Использование современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения истории и обществознания
Разият Магомедовна учитель истории и обществознания, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 9, г. Буйнакск. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информация, проектные технологии, исследовательские технологии. Использование ИКТ в процессе обучения и воспитательной работе. В настоящее время невозможно представить себе урок без использования ИКТ. Термин ИКТ связан непосредственно с информационной технологией обучения, которая заключается в процессе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер . При этом мы формируем у школьников информационно-технологическую компетенцию – готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, умение пользоваться современными компьютерными технологиями. Можно с уверенностью утверждать, что самым используемым средством организации восприятия информационного материала в практике любого учителя является мультимедийная презентация. Преимущества подачи нового материала с ее использованием понятны всем: экономия времени на уроке, наглядность, привлечение внимания обучающихся. Несомненно, качественная подготовка и демонстрация учителем на уроках презентаций необходима, но это показатель информационной компетенции педагога. А нам важно формировать данную компетенцию у обучающегося. Практически каждый школьник имеет дома компьютер и владеет определенными навыками работы с ним. Задача учителя (не только информатики) – развивать данные навыки в рамках своего предмета. Методы, используемые непосредственно на уроках математики и во внеурочной деятельности для формирования информационной компетенции (методы сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией, при их использовании учитываются возрастные особенности, степень умения пользоваться компьютером, гигиенические требования): Поиск и сбор информации – работа со справочной литературой, сетью Интернет, электронной почтой. Возможность осуществлять поиск информации в сети Интернет на уроке в кабинете, где нет стационарного компьютера, позволяет использование ноутбука и 3G Модема. Обработка информации – упорядочение информации, составление планов к тексту, таблиц и других форм наглядности, анализ и обобщение информации, полученной из учебных материалов, обсуждения. Проведение урока в кабинете информатики позволяет задействовать всех обучающихся в обработке информации на этапе изучения нового материала. Ученикам предлагается структурировать учебный материал в удобной для них форме: план, тезисы, таблица, схема. Кроме того, используется следующий метод. Группа учеников на заключительном этапе урока создает небольшую презентацию (используя ноутбук), в которой представляет обобщение материала урока. Средства ИКТ позволяют осуществлять проверку и контроль (самоконтроль) знаний на уроках русского языка. Для этого применяются различные тренажеры, например, «ЕГЭ: Генератор заданий по математике. Данный генератор позволяет очень быстро сформировать самостоятельную работу по любой теме курса русского языка, состоящую из заданий с выбором ответа , с кратким ответом . Использование тренажера значительно экономит время на уроке, позволяет сразу получить результат, выявить пробелы и организовать необходимую помощь учащимся в их устранении, формирует умение работать с тестом. Передача информации – подготовка докладов, сообщений, плакатов, презентаций к учебному материалу, внеклассным мероприятиям. В качестве примера можно привести составление презентационных материалов к урокам математике при изучении истории или политики XIX, XX веков, внеклассным мероприятиям, подготовку реферативных и научно-исследовательских работ к школьным интеллектуальным чтениям «Биография науки в лицах», к научно-практическим конференциям и конкурсам различных уровней. Передача информации играет важную роль в формировании коммуникативной компетенции. Комплексные методы – составление и защита реферата (проекта), включая составление плана, выводов, библиографии, участие в учебных проектах с последующей их интерпретацией и публичным представлением результатов, учебно-исследовательская работа, выпуск ученических СМИ.
Результативность использования ИКТ. Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки самоконтроля, взаимоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации, развивает также творческие способности школьников. Результаты анкетирования, выявляющего интерес к предметам, показали следующее: Около 60 % обучающихся объясняют выбор по математике тем, что интересно самим находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом. Примерно 70 % обучающихся отметили, что им интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы. Думается, во многом данные результаты связаны с использованием ИКТ.
Использование проектных, исследовательских технологий в процессе обучения и воспитательной работе .
Одна из основных целей исследовательской развивающей технологии – развитие личности обучающихся на основе освоения культуры исследования как универсального средства познания действительности. Большую роль в данном случае играют формы проведения урока русского языка или литературы: урок-конференция, урок-исследование, урок-путешествие. Одна из задач, реализуемых на данных занятиях – развитие у школьников исследовательского типа мышления. Виды деятельности, формирующие у обучающихся научно-исследовательские умения:
изучение математики по теме, анализ полученной информации (библиографирование, реферирование, цитирование);
планирование исследования (постановка целей и задач, выбор методов исследования, прогнозирование результатов);
проведение исследования (наблюдение, проведение эксперимента, фиксация результатов, сравнение результатов с запланированным);
оформление и защита результатов исследования (подготовка доклада, написание статьи, научно- исследовательской работы, защита результатов перед аудиторией). Несомненно, на одном уроке использовать все виды исследовательской деятельности невозможно. Формирование исследовательских умений проходит поэтапно. И здесь видится важным деятельностный подход в обучении, применение эвристических методов, когда ученик, наблюдая над языковым материалом, сам формулирует правило или делает выводы об идее художественного произведения. Знания, добытые таким образом, становятся наиболее ценными. Использование творческих заданий на уроке, поиск ответов на проблемный вопрос, работа с дополнительной литературой, аргументированное отстаивание своей точки зрения также помогают развивать исследовательские умения. Опыт такой работы на уроке был представлен коллегам и родительской общественности и получил дальнейшее развитие при демонстрации мастер-класса в финале городского конкурса «Учитель года». Нельзя не сказать и о применении индивидуальных и групповых проектных технологий, которые предусматривают комплексный характер деятельности обучающихся. Созданию небольших индивидуальных проектов начинаю обучать детей с 6 класса. Это подготовка публичных выступлений. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать перед аудиторией. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию . В программе по математики в 6 классе в разделе «Развитие речи» на публичное выступление отводится 3 часа. Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На первом уроке «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности» шестиклассники знакомятся с теоретическими аспектами темы, анализируют «памятку оратора», схему рецензии на выступление, выполняют дыхательные упражнения. Ко второму уроку дети готовят презентацию народного промысла. Их задача – представить аудитории особенности изделий народных умельцев, принцип создания этих изделий. Задача слушателей – заполнять информационную карту, где отражается соответствие выступления теме, полнота раскрытия темы, эмоциональность и т. д. Третий урок – представление проекта (публичное выступление-призыв на общественно значимую тему), подготовка к которому занимает два месяца. Ученики выбирают тему, собирают материал, консультируются с учителем, готовят аргументы, репетируют выступление. Представленный на уроке проект рецензируется слушателями по плану. Предлагаемые темы: «Старость нужно уважать», «Береги хлеб», «Скажи наркотикам: Нет!», «Лес – наше богатство» и др. По итогам урока выбирается лучший оратор . Задачи проекта: формирование специальных предметных умений, а также формирование и развитие следующих навыков: собирать, обрабатывать, структурировать информацию; публично выступать перед аудиторией; работать в группе; осуществлять взаимодействие между группами. Этапы проведения проекта: подготовительный, презентация собранной информации, реализация проектного продукта, итоговый. Форма представления проекта: интегрированный урок, информационный коллаж, рекламный буклет. Условия действенности проекта: построение всей деятельности на основе самостоятельности детей во всей структуре деятельности. Осознание учениками того, что эта работа обогащает их новым опытом. Сопровождение деятельности очевидным успехом и удовлетворением. Еще раз подчеркну, что рамки урока не дают возможности в полной мере реализовать ребенку свой потенциал. Здесь необходимо вовлечение школьника во внеурочную деятельность. Занятия в кружке «Как писать исследовательскую работу» способствовали тому, что у старшеклассников сложилось целостное видение структуры научной работы, методов исследования, способов представления своего исследования. Формируемые исследовательские умения универсальны, применимы к любому учебному предмету Показателями результативности деятельности могут служить достижения обучающихся:
приобретение учащимися опыта творческой, проектной, исследовательской деятельности (т. е. готовность к поиску решений новых проблем, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию);
повышение интереса к предмету;
стабильно высокое качество знаний по предмету;
100 % успеваемость;
успешная сдача экзаменов;
участие и победы в конкурсах школьного уровня;
Директор: /Казиева Б.Н./