Научно-исследовательская
работа на тему – «Использование специальных методов для развития быстроты единоборцев»
тренер-преподаватель ТАОЛУ Тольятти спорт «Ушу»
Ермакова Ксения Сергеевна
Актуальность. Система ушу включает в себя три внутренних стиля.
Первый — это комплекс плавных, гибких движений, которые в настоящее время рассматриваются как гимнастические упражнения для оздоровления организма.
Второй стиль представляет собой движение вокруг противника и проведение атаки с помощью сильных ударов руками при отсутствии прямого столкновения с соперником.
Третий стиль отличается достаточной жесткостью, в чем прослеживается его сходство с внешними стилями. Последние (их в ушу насчитывается свыше 300) прежде всего предполагают овладение техникой боевого искусства, в то время как внутренние стили основаны на совершенствовании духовного мира человека, а отработка техники движений является лишь второстепенным аспектом.
Среди многочисленных направлений ушу любой человек, желающий постичь основы этого искусства, может выбрать интересующий его стиль - прикладной, спортивный, дыхательные упражнения.
В практике современных видов борьбы остро и по-новому ставится вопрос о конкретизированном развитии физических качеств, и в первую очередь быстроты, вводится в большом объеме разносторонняя физическая подготовка и контрольные нормативы, применяется большой подготовительный период и специальные этапы физической подготовки в основном (соревновательном) периоде тренировки.
Разносторонняя физическая подготовка по-настоящему становится одним из ведущих процессов подготовки единоборцев высокого класса.
Объект исследования: процесс развития быстроты единоборцев.
Предмет исследования: специальные методы тренировки для развития быстроты единоборцев.
Цель исследования: практическое изучение влияния специальных методов тренировки на развитие быстроты единоборцев.
Задачи исследования:
-
Изучить научно-методические источники по выбранной теме.
-
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития быстроты единоборцев.
-
Подготовить комплекс упражнений специальными методами тренировки для развития быстроты единоборцев.
-
Сделать заключение.
Методы исследования:
-
Анализ литературных источников.
-
Изучение документов и материалов.
-
Метод проекта.
-
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование развития быстроты в процессе физической подготовки единоборцев», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме.
Анализ научно-методических источников позволил определить, что уровень развития скоростных способностей спортсменов зависит от многих факторов, большинство из которых (подвижность нервных процессов, соотношение различных мышечных волокон) задано генетически, а некоторые (эффективность внутримышечной и межмышечной координации, совершенство техники движений, степень развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости) поддаются развитию в процессе тренировки.
Быстрота единоборцев - это скоростные качества, способствующие выполнению движений в минимально короткое время. В процессе тренировки стоят две основные задачи: повышение скорости простых движений, увеличение частоты движений, связанных с перемещением всего тела, и совершенствование быстроты реакции на какой-либо раздражитель.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение влияния специальных методов тренировки на развитие быстроты единоборцев» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом и втором этапе практической деятельности анализ научно-методических источников позволил выделить и воспользоваться комплексом тестов для определения уровня развития быстроты, используемых в единоборствах.
Процесс повышения уровня физической подготовки и развития физических качеств немыслим без систематического педагогического контроля. Анализ помог определить наиболее часто используемые в спортивной тренировке единоборцев тесты для определения уровня развития быстроты.
Для тестирования были взяты следующие тесты:
- бег 30 метров с высокого старта под команду;
- бег 60 метров с высокого старта под команду;
- время реакции «Линейка»;
- тепинг-тест.
На третьем этапе практической деятельности с целью совершенствования качества быстроты используются следующие основные методы: облегченных условий, усложненных условий, обычных условий, «на внезапность» и соревновательный.
Метод облегченных условий — многократное повторение общеразвивающих упражнений, действий и отдельных операций с предельной быстротой в условиях более легких, чем в боевой практике. Например, выполнение приемов и проведение схваток с партнером меньшей весовой категории с акцентом на быстроту, что позволит выполнять технико-тактические действия с более высокой интенсивностью, чем в соревнованиях, не нарушая их рациональной структуры.
Метод усложненных условий — выполнение действий и элементов с максимальной быстротой в более трудных условиях, чем те, с которыми сталкивается борец в соревнованиях. Это схватки и специальные упражнения с более тяжелым по весу и сильным партнером, борьба на мягком ковре.
Метод обычных условий — многократное повторение действий, приемов и операций с максимальной быстротой в условиях, с которыми сталкивается борец в соревнованиях. Этот метод развивает умение быстро и четко реагировать на действия соперника в наиболее благоприятный момент.
Метод «на внезапность» — максимально быстрое проведение действий в ответ на определенный внезапно поданный сигнал (команду) преподавателя. В ответ на неожиданное движение вперед рукой или ногой, выполненное с максимальной быстротой, борец имитирует какое-либо технико-тактическое действие (элемент), характерное для данной ситуации (бросок через спину, бросок мельницей или перевод рывком за руку с подножкой и др.).
Соревновательный метод — воспроизведение схватки с различными заданиями в условиях тренировки. Одним из эффективных вариантов соревновательного метода являются поединки (схватки) с партнером, обладающим высокой быстротой реакции и действий, искусно пользующимся опережением.
Представленный комплекс упражнений рекомендуется выполнять с использованием описанных выше методов.
Упражнения для развития быстроты
1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью: а) в воздух; б) на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием: подвесить газетный лист и наносить удары по нему - если скорость в финальной части удара достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги. Упражнение выполняется по 5-10 одиночных повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить. Это же упражнение можно вначале выполнять с утяжелителями, но затем - обязательно без отягощения и с установкой на достижение максимума скорости и с контролем за техникой исполнения. Отдых между сериями 1-2 минуты.
2. Нанесение серий ударов в воздух или на специальных снарядах (грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной частотой. Всего выполняется 5-6 серий по 2-5 ударов в течение 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза через 1-2 минуты отдыха, в течение которого необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие основную нагрузку в упражнениях.
3. Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Всего упражнение выполняется в разных вариациях в течение 3 минут.
4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове.
5. Поочередное выполнение с максимальной частотой в течение 10 секунд сначала ударов руками, а затем бега на месте с последующим отдыхом в течение 20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут.
6. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте.
7. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество.
8. "Бой с тенью", в процессе которого осуществляется выполнение одиночных ударов или серий по 3-4 удара с максимальной скоростью в сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными защитами, представляя перед собой конкретного противника: техничного или "силовика", высокого или низкого и т.д. Выполнять в течение 2-3 раундов продолжительностью по 2-3 минуты каждый. Отдых между раундами 2-4 минуты.
9. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: (5-6 раз по 10-15 метров через 1,0-1,5 минуты отдыха) х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета).
10. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами, блоками и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Чередовать серии: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнять 3-4 раза. Обратить внимание на меры безопасности.
11. Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой. Движения могут выполняться вправо-влево (А), вверх-вниз (Б) или - круговые (В), в нескольких сериях по 5-10 секунд.
12. Передвижение в различных стойках вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Упражнение выполняется ритмично, в чередовании с подскоками на месте по 10-20 раз подряд.
13. Потряхивание с максимальной частотой кистями рук или ступнями ног вправо-влево или вверх-вниз. Выполнять 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется медленным, расслабленным и плавным выполнением различных связок и формальных комплексов.
Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого используйте медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.
Заключение
Анализ научно-методических источников и выполнение практической части работы позволили сделать следующие выводы:
Способность к быстроте у занимающихся единоборствами необходимо развивать с помощью таких упражнений как бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку и при помощи средств специальной физической подготовки.
Главная задача при развитии быстроты состоит в том, чтобы занимающийся преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения, что необходимо для развития скоростных способностей. Поэтому столь важно, чтобы упражнения на быстроту применяли, возможно, чаще в форме состязаний и игровых тренировок.
Рекомендуется при развитии скоростных способностей единоборцев использовать методы:
-
метод облегченных условий;
-
метод усложненных условий;
-
метод обычных условий;
-
метод «на внезапность» и соревновательный метод.