СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование схем, алгоритмов, моделей в работе с детьми дошкольного возраста в ходе реализации образовательной области "Речевое развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ

 

текстовая информация к презентации

«Использование схем, алгоритмов, моделей

в работе с детьми дошкольного возраста

в ходе реализации

образовательной области «Речевое развитие»

 

Воспитатель

Разновозрастной группы

Сухомлин С.С.

 

 

август, 2020.г

 

Текстовая информация к презентации

«Использование схем, алгоритмов, моделей

в работе с детьми дошкольного возраста

в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

 

(1 слайд) Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методический материал на очень актуальную в настоящее время тему: «Использование схем, алгоритмов, моделей в работе с детьми дошкольного возраста в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие».

(2 слайд) По статистическим данным более 50% дошкольников приходят в первый класс с различными нарушениями устной речи, что неизбежно приведет к трудностям  формирования процессов письменной речи и вызовет  проблемы в школьном обучении в целом. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями, сравнениями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

• употребление нелитературных (сленговых) слов и выражений;

• бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

• неспособность построить монолог, построить логически описательный рассказ, последовательно пересказать текст.

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• отсутствие навыков культуры речи.

• плохая дикция.

(3 слайд) Ведь речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы взаимозависимы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. (4 слайд) Поэтому очень важная задача стоит перед педагогом дошкольного образования – 5слайд помочь детям исправить недостатки, овладеть связной, последовательной, свободной, диалогической и монологической речью, 6слайд быть коммуникабельными, как можно меньше испытывать проблем и успешно обучаться в школе. 

(7 слайд) Согласно ФГОС ДО, основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Какие же средства и методы наиболее эффективные для реализации данных цели и задач?

Задачи речевого развития:

 - овладение речью как средством общения и культуры;

 - обогащение активного словаря;

 - развитие связной, грамматически правильной речи;

 - развитие речевого творчества;

 - знакомство с книжной культурой, детской литературой;

 - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

 - развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

 (8 слайд) Великие педагоги Д.Б. Эльконин, А.Л, Венгер, Е.Г. Егорова предлагают для уточнения знаний детей, развития умственных способностей, активности и самостоятельности в усвоении информации, обогащения словаря, обучения сравнению и обобщению        использование схем, алгоритмов и моделей, т.е. метод наглядного моделирования, как самый  целесообразный и доступный для дошкольников.

  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит на лету»  

К.Д. Ушинский.

(9 слайд) По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности; оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность. Реальный предмет или действие может быть замещён другим предметом, изображением, знаком, схемой, алгоритмом.

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

(10 слайд) Моделирование помогает так же ребенку зрительно представить 11 слайд абстрактные понятия: 12 слайд звук, слово, 13 слайд предложение, текст и научиться работать с ними.

(14 слайд) В дошкольном обучении применяются разные виды (модели) наглядного моделирования (схема)

- предметная модель, где воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов (глобус; постройка из конструктора);

- предметно-схематическая модель, в которой выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и алгоритмов (алгоритм умывания);

- графическая модель, с помощью чего передаются условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления (календарь природы, график дежурства).

(15 слайд) (схема) Использование наглядного моделирования: схематические изображения знакомых предметов, животных, людей; введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по характерному признаку, - приучают детей мыслить, (16 слайд) запоминать и соотносить форму, величину, цвет; способствуют развитию мышления дошкольников и, (17 слайд) в конечном счёте, развивается речь ребёнка, обогащается словарь, создаются предпосылки развития связной речи.

(18 слайд)(схема) По мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина научить дошкольников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли поможет мнемотехника, работа с помощью которой строится по принципу от простого к сложному и предметозамещения. (19 слайд) (схема) Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. В процессе обучения связной речи моделирование служит     средством планирования рассказывания.

Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем   памяти путём образования ассоциаций (связей).

(20 слайд) (фото) Метод моделирования можно использовать в работе с дошкольниками разного возраста:

- 21(яс ) ребята разных возрастных групп проговаривают свои действия, глядя на алгоритмы умывания, 22(мл) одевания,  23(ср) ухода за растениями,  24(ст) мытья рук.

- 25 наблюдение за природой дети ведут с помощью календарей природы,  26 ежедневно рассказывают о погоде.

- 27 сформированные представления о геометрических фигурах малыши 28  закрепляют с определением и названием  цвета растения.

- (29 слайд) классифицируют предметы и развивают логику ребята в играх «Подбери по значению» (30 слайд) и «Подбери предмет к действию», поясняя свой выбор.

- (31 слайд)  дети среднего возраста рассказывают об изображенном предмете, (32 слайд) собрав разрезные картинки.

- (33 слайд) даёт волю воображению и творческому рассказыванию работа по карточкам и (34 слайд) по мнемодорожкам.

- (35 слайд) старшие дети играют в математические игры по карточкам-моделям количественного состава чисел.

(36 слайд) Обучение старших дошкольников  составлению рассказов по предметной картинке или фотографии (37слайд) (схема) я осуществляю с помощью метода моделирования по плану, части которого играют роль цветные магниты. (38слайд) Обращаю внимание детей, что второй магнит большего размера – эта часть основная и содержит больше информации (39 слайды) Каждой части (магниту) я присваиваю вопрос, (40 слайд) слежу, чтобы ответы детей были полными, 41 предложения распространенными. (42 слайд ) У ребят получаются небольшие, но логически верные составленные рассказы.

(43 слайд) (Схема) Позже я усложняю задание. Детям предстоит составить рассказ без опоры на наглядность, т.е без сюжетной картинки, включив свою зрительную память, творческое воображение. 44 Части плана - все те же магниты.44,45,46 (схемы) 45 Но к каждому пункту плана все вместе 46 подбираем подходящие определения, образные выражения, сравнения. (47 слайд с готовым планом рассказа) Каждому хотелось рассказать свою неповторимую, интересную историю! 48 (фото с 4 магнитами) Появился верхний магнит – дети пожелали дать свое название рассказу!

(49 слайд) В  результате применения метода наглядного моделирования, у детей заметно улучшается качество речи, 50 ее эмоциональная сторона, расширяется словарный запас, появляется уверенность в себе.

51(Схема) Развитие речи, обогащение словаря, формирование словотворчества происходит в интеграции видов детской деятельности. (52 слайд) Так при работе над проектом «Родина моя» 53 дети создавали творческие аппликации, а затем 54 (фото мнемодорожки) с помощью мнемодорожки составляли небольшие яркие рассказы о своей малой родине.

55 (фото условных обозначений по Петерсон и Кочемасовой) Причем условные обозначения цвета, формы, размера предметов были заимствованы нами в (56 слайд) парциальной программе Петерсон и Кочемасовой «Школа 2000…» (57 слайд), которую мы используем при формировании 58 элементарных математических представлений.

(59 сайд) С помощью схематичных изображений действий, ребята составляют задачи, 60 решают их и отвечают на поставленный вопрос.

(61 слайд) Не составляет труда ребятам справиться с заданием сравнения чисел 62 с помощью схематичных карточек и аргументировать свои действия.

(63 слайд) При формировании представлений о правилах поведения в природе 64 ребята создавали свои экологические знаки, (65 слайд), а  затем с помощью «наших» магнитов объясняли, (66 слайд) о чем хотели сказать людям.

(67 слайд) Использование моделирования необходимо в игровой деятельности, 68  что приводит однозначно к положительным результатам. 69 Логику и речь дети развивают в любимых играх 70 «Найди лишнее» и «Угадай, что я задумал?».

- (71 слайд) Важную роль в развитии связной речи детей 72 играют дидактические игры«Скажи, какой»73 «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек». (74 слайд) Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества; (75 слайд) побуждают к активному участию детей высказывать своё предположение; (76 слайд) формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

- Итог (77 слайд) Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования 78 не только помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, 79 развивают различные стороны и виды речи, но и служат основанием для  (80 слайд) последующего развития познавательных и творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«"Использование схем, алгоритмов, моделей в работе с детьми дошкольного возраста в ходе реализации образовательной области "Речевое развитие"»

МБДОУ ЦРР Д/С № 19 «Гномик» «Использование схем, алгоритмов, моделей в работе с детьми дошкольного возраста в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»     Воспитатель разновозрастной группы Сухомлин С.С .   Август, 2020 г.

МБДОУ ЦРР Д/С № 19 «Гномик»

«Использование

схем, алгоритмов, моделей

в работе с детьми дошкольного возраста

в ходе реализации

образовательной области

«Речевое развитие»

Воспитатель

разновозрастной группы

Сухомлин С.С .

Август, 2020 г.

В речи детей существует множество проблем: - неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;  - бедность речи, недостаточный словарный запас;  - употребление нелитературных (сленговых) слов и выражений;  - бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;  - неспособность построить монолог;  - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;  - отсутствие навыков культуры речи;  - плохая дикция.

В речи детей существует множество проблем:

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; - бедность речи, недостаточный словарный запас; - употребление нелитературных (сленговых) слов и выражений; - бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; - неспособность построить монолог; - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; - отсутствие навыков культуры речи; - плохая дикция.

Речь  – особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы взаимосвязаны, как и сама речь, активно развиваются в раннем дошкольном возрасте.

Речь – особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы взаимосвязаны, как и сама речь, активно развиваются в раннем дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной речи; - развитие речевого творчества;  -знакомство с книжной культурой, детской литературой; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;  - развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Задачи речевого развития

  • - овладение речью как средством общения и культуры;
  • - обогащение активного словаря;
  • - развитие связной, грамматически правильной речи;
  • - развитие речевого творчества;
  • -знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • - развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
  • «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
  • К. Д. Ушинский
МОДЕЛИРОВАНИЕ - ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА, СОЗДАНИЕ ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ И РАБОТА НАД НИМ  РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ИЛИ ДЕЙСТВИЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАМЕЩЕНЫ другим предметом схемой изображением алгоритмом знаком

МОДЕЛИРОВАНИЕ -

  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА, СОЗДАНИЕ ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ И РАБОТА НАД НИМ

РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ИЛИ ДЕЙСТВИЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАМЕЩЕНЫ

другим предметом

схемой

изображением

алгоритмом

знаком

МОДЕЛИРОВАНИЕ   ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ     СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ ЗВУКИ      СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ ЗВУКИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  • СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ ЗВУКИ

  • СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ ЗВУКИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛОВО

МОДЕЛИРОВАНИЕ

  • СЛОВО
МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛОВО

МОДЕЛИРОВАНИЕ

  • СЛОВО
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Виды (модели) наглядного моделирования Глобус, алгоритмы умывания, календарь природы конструктивная ухода за растениями, график  постройка мнемотехника дежурства графическая предметная предметно-схематическая

Виды (модели) наглядного моделирования

  • Глобус, алгоритмы умывания, календарь природы
  • конструктивная ухода за растениями, график

постройка мнемотехника дежурства

графическая

предметная

предметно-схематическая

Наглядное моделирование  Способствует развитию мыслительной деятельности С его помощью активизируются психические процессы  Развивается красота и выразительность речи Обогащается словарный запас Создаются предпосылки связной речи

Наглядное моделирование

Способствует развитию мыслительной деятельности

С его помощью активизируются психические процессы

Развивается красота и выразительность речи

Обогащается словарный запас

Создаются предпосылки связной речи

Наглядное моделирование  Способствует развитию мыслительной деятельности С его помощью активизируются психические процессы  Развивается красота и выразительность речи Обогащается словарный запас Создаются предпосылки связной речи

Наглядное моделирование

Способствует развитию мыслительной деятельности

С его помощью активизируются психические процессы

Развивается красота и выразительность речи

Обогащается словарный запас

Создаются предпосылки связной речи

Наглядное моделирование  Способствует развитию мыслительной деятельности С его помощью активизируются психические процессы  Развивается красота и выразительность речи Обогащается словарный запас Создаются предпосылки связной речи

Наглядное моделирование

Способствует развитию мыслительной деятельности

С его помощью активизируются психические процессы

Развивается красота и выразительность речи

Обогащается словарный запас

Создаются предпосылки связной речи

Мнемотехника -  совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей)  Принципы: - от простого к сложному,  - предметозамещение

Мнемотехника -

совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей)

Принципы: - от простого к сложному,

- предметозамещение

Мнемотехника: - Мнемоквадраты - Мнемодорожки - Мнемотаблицы   Мнемотехника – средство планирования рассказывания

Мнемотехника:

- Мнемоквадраты

- Мнемодорожки

- Мнемотаблицы

Мнемотехника – средство планирования рассказывания

План рассказа  «Ёлочка-красавица»

План рассказа «Ёлочка-красавица»

План рассказа  «Ёлочка-красавица»  Какой праздник приближается?

План рассказа «Ёлочка-красавица»

Какой праздник приближается?

План рассказа  «Ёлочка-красавица»  Какой праздник приближается?  Кто и как украшает елку?

План рассказа «Ёлочка-красавица»

Какой праздник приближается?

Кто и как украшает елку?

План рассказа  «Ёлочка-красавица»  Какой праздник приближается?  Кто и как украшает елку?  Мое отношение к елке?

План рассказа «Ёлочка-красавица»

Какой праздник приближается?

Кто и как украшает елку?

Мое отношение к елке?

План рассказа  «Ёлочка-красавица»

План рассказа «Ёлочка-красавица»

План  творческого рассказа  «» Зимние забавы»

План творческого рассказа «» Зимние забавы»

План  творческого рассказа  «» Зимние забавы»  - долгожданная, снежная, холодная, красивая, веселая, не очень холодная,….

План творческого рассказа «» Зимние забавы»

- долгожданная, снежная, холодная,

красивая, веселая, не очень холодная,….

План  творческого рассказа  «» Зимние забавы»  - долгожданная, снежная, холодная, красивая, веселая, не очень холодная,….    - много, очень много, катались на…, построили, победили, веселые, мокрые, Забавные, слепили, украсили,…

План творческого рассказа «» Зимние забавы»

- долгожданная, снежная, холодная,

красивая, веселая, не очень холодная,….

- много, очень много, катались на…,

построили, победили, веселые, мокрые,

Забавные, слепили, украсили,…

План  творческого рассказа  «» Зимние забавы»  - долгожданная, снежная, холодная, красивая, веселая, не очень холодная,….   - много, очень много, катались на…, построили, победили, веселые, мокрые, забавные, слепили, украсили, похожие на…  - Я люблю…, мне очень нравится, заме чательная, пусть не кончается…

План творческого рассказа «» Зимние забавы»

- долгожданная, снежная, холодная,

красивая, веселая, не очень холодная,….

- много, очень много, катались на…,

построили, победили, веселые, мокрые,

забавные, слепили, украсили, похожие на…

- Я люблю…, мне очень нравится, заме

чательная, пусть не кончается…

План  творческого рассказа  «» Зимние забавы»

План творческого рассказа «» Зимние забавы»

План  творческого рассказа  «» Зимние забавы»

План творческого рассказа «» Зимние забавы»

ИНТЕГРАЦИЯ Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно–эстетическое развитие Физическое развитие Познавательное развитие

ИНТЕГРАЦИЯ

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно–эстетическое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Экологические знаки - это запрещающий/ предупреждающий/ разрешающий знак - нельзя…./ внимание!.... - призыв к действию

Экологические знаки

- это запрещающий/ предупреждающий/

разрешающий знак

- нельзя…./ внимание!....

- призыв к действию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!