СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование слэнга детьми младшего школьного возраста

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование слэнга детьми младшего школьного возраста»

Тема исследовательского проекта:

Использование современного сленга детьми младшего школьного возраста.

Направление воспитания: приобщение детей к культурному наследию.

Введение:

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детский сленг-это начальная ступень процесса развития языка и его пополнение.

Проблема состоит в использовании детьми современного сленга и значении используемых слов в речи ребенка.

Цель: Исследовать и изучить современные сленговые слова, используемые детьми в обществе и и семье.

Объект: языковая среда детей младшего школьного возраста.

Предмет: устная речь детей младшего школьного возраста и их родителей.

Гипотеза: Школьники, учась в одном классе знают те же современные слова и их значение, которыми пользуюсь я, родители тоже знают эти слова и их значение.

Задачи:

  1. Найти теоретический материал по данной теме.

  2. Составить анкету-опросник для школьников и их родителей.

  3. Провести независимое анкетирование школьников и их родителей.

  4. Обработать полученные данные (составить диаграммы).

  5. Проанализировать результаты и сделать рекомендации для детей и их родителей.

Методы исследования: теоретический (анализ) и эмпирический (анкетирование).

Теоретическая часть

Значение сленговых слов.

В начале работы стоит вопрос: «А что такое сленг?». Для ответа на данных вопрос я обратилась к толковому словарю: «Сленг- совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам)». [1.] Не смотря на активное изучение сленга, существует проблема его терминологической неопределенности. Причина этого явления в том, что: «В современной лингвистике не существует единой трактовки данного термина, а также неопределенны его специфические характеристики и свойства…». [2, с.9.] Не представляется возможным провести четкую границу, где заканчивается одно языковое явление и начинается другое, что нужно включать в сленг, а что нет.

Начиная работу над темой этого проекта, я задумалась: «А какие слова знаю я, и в каких случаях их использую?». Мною для исследования было отобрано 12 слов и определено моё значение:

  1. Жиза — жизненная ситуация.

  2. Рофлить — шутить, смеяться.

  3. Сорян — прости, извини.

  4. Топ — лучшее.

  5. Фейк — подделка.

  6. Харе, стопэ — хватит, остановись.

  7. Хэйтить (хэйтеры) — ненавидеть, осуждать.

  8. Шмот — модная, крутая одежда. 

  9. Квест — испытание.

  10. Скрафтить — создать, сделать.

  11. Бафф, баффнуть — выпить что-то для энергии.

  12. Зашквар — позор, не модно.

Эти слова составили первую часть таблицы одинаково для детей и родителей.
Наверное, во всех школах всегда были, есть и будут такие слова, которые понятны любому человеку. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык.

Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. Поэтому следующим шагом исследования стал поиск значений этих слов в современных словарях [3, Словарь молодёжного сленга].

Жиза — правда, жизненная ситуация, близкая читателю.

Рофлить — смеяться до слёз, кататься от смеха по полу; от английского сокращения ROFL (rolling on floor laughing — кататься по полу, смеясь).

Сорян — прости, извини; от английского слова sorry (извини, приношу извинения). 

Топ — самое актуальное, лучшее, модное.  

Фейк — (от англ. fake – не настоящее) - фальшивка, подделка (синонимы: ложь, враньё, неправда, липа).

Харе, стопэ — хватит, остановись.

Хэйтить (хэйтеры) — от англ. слова hate (ненавидеть, ненависть), ненавистники. Используется в значении "те, кто оставляет плохие комментарии, хэйтит". 

Шмот —  реквизит, аксессуары, обобщенное название игровых предметов и приспособлений.

Квест — (от англ. quest – поиск) - вид (жанр) компьютерных игр, имеющих сложные разветвлённые сюжеты, действия игрока влияют на развилки сюжетных линий и могут приводить к различным исходам игры (cинонимы: адвенчура, бродилка).

Скрафтить — создать, сделать; от английского слова craft (создать). 

Бафф, баффнуть — получить временные преимущества. Например: "Надо пойти выпить кофе, чтобы баффнуться и не заснуть".

Зашквар — позор, недостойно, плохо, не модно.  

Большинство представленных слов имеют англоязычное происхождение. Использование таких слов детьми младшего школьного возраста увеличивается с началом изучения в школе иностранного языка.
Сегодня язык стремится к скорости, к сокращениям. Письменная и устная речь сейчас заменяют друг друга: письменная речь приобретает характеристики устной, становится более краткой, быстрой.

И обмен мнениями, обмен какими-либо мыслями сейчас стал отрывочный, без распространённых предложений, только краткие ёмкие фразы. Общение подростков проходит в социальных сетях, там оно лишено приветствий и прощаний, просто происходит обмен мнениями или обмен новостями без лишних слов. Ответы на вопросы короткие, иногда просто в виде стикеров или смайлов.

И это очень влияет на общение в реальной жизни: речь становится редуцированной, укороченной, появляются новые сленговые выражения, которые заменяют длинные фразы на более короткие. Происходит слияние реального общения с сетевым.

Особое внимание следует уделить компьютерному сленгу. Появившись как профессиональный жаргон программистов, компьютерный язык быстро преодолевает границы профессионального средства общения. Он все больше приобретает черты группового, корпоративного жаргона, число носителей которого растет.

Как отмечали многие ученые-лингвисты 10 лет назад: «Владение компьютерным языком престижно в социальном плане, усвоение той его части, которая граничит с компьютерными технологиями, является весьма трудоемким и доступно немногим». [Малеева Д.А [4, с. 212]].

В настоящее время можно поспорить ними. Сейчас компьютерный сленг понятен младшим школьникам больше, чем их родителям из-за массового распространения доступных компьютерных игр.

Практическая часть

Сленг как средство общения среди сверстников

Мною были разработаны анкеты отдельно для родителей и школьников (Приложение 1). Анкета состоит из двух частей. Первая часть содержит таблицу с подобранными мною словами и их значение, по-моему, мнению. Во второй части анкеты указаны вопросы, на которые необходимо было дать свой ответ.

В опросе приняли участие 30 учеников 3 класса одной из городских школ и 24 взрослых, являющиеся их родителями.

























Оказалось, что 23 ученика из 30 (76.67 %) знают все 12 слов. Некоторые дети предложили свои варианты значения этих слов, которые в большинстве случаев были синонимами. Но, например, слово «рофлить» имеет достаточно разные значения: издеваться, шутить, позориться.

Анализ анкет детей показал, что некоторые слова дети знают по компьютерным играм. Особенно заметно по слову «скрафтить», которому дети предложили свои варианты: создать предмет, объединить два предмета и получить новый.

Как показывает таблица анкетирования взрослых, 11 человек из 24 (45.83%) знают все предложенные слова и нет ни одного родителя, который бы не знал хоть одного слова. Причём слово «квест» у них не ассоциируется с компьютерными играми, как у детей.

Этот вывод можно сделать по предложенным своим вариантам: сложное задание, препятствие на пути. А к слову «шмот» были предложены еще значения: дорогая вещь, красивая одежда.
После анализа этих таблиц была составлена диаграмма распространённости 12 сленговых слов среди учащихся и их родителей.

По ней видно, что слова сорян и жиза знают абсолютно все дети (100%). Далее среди детей по распространённости следуют слова: топ, харе, стопе квест, шмот, фейк, рофлить. Самыми нераспространёнными словами оказались: скрафтить, баффнуть, зашквар, хейтить,

Взрослые показали немного другие результаты: нет ни одного слова, которое знали бы все взрослые. Среди взрослых по распространённости следуют слова: жиза, харе, фейк. Менее знакомые слова взрослым: зашквар, скрафтить, шмот.

Также мне стало интересно, используются ли эти слова в семьях (Приложение 2). Поэтому была составлена диаграмма распространённости сленга в семьях.

Из данной диаграммы видно, что нельзя точно сказать, что дети, использующие в своей речи сленговые слова, употребляют их дома. В некоторых семьях родители и дети используют сленг в общении, что свидетельствует о небольшом разрыве в показателях.

Всем респондентам было предложено написать свои слова, которые они используют в речи. Больше половины детей написали свои варианты используемого сленга. У некоторых школьников варианты повторялись: лол, изи, бот, чел. (Приложение 2)

Из взрослой аудитории только двое респондентов предложили свои варианты: матеша, чел, жиза. Т.е. детский сленг более развит, по сравнению со взрослым.

Русский язык - основа культуры россиян

Во второй части анкеты (Приложение 2) респондентам также было предложено ответить на четыре вопроса, которые выделены жирным шрифтом. Ответы детей и взрослых представлены в диаграммах ниже.

Половина одноклассников, отвечая на вопрос «Значение каких слов часто приходится объяснять взрослым?», дали ответ со словами из первой части анкеты.


У взрослых был аналогичный вопрос «Значение каких слов часто приходится спрашивать у детей?» и они ответили:

  • не спрашивают - 6 человек из 24-х (25%),

  • современные слова - 13 человек из 24-х (54%),

  • переспрашивают придуманные слова - 3 человека из 24-х (13%),

  • два взрослых ответили, что всё понимают (8%).

Источники появления новых слов в речи детей по опросу оказались разными. В диаграмме представлены результаты ответов детей и родителей.

Из представленных диаграмм видно, что по мнению взрослых дети используют слова, взятые из интернета (сюда входят все источники Тик-ток, социальные сети, игры и т.д.) и от окружающих (детей, сверстников). Дети же утверждают, что основным источником новых слов в речи являются окружающие, причём не только сверстники и друзья, но и родители.

В четвертом вопросе анкеты надо было продолжить предложение: «Многие слова, которые используют дети, не понятны старшему поколению. Необходимо оставлять в речи старые слова, чтобы…». Большинство родителей ответили, что необходимо сохранить русский язык, а дети ответили, чтобы их понимало старшее поколение. Вот такие разные мнения у разных поколений.



Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Дети в своей речи используют много сленговых слов. Но нельзя сказать, что учащиеся одного класса используют одни и те же слова для общения между собой в одном и том же смысле.

  2. Не всегда дети знают истинное значение нового слова и в коллективе оно «приживается» под другим значением.

  3. Большую часть слов дети узнают от сверстников, а не из интернета, как считают взрослые.

  4. В семьях по-разному относятся к использованию сленга, и многие родители стремятся понимать язык общения своих детей.

  5. Родители хотят сохранить русский язык без использования современного сленга, а дети стараются не использовать сленг в семье, чтобы старшие поколения их понимало.

Заключение

С каждым годом появляется всё больше новых и незнакомых старшему поколению слов. С началом учёбы в школе у детей увеличивается круг общения с ровесниками, появляется доступ к глобальной сети интернет, социальным сетям, компьютерным играм, что приводит к появлению школьного сленга. Так же добавляются слова с началом изучения иностранного языка.

В итоге языки смешиваются, какие-то иностранные слова переходят в русскую речь. Поэтому процесс изменения языка совершенно естественный, его лучше изучать, а не критиковать.

Несколько лет назад в речи детей существовали границы: во дворе они говорили на одном языке, дома на другом, в школе на третьем. Сейчас эти границы стёрлись, и молодёжь спокойно использует один и тот же сленг независимо от ситуации. Это тоже своеобразное влияние интернета на речь.

Интернет-сленгом в реальной жизни пользуются не только дети, но и взрослые, люди других поколений. Это нормально, потому что в обществе происходит процесс цифровизации.
Родителям стоит быть в курсе лексикона ребёнка. Не нужно это углублённо изучать, но игнорировать тоже не стоит. И это поможет родителям лучше его понимать.

Изменение языка – процесс необратимый. Язык живой, он обновляется, развивается, и ругать ребёнка за новые «словечки» или сленговые выражения, которые непривычны для взрослого человека, неправильно. Надо принимать эти перемены и понимать, что это новое поколение и говорит оно по-новому.

Выдвинутая мною гипотеза после анализа полученных данных не подтвердилась: одноклассники знают разное количество сленговых слов, кто-то больше, кто-то меньше. Словарный запас их родителей не так богат сленгом и, видимо, зависит от таких факторов как возраст, сфера деятельности, образование.

Поэтому если между сверстниками сленг упрощает общение, то между людьми разных поколений наоборот усложняет, так как приходится объяснять значение тех или иных слов.

И как бы то ни было, основы русского языка необходимо сохранить и сберечь не только для того, чтобы понимало детей более старшее поколение, а для того, чтобы сохранить чистоту классического русского языка.

Для детей и их родителей были составлены рекомендации для профилактики сленговых слов [5, "Путь к культурной речи".]:





Как найти сленговые выражения в своей речи?

Ø Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма, книги, а затем прослушайте запись.

Ø  Попросите близких или друзей послушать вас и высказать Вам свое мнение.

Ø Если это необходимо, обратитесь к психологу или автору проекта и попросить обратную связь.

Как избавиться от сленга?

Главное – это самоконтроль. После того как Вы произнесли сленговое слово, запретите себе какое-либо интересное для вас занятие, например, использовании интернета. Придумайте себе «наказание».

Ø    Составьте список сленговых выражений, употребляемых чаще всего, и постарайтесь найти к ним более благозвучные синонимы. Например, к слову прикольный, можно подобрать много синонимов, таких как смешной, забавный, остроумный, красивый, интересный, эпатажный, оригинальный и другие.

Ø    Внешний контроль. Найдите человека, который будет вас контролировать. Он должен постараться каждый раз «ловить» вас на употреблении очередного сленгового слова.

Ø    Способ «Ку-ка-ре-ку». Поймали себя на сленге — добавьте что-то нелепое, например, «мяу», «гав» или «кукареку». Метод однозначно повышает цену ошибки, ведь выглядеть глупо не хочется никому.

Ø     Заключите договор о чистоте речи (коллективно или с самим собой).  Например, провести с одноклассниками или друзьями акции «День без сленга», «Неделя без сленга».

Ø    Чтение. Больше читайте классическою литературу. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

Ø     Выразительное чтение вслух. С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет косность речи, улучшится речевой стиль, и сама речь станет красивей.

Ø    Пересказ. Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами.

Ø Личный словарь интересных слов. Заведите и периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.

Ø Метод «21 день без сленга». Идея проста, наденьте фиолетовый браслет в знак того, чтобы прожить 21 день без сленга. Если за это время вы произнесли сленговое выражение, переоденьте браслет на другую руку и начните отсчет заново. Именно фиолетовый цвет, по мнению психологов, оказывает тонизирующее действие на мозг, помогает снять тревогу и раздражение, а 21 дня достаточно, чтобы любая привычка укрепилась в подсознании.





Список литературы:

1.Толковый словарь Ефремовой. 2012. https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/359454.html

2. Матюшенко Е. Е., Современный молодежный сленг: формирование и функционирование: дис. кандидата филологических наук: / Матюшенко Елена Евгеньевна. — Волгоград, 2007. — 188 с;
3.Словарь молодёжного сленга: https://diclist.ru/slovar/molodezhnogo-slenga.html

4. Малеева Д.А. Роль молодёжного и компьютерного сленга в системе языка. – Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 9. 2011. – 19 с.

5. Рекомендации для подростков, педагогов и родителей. "Путь к культурной речи" (профилактика сленговых выражений в речи подростка) https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-podrostkov-pedagogov-i-roditeley-put-k-kulturnoy-rechi-profilaktika-slengovih-virazheniy-v-rechi-podrostka-1740285.html

















































Приложение 1.

ФИО:

Анкета

(если вы знаете данные слова, поставьте рядом с ним галочку)

Сленговые слова

Моё значение слов

Ваше значение слов

Жиза

Жиза — жизненная ситуация.


Рофлить

Рофлить — шутить, смеяться.


Сорян 

Сорян — прости, извини.


Топ 

Топ — лучшее.


Фейк 

Фейк — подделка.


Харе, стопэ 

Харе, стопэ — хватит, остановись.


Хэйтить (хэйтеры)


Хэйтить (хэйтеры) — ненавидеть, осуждать.


Шмот 

Шмот — модная, крутая одежда. 


Квест 

Квест — испытание.


Скрафтить 

Скрафтить — создать, сделать.


Бафф, баффнуть


Бафф, баффнуть — выпить что-то для энергии.


Зашквар 


Зашквар — позор, не модно.







































Приложение 2.

ФИО:

Анкета, 2 часть

Используете ли вы в общении с семьей сленговые слова?


Напишите свои варианты используемых сленговых слов, которыми вы пользуетесь.


Значение каких слов часто приходится объяснять взрослым?


Значение каких слов часто приходится спрашивать у детей?


Источники появления новых слов в речи детей?


Продолжите предложение: «Многие слова, которые используют дети, не понятны старшему поколению. Необходимо оставлять в речи старые слова, чтобы…».