СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников, с целью привития интереса обучающихся к учению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Просмотр содержимого документа
««Использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников, с целью привития интереса обучающихся к учению»»

Методическая тема


  1. Введение

Для реализации требований к результатам освоения образовательных программ учитель должен максимально использовать возможности современных образовательных технологий. Сегодня, в современном обществе происходит бурное развитие современных информационных технологий. В образовательном треугольнике вершинами стали три буквы ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ можно достаточно широко использовать в образовательном процессе, помочь ребенку разобраться с информацией, анализировать ее, запомнить.

Методическая тема: «Использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников, с целью привития интереса обучающихся к учению»


 Работа над темой начата в 2019 году

Предполагается закончить работу над темой в 2024 году.

Цели и задачи методической разработки:

Образовательные: организовать различные виды деятельности, с которыми работают ученики, с целью привития интереса обучающихся к учению

Развивающие: развивать воображение, творческие способности, формировать исследовательские навыки, умение самостоятельно работать в сети интернет, расширять кругозор

Воспитательные: воспитывать толерантность, личную ответственность за выбранную работу

Повышение своего методического уровня.

Данная тема актуальна, т.к. определяет необходимость владения знаниями в интернет поиске.

Инновационный аспект выражен ярко, способствует развитию активной деятельностной позиции в ходе решения поисковых задач.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию были намечены основные направления работы.

Направления самообразования:

Таблица 1

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически выписывать журнал «1 сентября»

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов

2019- 2024

 регулярно



регулярно

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся начальной школы.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, региона через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Разработать программы элективного курса по предмету.

12. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 регулярно

 регулярно

 

ежегодно

 регулярно

  

регулярно

 

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках в начальной школе».

регулярно

 

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

  регулярно

Основные этапы работы по методической теме:

Таблица 2

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2019- 2020


1.Подписка на методическую литературу «Первое сентября» и др.

2.Изучение литературы по теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2020- 2021


1.Выступление на заседании школьного МО и МО учителей начальных классов.

2.Курсы повышения квалификации учителей


Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2021- 2024


1.Выступление на заседаниях МО учителей начальных классов.

2.Открытые уроки на школьном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, мастер-классах.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2024


1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе с целью повышения качества образования младших школьников».

2.Открытые уроки на школьном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, мастер-классах.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

 


Предполагаемые результаты самообразования :

  • повысить качество преподавания учебных предметов, а, следовательно, и качества обученности обучающихся;

  • научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах;

  • разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям;

  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте;

  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Практикоориентированность методической разработки заключается в том, что разработкой могут воспользоваться учителя любых предметов, воспитатели, педагоги дополнительного образования.


2. Сущность современных образовательных технологий.

2.1 Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»

Технология - от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология-на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.

Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии.

И .Подласый делает это следующим образом:

Мастерство и технология в сравнении

Индивидуальное мастерство

Общая технология

1.Процесс выполняется работником от начала до конца.

1.Процесс расчленяется на части каждый работник выполняет свою часть работы.

2.Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса.

2.Необходимо знание той части процесса, которую выполняет работник

3.Нужно всё делать самому.

3. Внедряются «готовые» разработки, освобождающие от необходимости все делать самому.

4. Процесс длительный.

4. Процесс намного ускоряется.

5.Продукт качественный.

5.Продукт не менее качественный.

6. В основе интуиция, чувствование, опыт

6.В основе научный расчёт, знание.

7. Продукция лимитируется

7.Продукция не лимитируется возможностями производителя возможностями отдельных производителей, возможно массовое


Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:

  • принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;

  • принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;

  • принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;

  • принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;

  • принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.

Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

Определение «педагогической технологии»

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

Педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это - на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов.

Технология обучения - есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.

2.2 Классификация технологий обучения (Н.Н. Суртаева, Г.К. Селевко)

Модернизация образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие.

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

Классификация технологий обучения по Г.К. Селевко:

по уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные)); по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.), по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные); по научной концепции; по организационным формам; по преобладающему методу:

Парацентрическая технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся, строить образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.

К настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

Далее будут рассмотрены технологии, наиболее часто используемые на первой ступени обучения. Их диапазон определен возрастными особенностями ребенка, характером его мышления и восприятия, уровнем общего развития.


3. Применение образовательных технологий в учебном процессе.

3.1 Применение здоровьесберегающих (игровых) технологий на уроках в начальной школе.


В своей работе стараюсь применять современные образовательные технологии. Это, в первую очередь, игровые.

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введение, контроль);

• как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения.

В процессе игры:

— осваиваются правила поведения и роли социальной группы класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;

— рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

— приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

— накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.


3.2 Проектная деятельность в школе

Формирование проектной деятельности — задача общеобразовательной школы.

Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, но оно не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе (знаньевая парадигма), оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или какой-либо другой системой, предусматривающей формирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы. Не противоречит, напротив вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Не противопоставление знаньевой и компетентностной парадигм, но поиск места проектному обучению в классно-урочной системе даст желаемый образовательный результат.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся.

Можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид

Второй вид

Третий вид

проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.


урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям.


урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные.



3.3 Информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип равенства позиций

  • Принцип доверительности

  • Принцип обратной связи

  • Принцип занятия исследовательской позиции.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.


3.4 Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, акти­визируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный мо­мент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.


Педагогическая проблемная ситуация

Психологическая проблемная ситуация

создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле.


Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и

разрешение проблемных ситуаций):

1_й этап – постановка педагогической проблемной ситуации.

2_й этап – перевод педагогически-организованной проблемной ситуации в психологическую.

3_й этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.

4_й этап – «Ага -_реакция», появление идеи решения, переход к решению, его разработка, образование нового знания.

5_й этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

Учитель может использовать различные методические приёмы создания проблемных ситуаций:

– подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

– сталкивает противоречия практической деятельности;

– излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– предлагает учащимся рассмотреть явления с различных позиций (например, командира, юриста, педагога);

– побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

– ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

– определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– формулирует проблемные задачи, например с недостаточными или

избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками,

ограниченным временем решения на преодоление «психологической инерции».

Приведём примеры из практической деятельности.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Использование технологии проблемного обучения

позволяет повысить качество образования учащихся.


    1. Использование дистанционных образовательных технологий или электронного обучения


Применяя в начальной школе электронно-образовательные ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, интерактивные тренажеры и др. – учитель использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Материально — техническое оснащение кабинета начальной школы позволяет ей использовать такие информационно — коммуникативные технологии:

  • электронные учебники;

  • компьютерные презентации, созданные самим учителем (учитель обладает собственным банком компьютерных презентаций по многим разделам предмета «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык») для усвоения нового материала на уроке во внеурочной деятельности;

  • работа с интернет — ресурсами на уроке в режиме onlain для расширения кругозора обучающихся и создания на уроке проблемной ситуации;

  • использует возможности интерактивной доски на всех этапах урока и во внеурочной работе.

Татьяна Владимировна активно использует в своей работе электронные средства учета и контроля знаний в системе ГИС СОЛО.

Боровикова Т.В. активно в своей работе использует платформы:

  • «Учи.ру»

  • «ЯКласс»

  • «Skysmart Класс»

  • МЭШ

  • РЭШ

  • Мобильное электронное образование

  • Онлайн щкола Фоксфорд

  • 1С:Школа Онлайн

  • Урок цифры

  • Облачные сервисы Яндекс, Mail, Google

  • Мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp)

Telegram – мессенджер, в котором можно открыт свой канал, создана общая группа, чат с учениками и отдельно с родителями.

https://www.survio.com/ru/ приложение позволяет создавать анкеты для проведения исследований и выводить графики для презентации полученных данных. Можно использовать для проведения мини-исследовательских работ или интервью в классе. Альтернатива – google forms.


Я пользуюсь каталогом https://все.онлайн/catalog/, в котором можно найти и использовать проверенные и безопасные интернет-сервисы, с помощью которых можно пользоваться цифровыми услугами с комфортом и пользой для себя и обучающихся

Для создания электронных пособий и наглядного материала в своей работе использую сайты:

https://wordwall.net/ru

https://learningapps.org/createApp.php

https://get.plickers.com/


Для подготовки к ВПР:

https://hw.lecta.ru/teacher/profile

https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/magaxudisa

https://www.yaklass.ru/products/teachers/default


Использует на уроках:

https://urok.1c.ru/ сайт с различными интерактивными заданиями по всем предметам

https://www.zipgrade.com/ сайт с различными интерактивными заданиями по всем предметам

http://samouchka.com.ua/_1des/10/ - сайт "Самоучка"

http://www.filipoc.ru/guess/puzzles/naydi-20-slov-kotoryie-nachinayutsya-na-bukvu-k - сайт "Филиппок"

https://ladushki.ru/ - сайт "Ладушки"

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry - сайт "Играемся"

http://www.teremoc.ru/game/game380.htm - сайт "Теремок"

http://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool= - сайт с различными интерактивными заданиями по всем предметам

и многие другие.



4. Эффективность применения современных образовательных технологий в начальной школе


.1. Использование современных образовательных технологий


Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят главной задачей развитие личности ребенка. Поэтому необходимо освоить современные педагогические технологии для реализации основных задач по ФГОС.

Педагогическая технология включает в себя:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований обновлённых ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  • Технология мастерских

  • Кейс – технология

  • Технология интегрированного обучения

  • Педагогика сотрудничества. 

  • Технологии уровневой дифференциации 

  • Групповые технологии. 

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)



Учебный год


Показатели

2020-2021

2021-2022

2022-2023


Разнообразие использованных учителем образовательных технологий и диагностическое обоснование их применения и результативности

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

  • Технология развивающего обучения

  • Педагогика сотрудничества

  • Здоровьесберегающая технология

+

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования

Информационно – коммуникационные технологии.

Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Технология интегрированного обучения.

Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся. Способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяют кругозор. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.




+

Дистанционные технологии.

Дистанционная поддержка образования одаренных детей (различные конкурсы, заочные олимпиады). Уроки для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. (учи.ру, ЯКласс, ЯндексУчебник, SkysmartКласс и др)


Технология проблемного обучения

Данную технологию использую для организации учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Технология критического мышления.



Школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Проектная технология.



Это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу

+

Кейс – технология.

Объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему

Технология творческих мастерских.

льтернатива классно – урочной организации учебного процесса. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения.

Технология модульного обучения.

Ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти!

Технология интегрированного обучения.

В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.


Представление открытых учебных занятий или открытых внеклассных мероприятий, на которых учитель демонстрировал эффективное применение образовательных технологий

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия

  2. Предметные недели

  3. Участие в конкурсах разного уровня

  4. Мастер-классы и круглые столы

  5. Участие в научно-исследовательских конференциях разного уровня

  6. Участие в олимпиадах различного уровня

  7. И т д


Творческие работы учащихся, выполненные с применением различных образовательных технологий

  1. Победители олимпиад разного уровня

  2. Победители научно-исследовательских конференций разного уровня

  3. Победители конкурсов разного уровня


Системно в своей педагогической практике я использую технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, использует технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.


Применение современных образовательных технологий (полное внедрение таких, как проблемно-диалогическое обучение, деятельностного метода или частичное использование ТРИЗ, интерактивных технологий) позволяет добиваться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, становящихся личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Технология проблемно-диалогического обучения привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Проблемная ситуация, проблемный вопрос вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, формирование учебных действий.

Создавая на уроках проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения.

Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Ученики сами формулируют тему урока, определяют задачи, которые помогают им планировать самим свою работу на уроке. Так из урока в урок развиваются регулятивные умения. Учащиеся работают с информацией, проводят сравнение, анализ, обобщение, делают выводы, "открывают" новое (познавательные умения). Выдвигая версии по решению учебной проблемы, высказывают своё мнение, позицию, учатся принимать и анализировать позицию других. Работая в группах, парах по поиску решения проблемы, ученики используют диалогическую речь, что говорит о развитии коммуникативных умений.

Невозможно проводить уроки "по-старому". Ведь учебники отвечают требованиям нового времени, они уже работают по направлениям ФГОС нового поколения. Таким образом, применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе отвечает планируемым в ФГОС результатам.

В процессе такой работы на уроках развиваются регулятивные умения: дети принимают учебную задачу, планируют свои действия.

Познавательные умения: осуществляют поиск необходимой информации, проводят сравнение, анализ, синтез, устанавливают аналогии.

Технология проблемно-диалогического обучения эффективна:

  • в воспитании активной личности формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству

  • в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объём памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);

  • в прочности усвоения знаний, так как путём постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а при поиске решения достигается полное понимание материала.

С оснащением школ интерактивным оборудованием можно изучать и активно внедрять в свою работу информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Они привлекают тем, что соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, отмечается их польза для обучения детей, которым не хватает внимательности, а также детей с низким уровнем способностей. Тактильный контроль и визуализация материала вовлекает учеников в образовательный процесс, что позволяет им легче усваивать уроки. Повышение мотивации к обучению влияет на повышение качества образования, что доказывает эффективность применения информационно коммуникативных технологий.

Можно успешно и активно применять уже готовые обучающие компьютерные программы (электронные приложения к учебникам УМК «Школа России», которые скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом каждого урока в отдельности, серия «Кирилл и Мефодий»), так и создавать собственные мультимедийные презентации в программах Роwег Роint и Мimiо для преподавания разных дисциплин начальной школы на любом этапе урока, будь то актуализация, введение новых знаний, закрепление или контроль, а также во внеклассной работе.


5.Заключение.

Итак, в ходе рассмотрения современных образовательных технологий мы убедились, что «педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике».

Современные педтехнологии направлены на главную фигуру школы - ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который мы желаем получить.

Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.


5. Список использованных источников.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . – М.. «Просвещение», 2011 г.

2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М., 2005.

3. В.П. Беспалько Слагаемые педагогической технологии,/ М., - «Педагогика», 1989.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

5. Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. /1997. № 2.

6. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье./ — М., 1992.

7. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

8. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

9. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992.

10. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. /— М.: Народное образование, 1996

11. Вахрушев, А.А. Человек и природа :4 класс : метод. реком. для учителя А.А. Вахрушев [и др.]. – М. : Баласс, 2003.

12. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК [Текст]/Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

13. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы [Текст]/А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 243 с.

14.Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] /Е.В. Бондаревская. - Ростов – на - Дону, 1997.

15. http//www.1september.ru

16. http//www. zavuch. info