СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе"»

"Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе"

В условиях нового информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, на свои наблюдения, свой и чужой опыт.

Анализ наблюдений и исследований позволяет сделать вывод, что:

  • обучающиеся с нарушениями слуха не умеют работать с информацией: искать, систематизировать, сравнивать и анализировать, делать выводы, синтезировать:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

  • у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися - репродуктивный, воспроизводящий, знания зачастую оторваны от жизни.

Таким образом, в образовательный процесс школ для детей с нарушениями слуха необходимо широко внедрять технологии, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучение, опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, самоорганизацию, такие как: информационно - коммуникационные технологии; метод проектов; технология проблемного обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии и другие.

IV.1 Использование ИКТ в процессе обучения предмету.

В своей педагогической деятельности активно использую информационно - коммуникационные технологии. Компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию предоставляет мне неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и даже организационных и технических задач. Кабинеты, в которых провожу уроки, оборудованы современной компьютерной техникой: мультимедийные проекторы, ноутбуки и принтер. Помимо этого, в своей деятельности использую глобальную сеть Интернет, которая даёт мне возможность использовать накопленный опыт и знания в области образования и науки; способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору и анализу полученной информации; является средством для индивидуального и группового общения и обучения. С 2007 года являюсь активным участником учительских Интернет сообществ (OIVT.RU; Педсовет.ру; Открытый класс.ру и т.д.), где происходит обмен методическими материалами и обсуждение важных вопросов, связанных с преподаванием. Ресурсы сети так же использую для подбора иллюстраций к уроку, поиска информации по предмету, для ознакомления с нормативными документами, программно- методическими материалами, материалами СМИ. Обучаю учащихся использовать сетевые ресурсы при подготовке к учебным занятиям (для получения информации, изготовления пособий и др.), для общения со сверстниками, для участия в образовательных проектах и конкурсах. В 2010 учебном году ученики 8 класса под моим руководством участвовали во Всероссийском Интернет - конкурсе творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом «Общение без границ», в номинации «Лучший проект коммуникаций», где стали призёрами и были награждены ценными подарками (слуховыми аппаратами ведущих зарубежных фирм).

На огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней и старшей школы, практически отсутствуют компьютерные программы для коррекционных школ. Учебники, дидактические материалы, разработанные для массовых школ, зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями слуха. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся.

Для решения вышеназванных проблем с помощью приложений Windows мною создаются адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся; презентации, выполненные в Microsoft PowerPoint, которые демонстрируются на большом экране, что позволяет обучающимся воспринимать информацию через сохранный визуальный анализатор и использовать необходимое количество наглядности. С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике и информатике классическими формами обучения использую готовое программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры. Данное программное обеспечение перед использованием адаптирую (расставляю орфоэпические знаки, преобразую текст в более понятный для глухих детей). При подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям использую компьютер как средство редакционно-издательской деятельности: разрабатываю и набираю тексты практических, контрольных, самостоятельных работ, домашних заданий; печатаю схемы, таблицы, графики, диаграммы и другой раздаточный материал; оформляю стенды, школьные и классные газеты, поздравительные открытки, объявления. При изучении истории математики и информатики использую компьютер для просмотра видеофильмов.


Остановлюсь на создании и использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Цифровые образовательные ресурсы, созданные мною, предназначены для организации фронтальной и индивидуальной работы на уроках математики и информатики в виде компьютерных презентаций, позволяющих учитывать специфику познавательной деятельности (восприятия речи, мышления) глухого ребёнка. Цифровые образовательные ресурсы позволяют: увеличить количество и повысить качество наглядности; сэкономить время на уроке при введении новых понятий и их свойств; способствуют коррекции и контролю знаний; активизируют познавательную деятельность учащихся путем создания ярких запоминающихся образов; обеспечивают индивидуальный подход в обучении; облегчают работу по формированию прочных вычислительных навыков.

Оформление слайдов презентаций в основном выполняю в оранжевом цвете, так как, по мнению психологов, этот цвет находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов: наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

ЦОРы использую на всех этапах обучения: при объяснении и закреплении нового материала, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

1. При объяснении нового материала ресурсы помогают мне организовать знакомство с новой информацией через систему заданий, в процессе выполнения которых ученики получают возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя познакомиться с новым свойством, сформулировать правило или ввести новый термин; подать новый материал в яркой образной форме, способствующей повышению эффективности восприятия материала; сэкономить время на уроке, поскольку данные материалы содержат таблицы, рисунки, типовые задания, образцы записи решений и т.п. Тексты слайдов представлены короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста (в данном случае – новых терминов).

Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов на вопросы появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во-первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во-вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал.

Например, чтобы вывести правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, предлагаю учащимся решить размещённые на слайдах задания.











В первом из них нужно найти наибольшую дробь из двух данных, во втором - наименьшую из трёх данных дробей, а в третьем здании нужно сначала записать дроби, а затем их сравнить. Далее предлагаю учащимся ещё раз посмотреть на все эти задания и самостоятельно сформулировать правило сравнения дробей. После этого на экране появляется готовое правило, которое ученики записывают в тетрадь- помощницу. Затем провожу работу по обучению правильному произношению названий дробей при сравнении.









В завершение работы по формированию нового понятия предлагаю учащимся выполнить задания с пометкой «проверь себя».









Такие задания предназначены для контроля и коррекции знаний учащихся в процессе изучения темы. Они позволяют организовать самостоятельную деятельность учеников с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок. Таким образом, в процессе обучения организую своевременную обратную связь.

2. Огромную роль играют ЦОР при обучении решению текстовых задач неслышащих детей. Дети с нарушениями слуха испытывают ощутимые трудности при анализе словесных текстов  задач, часто не понимают значений входящих в них слов и отношений между ними. Обучающимся сложно понять сюжет задачи и соотнести его с алгоритмом решения. Для этого в презентации использую управляющие кнопки, с помощью которых учащийся всегда сможет вернуться на необходимый слайд и ещё раз посмотреть алгоритм решения данного типа задачи.

Рассмотрим пример. Решение задач на проценты. На первом этапе совместно с обучающимися разбираю схемы решения задач, привожу примеры к каждому типу, причем с помощью анимации выделяю основные данные задачи геометрическими фигурами определённого цвета.







схема №1 схема№2 схема№3

Далее учащимся предлагаю самостоятельно выполнить задания.

На каждом слайде находятся управляющие кнопки, с помощью которых ученик может вернуться к схемам и повторить алгоритм, выбрать подсказку или проверить своё решение.









На мой взгляд, особенно эффективно использование анимации для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Среди многих преимуществ компьютерных средств, одним из наиболее значимых для коррекционного обучения, является именно динамичность предоставляемой ими наглядности. Все предшествующие средства наглядности (плакаты, макеты, рисунки, предметы) статичны и не раскрывают полностью смысл терминов, связанных с движением, с временными характеристиками (навстречу, в одном направлении, в противоположных направлениях, быстрее, одновременно, встретились, догнал и т.д.).

В разработанных мною презентациях учащиеся могут увидеть не только статическую картинку, соответствующую сюжету задачи, а поэтапное иллюстрирование всей задачи (возможность увидеть задачу в действии, глубже понять и соответственно более осознанно выполнить решение).

Пример решения задачи на движение с использованием поэтапного иллюстрирования условия задачи.













1 шаг 2 шаг 3 шаг









4 шаг 5 шаг 6 шаг

Разбирая условие задачи, дети видят на экране иллюстрацию к каждой фразе, осознанно подходят к выбору алгоритма решения и не испытывают чувства страха перед ней. После разбора условия предлагаю несколько вариантов: либо один учащийся выполняет решение на доске, а остальные в тетради, либо все учащиеся работают самостоятельно. Затем идёт проверка решения и разбор ошибок.

3. Материалы, предназначенные для коррекции и контроля знаний, разработаны мною в виде компьютерных тестов. Тесты представлены в двух формах организации, которые условно можно назвать "выбери ответ из предлагаемых вариантов" и "напиши правильный ответ".

Организация теста по принципу "выбери ответ из предлагаемых" обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных ответов. Эта работа очень нравится детям. Они с удовольствием включаются в образовательный процесс.

Пример теста для проверки вычислительных навыков по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». На экране последовательно появляются задания, учащиеся решают их в тетради, выбирают правильный ответ из предложенных. Если вычисления были верными, то на экране открывается буква, если ответ неверный, компьютер отправит обчающегося к правилу, на которое у него была допущена ошибка и.т.д.






Организацию теста по принципу "напиши правильный ответ" чаще использую на уроках информатики, так как она предполагает начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором с клавиатуры. На уроках информатики наряду с аналогичными тестами использую и Интернет-тесты.

Например, тест по теме «Передача информации», данные тесты провожу в кабинете информатики, где к каждому компьютеру подключён Интернет.










Использование тестов так же помогает экономить время, даёт возможность обучающимся самим оценить свои знания, а также вносит элемент занимательности.

Особенностью учебного процесса с применение компьютерных средств является то, что центром деятельности становиться ученик, который исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъек-субъективные» отношения. Я как учитель выступаю в роли помощника, консультанта, поощряю оригинальные находки, стимулирую активность, самостоятельность обучающихся.

Презентация представляет собой последовательность слайдов, или “электронных страниц” (по аналогии с книгой). При этом алгоритмы (или схемы) построения презентации, ее структура, могут задаваться произвольно, так, как этого требует план конкретного урока. Структура презентации может быть линейной (рис.1.), разветвленной(рис.2), циклической (рис.3.) и смешанной.

     

рис.1 рис 2. рис.3.

Таким образом, изложение учебного материала выстроиваю в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости.

При организации урока с использованием ИКТ планирую как фронтальную работу обучающихся, так и самостоятельную, которая ограничивается временными рамками (согласно требованиям СанПиН).

IV.2 Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

В своей работе использую проектную деятельность, которая позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Метод проектов применяю на разных этапах работы: проверка домашнего задания (сообщение, доклад); при изучении новой темы (выполнение творческой работы, защита реферата); при закреплении изученного материала (создание презентации, создание схемы, плаката).

При работе над проектом всегда учитываю психолого-физиологические особенности школьников. Для учащихся 5-8 классов предлагаю темы, тесно связаные с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. («Координатная плоскость в жизни человека»- проект по математике 8 класс, «Зачем нам проценты?» - 7 класс) Для школьников 9-11 классов использую проекты на основе анализа собственного опыта и своих проблем. («Много цветов, хорошо или плохо?»- проект по информатике 10 класс, «Моделирование расстановки мебели в комнате» - проект по информатике 11 класс).

Прежде всего, начиная работу над проектом, стараюсь вызвать интерес к теме. Она должна быть не только близка и интересна, но и доступна обучающемуся. Затем на этапе погружения в проект очерчиваю проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи.

На втором этапе организую деятельность детей. Если проект групповой, то совместно с детьми определяю цели и задачи для каждой группы (по необходимости определяю роль каждого члена группы). На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

После того как спланирована работа, начинаем действовать. И это уже третий этап. Здесь обучающиеся все делают сами. После окончания работы над проектом происходит его представление и защита (групповой проект «Общение без границ», который стал призёром всероссийского конкурса для детей с ограниченными возможностями, был выполнен по данному плану).

Использую элементы технологии проблемного обучения как средство развития познавательной активности на уроках математики и информатики. Данную технологию реализую через создание проблемных ситуаций (неожиданность, две точки зрения - конфликт, опровержение, несоответствие или создание противоречий на уроке), побуждая обучающихся делать сравнения, обобщения, соответствующие выводы. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске рисую несколько  квадратов разных по размерам,  положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат».

На уроках применяю и игровые технологии. Они помогают активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление и коммуникативные способности. Я использую математические кроссворды, ребусы, математическое лото, игру «Да - нет» (если ответ «да» ставят - __, если «нет» ставят - ^ в результате получается график «__^_^^__», который можно быстро проверить и получить обратную связь), ролевые игры «Поле чудес» и т.д. (см. приложение №7).

Помимо глухоты 98% обучающихся имеют серьезные сопутствующие заболевания. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является крайне важным. Для сохранения здоровья учащихся и повышения эффективности работы на уроке, после объяснения нового материала провожу динамические паузы. Зарядка для глаз обязательно имеет свое место после окончания работы за компьютером, причем она проводится не всегда стандартно. На столах находятся не только инструкции по снятию утомления глаз, а так же специально подобранные и разработанные мультимедийные презентации. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость. Данную технологию реализую через соблюдение не только гигиенических, но и психологических (создание ситуаций успеха, аргументированная оценка, положительный настрой на занятии), а также учебно-методических (дозированная помощь, учёт ведущей деятельности, разноуровневые задания) требований к организации и содержанию уроков.