Выполнила:
Шарина Е. В.
Использование современных логопедических технологий: компьютерная программа «Видимая речь».
Компьютерная программа «Видимая речь» (Speech Viewer) разработана в 1989 корпорацией IBM .
1993 год – «Видимая речь» II
1997 год – «Видимая речь» III
В России освоение
«Видимой речи» было начато сурдопедагогами
О. И.Кукушкиной,
Т. К. Королевской в 1991.
Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения:
- слуха,
- нарушения сенсомоторных функций речи.
Программа «Видимая речь» предназначена для специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогами, афазиологов и др.
Главный принцип – визуализация звучащей речи
Структура компьютерной программы
SpeechViewer («Видимой речи»)
включает целый ряд блоков, среди которых можно выделить, с точки зрения их функционального предназначения, блоки двух типов:
1 блок – Сервисный блок
- сбор и хранение информации в ходе коррекционной работы на каждого ребенка
2 блок - Упражнения. Представлены 13 модулей
- регулирование меры трудности выполнения упражнений для каждого конкретного ребенка
Основной блок – «Упражнения », состоящий из тринадцати модулей , анализируется по специально разработанной схеме:
- визуализируемый акустический компонент речи;
- используемые в процессе визуализации образы и степень их доступности ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- нарушения фонационного оформления речи, при коррекции которых целесообразно использование данного модуля.
По мнению авторов программы,
возрастной диапазон ее «пользователей» может колебаться от 2 до 20 лет.
Модуль «Наличие звука» Обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах
Модуль «Громкость» Предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности.
Модуль «Громкость и голос» Позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении.
Модуль «Высота» Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон.
Модуль «Автоматизация фонемы» Позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения.
Модуль «Цепочки фонем» Позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем.
Модуль «Дифференциация двух фонем» Позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания.
Модуль «Спектр звука» Позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией.
Эффективность применения
«Видимой речи» обусловлена, тем, что в процессе коррекции произношения взрослый может обеспечить визуализацию процесса фонетического оформления речи, осуществляемую в режиме реального времени.
Широкий выбор упражнений и игр, делают «Видимую речь» хорошим подспорьем при работе над коррекцией произносительной стороны устной речи. Возможность индивидуальной настройки позволяет работать не просто индивидуально, а по-разному с каждым ребенком, на том уровне, который доступен ему в каждый конкретный момент Вашей совместной работы.
Спасибо за внимание!