Седых Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Рыканская СОШ»
Новоусманского района
Использование современных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся
Педагогическая технология - продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.
Расскажу о технологиях, элементы которых необходимо, на мой взгляд, применять в преподавании русского языка и литературы и которые способствуют развитию творческих способностей учащихся.
Технология организации самостоятельной работы учащихся. Самостоятельно упражняясь в выразительном чтении, грамотном письме, учащиеся не только совершенствуют свои знания и умения, но и учатся учиться. Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрёл умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их на практике.
Учащиеся, с которыми я работаю, имеют папку «Опорные конспекты», в которую с 5 по 9 класс они помещают материал по изученным темам. Это теоретический материал по разделам лингвистики («Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис»), орфографические и пунктуационные правила в виде алгоритмов и таблиц. Ребятам разрешается пользоваться ими во время урока при выполнении самостоятельных работ (кроме контрольных). Некоторые записи они делают самостоятельно во время урока или выполнения домашнего задания. Своеобразные справочники - это творческие работы учащихся.
Второй год использую творческие умственные карты (авторы Т. и Б.Бьюзен) для проверки знаний хорошо успевающих учеников. Образ Петра Гринёва (А.Пушкин «Капитанская дочка»), помещики города N (Н.Гоголь «Мёртвые души»), образ Онегина, Татьяна (А.Пушкин «Евгений Онегин») и другие темы творческих умственных карт помогают глубже, прочнее усваивать материал, приучают к наблюдательности, пробуждают активность и инициативу.
Проектно-исследовательская технология дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество.
На уроках литературы предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Презентация «Мимолётное виденье» и «гений чистой красоты», подготовленная в 2014 году, и сейчас является востребованной на уроках по творчеству А.С.Пушкина в старших классах.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить проблему формирования у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели.
В 2015 году мои ученики приняли участие в районном конкурсе детских творческих работ по краеведению «Что знаю я о Родине своей?» Они не заняли призовых мест, но их работы оказались ценными для создания альбома «Рыкань – уголок России». Каждому человеку хочется знать о том месте, где он родился и вырос. Ребята записывали воспоминания своих бабушек и дедушек, искали в библиотеке данные об истории села, собирали по крупицам сведения о прошлом и настоящем. Фактов не так уж и много. Поэтому всегда интересно узнать о наших односельчанах ещё что-то новое. Разделившись на группы, собрали материал о Кавалере Ордена Славы В.Т.Шерстюкове, который получил свою награду лишь спустя 60 лет. А также узнали историю расположенного на краю села памятника будёновцам, погибшим в 1919 году.
Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков: изучение новых знаний и формирование новых умений; практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; комбинированные (смешанные).
На всех этапах уроков русского языка и литературы использую такой инструмент исследования, как электронная домашняя работа, презентации, тесты.
Был проведён интегрированный урок: русский язык – информатика. Тема урока русского языка «Обобщение по теме «Односоставные предложения». Тема урока информатики «Создание таблицы». После объяснения учителем информатики, как чертить таблицу, для её заполнения использовался материал по русскому языку.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, практикую короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы). («Какова в вашем представлении героиня Пушкина Татьяна Ларина?», «Жизненные принципы Андрея Болконского» и т.п.)
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
Использую игры: «Пригласи на обед». Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды. Кроссворд может быть предложен учителем в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста.
Здоровьесберегающие технологии. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Литература
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «Столетие», 1995.
И.О. Загашев С.И. Зир-Бек, И.В. Муштавинская “Учим детей мыслить критически”,2003.
А.А. Окунев “Урок? Мастерская? или …”, 2001.