков, И. Г. Остроумов, Рабочая тетрадь «Химия -8», М. «Просвещение», 2019 г.;
  3. Компьютер, мультимедиапроектор;
  4. Презентация «Вычисление массовой доли растворенного вещества»
Задачи, используемые на уроке, взяты из следующих пособий:
  1. Г. В. Пичугина, «Ситуационные задания по химии, 8-11 классы», М., «ВАКО», 2014 г.
  2. О. И. Сечко «Всероссийские проверочные работы по ФГОС. Химия. 11 класс», Ростов на Дону, «Феникс», 2017 г.
Решаемые учебные проблемы: развитие у обучающихся навыков самостоятельности и саморазвития. Основное содержание учебного материала: вода, растворы, массовая доля растворенного вещества, формула для вычисления массовой доли вещества в растворе, выражение из формулы массы растворенного вещества и массы раствора, смешивание, разбавление и выпаривание растворов, решение задач методом «стаканчиков». Проблемный вопрос: где в жизни мы можем использовать формулы для расчета массовой доли растворенного вещества?



Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Массовая доля вещества в растворе»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Вы уже знакомы с понятиями «чистое вещество», «смесь», «компоненты смесей», «растворы». Давайте вспомним, что это такое.

  • Морская вода – это чистое вещество или смесь? Почему?

  • Как называется эта смесь?

  • Из чего же состоит раствор?

  • Что является количественной характеристикой раствора?

  • Запишите все формулы, которые связаны с массовой долей вещества в растворе.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Вызванный к доске ученик записывает формулу для расчета массовой доли растворенного вещества и выражений для расчета массы раствора и массы растворенного вещества по известной массовой доле.



Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3



Постановка учебной задачи

Создает условия для определения темы, цели и задач урока.


Предлагает обучающимся устно решить задачу:

Средняя соленость Мирового океана – 35 промилле (0/00), то есть, в 1000 г морской воды содержится 35 г солей. Определите массовую долю солей в морской воде. (Ответ: 3,5%).


Учитель подчеркивает интересный факт, что качественный и количественный состав плазмы крови очень близок к составу морской воды, в которой, как полагают ученые, зародилась жизнь на Земле.

  • Как вы думаете, какое практическое значение имеют изученные вами формулы? Как они могут пригодиться нам в жизни?

Предлагает ученикам сформулировать тему и цель занятия.




Решают предложенную учителем задачу. При затруднении обращаются к тексту параграфа 22 на с. 95

(О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, «Химия, 8 класс», Москва, «Просвещение», 2019)




Осознают практическое значение имеющихся знаний.

Рассуждают, а затем самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему урока, цель и задачи.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Индивидуальная, фронтальная и групповая работа по решению

контекстных заданий с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»


Учитель предлагает прочитать и осмыслить следующий текст (распечатка – на каждой парте или можно вывести на экран) и выполнить к нему задания:

На некоторой даче в летний сезон был хороший урожай черной смородины. Все домашние успели вдоволь полакомиться ягодами, а их излишек захотели сохранить на зиму. Как известно, врачи диетологи советуют практически всем ограничить потребление рафинированного (очищенного) сахара. Однако, считается, что без него невозможно заготовить на зиму многие ягоды и фрукты. Очень популярен рецепт «сырого варенья» из черной смородины, для приготовления которого большинство хозяек смешивает 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного песка. Известно, что сахар проявляет консервирующее свойство при концентрации не менее 70%.

Задание 1. Удовлетворяет ли приведенный рецепт данному требованию? Ответ подтвердите расчетами.

Задание 2. Почему врачи диетологи советуют ограничить потребление сахара. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ из предложенных:

А. Сахар – очень дорогой продукт;

Б) чрезмерное употребление сахара приводит к желудочно-кишечным заболеваниям.

В) Молекулы сахара имеют большие размеры и поэтому препятствуют обменным процессам в организме.

Г) При регулярном излишнем употреблении сахара развивается болезнь сахарный диабет.

Задание 3. Какая точная масса сахара на 1 кг протертых ягод потребуется для хранения этого продукта в сыром виде?

Задание 4. Какие альтернативные способы хранения ягод вы можете предложить?

После обсуждения результатов выполнения заданий предлагает поработать коллективно в группах (3 группы по рядам), выполняя следующие контекстные задания по карточкам.

Задание группе 1.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) солей тяжелых металлов в питьевой воде возможная при их массовой доле 0,05%. Будет ли пригодной для употребления вода, в 2 кг которой растворено 20 г таких солей?

Задание группе 2.

Столовый уксус представляет собой раствор уксусной кислоты с массовой долей 0,09. Какую массу столового уксуса можно получить из 90 г уксусной эссенции (70%-ной уксусной кислоты)?

Задание группе 3.

Раствор соли в воде для засолки огурцов оптимально имеет массовую долю поваренной соли 6%, сколько соли и воды потребуется для получения 500 г такого рассола?


(Примечание: Задания и ответы к ним представлены на слайдах подготовленной учителем Презентации).


Фронтальная обучающая работа с заданиями в формате заданий PISA c последующим обсуждением.










Ответы на задания:


Задание 1.

Не удовлетворяет.

w(сахара)= 2/1+2 = 0,667 или 66,7%

Задание 2.

Ответ Г












Задание 3.

0,7 = х/1+х, где х - масса сахара на 1 кг ягод х= 2,333кг

Задание 4.

• заморозить ягоды

• хранить смесь по первому рецепту в холодильнике и др.

Работа в группах по решению предложенных задач– смысловое чтение материала, составление плана и алгоритма решения контекстных задач, решение задач с использованием известных формул, результатов, выводы и презентация ответов в виде устного доклада представителем каждой группы.

Ответ к заданию 1 – вода для питья непригодна, так как массовая доля солей в ней составляет 0,99%, что превышает ПДК.

Ответ к заданию 2 – из 90 г 70%-ной уксусной кислоты максимально можно приготовить 610 г столового уксуса.

Ответ к заданию 3 –

для приготовления рассола для засолки огурцов необходимо взять 30 г поваренной соли и 470 г воды.

Ученики приходят к выводу, что каждая из предложенных задач имеет практическое значение в обыденной жизни человека.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, необходимой для решения задачи;

Регулятивные: самостоятельный анализ условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез;

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения, понимание значимости естественно-научных и математических знаний в повседневной жизни, для решения практических задач.


5

Этап приобретения новых знаний при освоении

нового способа решения задач на смешивание разбавление и упаривание растворов

Объяснение учителя.

Есть более сложные задачи, когда растворы смешивают, разбавляют, упаривают. В этих случаях также используются знакомые вам формулы для расчетов. Но есть еще один интересный способ решения задач на массовые доли графическим способом, с помощью рисунков.

Учитель объясняет алгоритм решения одной из задач этим методом (на примере задания 2 группы).

На рисунках удобно изображать сосуды, в которых находятся растворы, в одних – исходные, в других – растворы после проведения операций. Там же указывают характеристики раствора – его массу и массовую долю растворенного вещества. (Слайд презентации).

Внутри изображенного сосуда записываем массовую долю растворенного вещества в виде десятичной дроби (если добавляют воду, то массовая доля вещества=0, если добавляют вещество, то массовая доля вещества=1). Под изображением записываем массу (раствора, добавленной воды или вещества).

Затем составляем математическое уравнение, и решаем его.

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.

записывают расчёты в тетрадь








Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

6

Первичное закрепление

Учитель:

Так же просто решаются задачи на разбавление и упаривание растворов.

Предлагает решить описанным методом задачи из Рабочей тетради на с. 85, №№3,4.

Осуществляет контроль за работой обучающихся, индивидуальные консультации ученикам, испытывающих затруднения.

Обучающиеся самостоятельно по представленному учителем алгоритму решают задачи

(О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И.Г. Остроумов, Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс, М. «Просвещение», 2019, § 22, с. 85, №№3 и 4).

Вызванные ученики работают у доски.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Познавательные: общеучебные.

Личностные: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

На слайде предлагает облако "тегов", которые необходимо дополнить.

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Обобщение, подведение итогов, выставление оценок. Похвала за работу классу и отдельным ученикам.

Научившись решать подобные задачи, вы сможете проводить необходимые расчеты для решения разных бытовых задач, связанных с понятием «массовая доля вещества в растворе», успешно выполнить задания на эту тему на ГИА (ОГЭ или ЕГЭ). Возможно, эти знания пригодятся вам и в выбранной профессии.

Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную оценку урока.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради.


Познавательные:

рефлексия

Личностные: смолообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Предлагает подумать над следующим вопросом с использование информации из Интернета: «Почему в Мертвом море невозможно утонуть? Для интересующихся учеников можно предложить провести домашний эксперимент с сырым куриным яйцом, помещенным в стакан с водой и в стакан с крепким соленым раствором, в котором массовая доля соли будет примерно равна массовой доле солей в Мертвом море.

параграф 22, Рабочая тетрадь на печатной основе с.84-86.

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!