СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий, методов и приёмов в качестве средств мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о наиболее эффективных технологиях, методах и приёмах работы на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий, методов и приёмов в качестве средств мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках музыки»

2


Использование современных приёмов, методов и технологий в качестве средств мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках музыки



Музыка не считается одним из самых трудных школьных предметов. Но в то же время это сложная дисциплина, требующая большого труда, так как воспитать любовь к искусству означает воспитать интерес к нему. При усилении направленности на духовное совершенствование и здоровьесбережение учащихся, учитель в содержании учебного предмета «Музыка» должен формировать у учащихся знания, умения и навыки в области музыкального искусства, а также развивать музыкальные способности и мотивациию музыкальной деятельности.

Поэтому логично, что в образовательном процессе по музыке значимым является компетентностный подход. Во-первых, живой процесс общения учителя музыки с учащимися возможен только при условии увлечённого отношения учителя к музыке и желании привить детям любовь к ней. Во-вторых, учитель должен в совершенстве владеть методикой, т.е. технологией построения урока с точки зрения педагогики искусства. А также одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Ведь мотивация – это важнейший компонент структуры учебной деятельности. Надо иметь ещё в виду, что “интерес” – это синоним учебной мотивации.

Для уроков музыки сформулирован состав ключевых компетенций, их учебное содержание, а также определены методы, приемы, технологии развития компетентностей. Самая основная на уроках музыки музыкально-творческая компетенция – это мотивационно-творческая активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнут социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Музыкально-творческая компетенция предполагает следующие виды деятельности: вокально-хоровая деятельность; слушание музыки; овладение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных инструментах; концертные выступления (реализация коммуникации); оценка успешности (рефлексия). Развитие музыкально-творческой компетенции учащихся реализуется посредством педагогических технологий:

- личностно-ориентированного обучения;

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающих технологий;

- игровых технологий;

- интерактивного обучения;

- театральная деятельность и др.

Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания, которые бы обеспечили продуктивную деятельность учащихся и делали бы обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формировали эмоционально положительное отношение к предмету.

Урок музыки – это урок творчества. И чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я также стараюсь использовать на уроке разнообразные приёмы, методы и технологии работы. Расскажу сегодня о тех, без которых не может обходиться ни один урок музыки.

Невозможно представить современный урок без информационных технологий. Цель использования ИКТ на уроках музыки - активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, повышение мотивации. Благодаря информационным технологиям можно начать урока с просмотра детской передачи о балете из серии Академия занимательных искусств совершить виртуальное путешествие в Большой театр оперы и балета, увидеть фрагменты балетных спектаклей. На своих я уроках демонстрирую презентации, разработанные мною к изучаемым темам, использую записи лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей. Использование видеороликов, фрагментов анимационных фильмов, записей телепередач позволяет проводить виртуальные экскурсии по музыкальным театрам, музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. В результате использования ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, процесс обучения становится более увлекательным и запоминающимся, увеличивается объём информации, улучшается и качество представления учебного материала.

В очень большой мере способствуют творческой активности учащихся здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья в процессе обучения в школе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» - это ни что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда. Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Моя задача как учителя музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что наиболее положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий. Наиболее доступный вид музыкального исполнительства, обеспечивающий возможность первоначальных музыкальных впечатлений и благотворно влияющий на психофизическое состояние ребёнка - пение. Большое внимание я уделяю развитию певческого дыхания, которое является основой певческой деятельности, для чего на своих уроках активно использую дыхательные упражнения, звукоподражательные и артикуляционные упражнения. Также использую на уроках игры (музыкальные, пальчиковые, коммуникативные и др.) Значительное место на уроке отводится музыкально-ритмическим упражнениям и танцевальным движениям, которые выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. А также развивается музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, а также способности к восприятию информации и концентрации внимания. Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями, которые призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку и значит повышать эффективность учебного процесса.

Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке. Целью применения технологии игровых форм обучения является также активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения. Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя разнообразие игр (музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные и др.) Особый интерес представляет, такой приём как пластическое интонирование. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Большого внимания заслуживает инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его. Особенно с большим интересом дети принимают участие в ритмодекламациях - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Таким образом, педагогические технологии, методы и приемы создают благоприятные условия для достижения высокого уровня развития ключевых компетенций на уроках музыки, повышают мотивацию и эффективность учебной деятельности на уроках музыки. Каждый учитель музыки, используя современные методы обучения открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.