СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных педагогических и информационных технологий в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование педагогических и ИКТ технологий в работе воспитателя ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических и информационных технологий в ДОУ.»

Использовании современных педагогических и информационно – коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовательном учреждении.

Использование современных информационных технологий позволяет повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. ИКТ позволяет: показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре; в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что способствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Я использую компьютерные технологии при оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов и т.д. Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), знакомится с разработками своих коллег, читать электронные журналы, статьи с официальных сайтов. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и повысить его.



Игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении.

Игра-ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него, формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном социальных проб детей. В игре создается базис для ведущей деятельности - учебной.

Функции игры:

1.Развлекательная(развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребёнка).

2. Коммуникативная( освоение диалектики общения).

3.Диагностическая(выявление отношений от нормального поведения, самопознания в процессе игры).

4.Корреакционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).

5.Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).

Четыре главные черты присуще игре

  • Свободно развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

  • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса различных педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • Познавательные, воспитательные, развивающие;

  • Репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • Коммуникативные, диагностические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда.

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – технология.

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

Целью использования ТРИЗ- технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичностью, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитее речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учить детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрёжки. Именно поэтому применяю на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ - технологии.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы сдетьми является педагогический поиск. Воспитатель не дает детям готовые задания, он учит находить решения. Если ребёнок задает вопрос не нужно давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопрос, тогда воспитатель должен наводящими вопросами указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ. Например, игра «Угадай, что я загадала». Воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет» пока дети не угадают задуманное. Упражнения в нахождении вещественно - полевых ресурсов помогает детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо- плохо», «Черное- белое», и др. Игра «Черное- белое» воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.( Пример: «Книга» Хорошо - из книг узнаёшь много интересного…. Плохо – они быстро рвутся… и т.д.) Игра «Наоборот» проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч ( хороший-плохой, строить- разрушать, выход- вход,..) .Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов. Пример «Помоги Золушке» Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатывать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Игры с противоречиями. Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема у него возникнет? Как помочь новому зайцу выжить? Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий - это важный этап мыслительной деятельности ребенка.

На развитие мыслительной деятельности оказывает влияние решение занимательных задач и развивающие игры. Они способствуют развитию творчества самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом - формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе. Игровые упражнения типа «Дорисуй», «Дострой», «На что похоже», «Найди различия», задания со счетными палочками ( построй домик из 6, 12 палочек и т.п.).



Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

Метод проектов, один из методов интегрированного обучения дошкольников, при котором дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Вся деятельность детей объединена основной проблемой.

Например, давая детям представления о домашних животных, воспитатель знакомит детей с ролью домашних животных в жизни человека, с образом домашних животных в произведениях писателей, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве и а творчестве художников – иллюстраторов.

Проект представляет собой совокупность:

  • Целей, значимых для всех участников (желание узнать, сделать что-либо)

  • Содержание (конкретные знания, умения и навыки)

  • Активности (видов и форм деятельности, отражающих знания или способ их получения)

  • Результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.

Виды проектов используемых в ДОУ:

  • Творческие: как правило, не имеют детально поработанной структуры совместной деятельности участников.

  • Информационные : дети собирают информацию о каком –либо объекте, явлении из разных источников.

  • Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результат которого оформляется в виде какого-либо творческого продукта.

По составу участников проект может быть: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

. Продолжительность проектов:

  • Краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели.

  • Средней продолжительности – 1-3 месяца.

  • Долгосрочный – до 1 года.

В основе метода проектов лежат принципы:

  • Открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать, представлять или не представлять результаты своего дела, представлять в качестве результата то что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

  • Диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив ее продолжения, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

  • Рефлексивности – является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.

В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения.

Этапы работы над проектом:

  1. Проблемотизация. Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта, Разрешение проблемы должно быть посильно детям.

  2. Целепологание. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, её направление. Цель должна актуальна м посильна прежде всего для ребенка .

  3. Планирование. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

  4. Реализация плана. Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальные- поделки, плакаты, картины и т.д.; действенный- спектакли, игры, экскурсии и т.д.; письменный-сказки, стихи, рассказы).

  5. Презентация. Представление проектного продукта происходит в виде презентации.

  6. Рефлексия. Этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки достижений.

  7. Портфолио проекта. Включает в себя:

  • Паспорт проекта;

  • Планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

  • Промежуточные отчеты группы;

  • Собранная информация по теме;

  • Результаты исследования;

  • Материалы для презентации.

Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми.

Личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всех образовательной системы. Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход, по мнению А. С. Белкина, В. И. Яковлева, предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.

Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике

  • Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.

  • Исключить методы наказания, унижающие личность.

  • Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.

  • Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.

  • Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.

  • Помогать обнаруживать ошибки.

  • Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

  • Формировать положительную самооценку ребенка.

  • Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.

  • Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.

  • Безусловно, понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

  • Жить интересами, переживаниями ребенка.

  • Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.

  • Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.

  • Искренне радоваться каждому успеху ребенка.

  • Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.

  • Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

  • Учитывать состояние и настроение ребенка.

  • Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.

  • Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.

  • Получать удовольствие от общения с детьми.

  • Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.

  • Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.

  • Осуждать поступок, но уважать личность