Просмотр содержимого документа
««использование современных образовательных технологий и методов на уроках изобразительного искусства»»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Учитель Изобразительного
искусства
МБОУ – СОШ №1
им. Октябрьской революции г. Севска
Малыгина М.В.
Использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;
- развитию творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;
- всестороннему развитию личности.
Информационно-коммуникационные технологии
- фильмы-презентации, демонстрацию сопровождаю лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.
- Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.
- Виртуальные экскурсии по музеям мира.
- Собственные презентации к урокам.
- Презентации к урокам я создаю на основе материалов по искусству: «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Галерея современного интерьера», «Ландшафт», «Шедевры русской живописи» Кирилла и Мефодия, электронная книга «Мастера натюрморта», «Архитектура», «Школа рисунка и живописи», «Искусство и архитектура», «Мировая художественная культура» и др., сканированных изображений репродукций.
Игровые технологии
- Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
- Дидактические игры - "Вести с корабля", "На развилке трех дорог" способствуют эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.
- На уроке "Натюрморт" в шестом классе игра "Сочиняем сами« (О чем нам могут рассказать эти предметы?)
- Прием перевоплощения. На уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?".
- На уроках по цветоведению - игра "Волшебная палитра".
Игровые технологии
- Дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже-непохоже", "Ожившие картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.
- Игры "заочные путешествия", приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Путешествие в мир прекрасного, в мир природы«
- Игра "Какая музыка звучит, какая краска говорит?" (Звучит музыкальное произведение, и дети подбирают к нему одно созвучное по настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах, переживаниях).
- Беседы-диалоги с детьми о произведениях русской классической жанровой живописи провожу по теме "Дом и его обитатели".
Проблемная технология
- Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах.
Технология творческого сотрудничества
- Совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.
Система инновационной оценки «портфолио»
- Технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет мне выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося. Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, архитектурные макеты, декоративные композиции, театральные образы, графические планшеты, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.
Вывод:
- регулярное использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей школьников и дает высокие результаты:
- - повышает активность учащихся на уроках;
- -способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- - помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- - развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- - наполнить уроки новым содержанием;
- - развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- - формировать элементы информационной культуры;
- - поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- - развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- - расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- - формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей учащихся.
В настоящее время использую возможности сайтов:
- Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http//artclassic.edu.ru
- Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.alledu.ru/
- Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
- Картинки и анимация. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет в школе» http://www.jenova.narod.ru/
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru
- Электронный каталог учебных изданий http:www.ndce.ru
- Проектная работа http://home.re//ine.ru/~ab/school875/iso.htm
- Музеи России http://www.musem.ru/
- Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
-