СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование специальных методов для развития быстроты единоборцев

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование специальных методов для развития быстроты единоборцев»

Научно-исследовательская

работа на тему – «Использование специальных методов для развития быстроты единоборцев»

тренер-преподаватель ТАОЛУ Тольятти спорт «Ушу»

Ермакова Ксения Сергеевна


Актуальность. Система ушу включает в себя три внутренних стиля.

Первый — это комплекс плавных, гибких движений, которые в настоящее время рассматриваются как гимнастические упражнения для оздоровления организма.

Второй стиль представляет собой движение вокруг противника и проведение атаки с помощью сильных ударов руками при отсутствии прямого столкновения с соперником.

Третий стиль отличается достаточной жесткостью, в чем прослеживается его сходство с внешними стилями. Последние (их в ушу насчитывается свыше 300) прежде всего предполагают овладение техникой боевого искусства, в то время как внутренние стили основаны на совершенствовании духовного мира человека, а отработка техники движений является лишь второстепенным аспектом.

Среди многочисленных направлений ушу любой человек, желающий постичь основы этого искусства, может выбрать интересующий его стиль - прикладной, спортивный, дыхательные упражнения.

В практике современных видов борьбы остро и по-новому ставится вопрос о конкретизированном развитии физических качеств, и в первую очередь быстроты, вводится в большом объеме разносторонняя физическая подготовка и контрольные нормативы, применяется большой подготовительный период и специальные этапы физической подготовки в основном (соревновательном) периоде тренировки.

Разносторонняя физическая подготовка по-настоящему становится одним из ведущих процессов подготовки единоборцев высокого класса.

Объект  исследования: процесс развития быстроты единоборцев.

Предмет исследования: специальные методы тренировки для развития быстроты единоборцев.

Цель  исследования: практическое изучение влияния специальных методов тренировки на развитие быстроты единоборцев.

Задачи  исследования:

  1. Изучить научно-методические источники по выбранной теме.

  2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития быстроты единоборцев.

  3. Подготовить комплекс упражнений специальными методами тренировки для развития быстроты единоборцев.

  4. Сделать заключение.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Изучение документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование развития быстроты в процессе физической подготовки единоборцев», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме.

Анализ научно-методических источников позволил определить, что уровень развития скоростных способностей спортсменов зависит от многих факторов, большинство из которых (подвижность нервных процессов, соотношение различных мышечных волокон) задано генетически, а некоторые (эффективность внутримышечной и межмышечной координации, совершенство техники движений, степень развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости) поддаются развитию в процессе тренировки.

Быстрота единоборцев - это скоростные качества, способствующие выполнению движений в минимально короткое время. В процессе тренировки стоят две основные задачи: повышение скорости простых движений, увеличение частоты движений, связанных с перемещением всего тела, и совершенствование быстроты реакции на какой-либо раздражитель.

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение влияния специальных методов тренировки на развитие быстроты единоборцев» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.

На первом и втором этапе практической деятельности анализ научно-методических источников позволил выделить и воспользоваться комплексом тестов для определения уровня развития быстроты, используемых в единоборствах.

Процесс повышения уровня физической подготовки и развития физических качеств немыслим без систематического педагогического контроля. Анализ помог определить наиболее часто используемые в спортивной тренировке единоборцев тесты для определения уровня развития быстроты.

Для тестирования были взяты следующие тесты:

- бег 30 метров с высокого старта под команду;

- бег 60 метров с высокого старта под команду;

- время реакции «Линейка»;

- тепинг-тест.

На третьем этапе практической деятельности с целью совершенствования качества быстроты используются сле­дующие основные методы: облегченных условий, усложненных усло­вий, обычных условий, «на внезапность» и соревновательный.

Метод облегченных условий — многократное повторение общеразвивающих упражнений, действий и отдельных операций с предельной быстротой в условиях более легких, чем в боевой практике. Например, выполнение приемов и проведение схваток с партнером меньшей весовой категории с акцентом на быстроту, что позволит выполнять технико-тактические действия с более высокой интенсивностью, чем в соревнованиях, не нарушая их рациональной структуры.

Метод усложненных условий — выполнение действий и элементов с максимальной быстротой в более трудных условиях, чем те, с которыми сталкивается борец в соревнованиях. Это схватки и специ­альные упражнения с более тяжелым по весу и сильным партнером, борьба на мягком ковре.

Метод обычных условий — многократное повторение действий, приемов и операций с максимальной быстротой в условиях, с которыми сталкивается борец в соревнованиях. Этот метод развивает умение быстро и четко реагировать на действия соперника в наиболее благо­приятный момент.

Метод «на внезапность» — максимально быстрое проведение дей­ствий в ответ на определенный внезапно поданный сигнал (команду) преподавателя. В ответ на неожиданное движение вперед рукой или ногой, выполненное с максимальной быстротой, борец имитирует какое-либо технико-тактическое действие (элемент), характерное для данной ситуации (бросок через спину, бросок мельницей или перевод рывком за руку с подножкой и др.).

Соревновательный метод — воспроизведение схватки с различны­ми заданиями в условиях тренировки. Одним из эффективных вари­антов соревновательного метода являются поединки (схватки) с партнером, обладающим высокой быстротой реакции и действий, искусно пользующимся опережением.

Представленный комплекс упражнений рекомендуется выполнять с использованием описанных выше методов.

Упражнения для развития быстроты 

1. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью: а) в воздух; б) на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием: подвесить газетный лист и наносить удары по нему - если скорость в финальной части удара достаточно высокая, то лист легко "протыкается" ударной частью руки или ноги. Упражнение выполняется по 5-10 одиночных повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения следует прекратить. Это же упражнение можно вначале выполнять с утяжелителями, но затем - обязательно без отягощения и с установкой на достижение максимума скорости и с контролем за техникой исполнения. Отдых между сериями 1-2 минуты. 

2. Нанесение серий ударов в воздух или на специальных снарядах (грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной частотой. Всего выполняется 5-6 серий по 2-5 ударов в течение 10 секунд, которые повторяются 3-4 раза через 1-2 минуты отдыха, в течение которого необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие основную нагрузку в упражнениях. 

3. Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками или ногами с последующим 20-секундным отдыхом. Всего упражнение выполняется в разных вариациях в течение 3 минут. 

4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу, прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове. 

5. Поочередное выполнение с максимальной частотой в течение 10 секунд сначала ударов руками, а затем бега на месте с последующим отдыхом в течение 20 секунд. Всего упражнение выполняется в течение 3 минут. 

6. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте. 

7. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов, затем постепенно увеличивать их количество. 

8. "Бой с тенью", в процессе которого осуществляется выполнение одиночных ударов или серий по 3-4 удара с максимальной скоростью в сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными защитами, представляя перед собой конкретного противника: техничного или "силовика", высокого или низкого и т.д. Выполнять в течение 2-3 раундов продолжительностью по 2-3 минуты каждый. Отдых между раундами 2-4 минуты. 

9. Бег со старта из различных положении, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону. Выполнять: (5-6 раз по 10-15 метров через 1,0-1,5 минуты отдыха) х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Это упражнение можно выполнять и по сигналу (стуку подброшенного вверх предмета). 

10. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами, блоками и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Чередовать серии: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнять 3-4 раза. Обратить внимание на меры безопасности. 

11. Ритмичные перемещения двух сложенных вместе ладоней рук с максимальной частотой. Движения могут выполняться вправо-влево (А), вверх-вниз (Б) или - круговые (В), в нескольких сериях по 5-10 секунд. 

12. Передвижение в различных стойках вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Упражнение выполняется ритмично, в чередовании с подскоками на месте по 10-20 раз подряд. 

13. Потряхивание с максимальной частотой кистями рук или ступнями ног вправо-влево или вверх-вниз. Выполнять 2-3 серии через 1-2 минуты отдыха, который заполняется медленным, расслабленным и плавным выполнением различных связок и формальных комплексов. 

Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого используйте медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов.

Заключение

Анализ научно-методических источников и выполнение практической части работы позволили сделать следующие выводы:

Способность к быстроте у занимающихся единоборствами необходимо развивать с помощью таких упражнений как бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку и при помощи средств специальной физической подготовки.

Главная задача при развитии быстроты состоит в том, чтобы занимающийся преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения, что необходимо для развития скоростных способностей. Поэтому столь важно, чтобы упражнения на быстроту применяли, возможно, чаще в форме состязаний и игровых тренировок.

Рекомендуется при развитии скоростных способностей единоборцев использовать методы:

  • метод облегченных условий;

  • метод усложненных усло­вий; 

  • метод обычных условий;

  • метод «на внезапность» и соревновательный метод.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!