СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование средств ИКТ при реализации профильного обучения физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме: "Использование средств ИКТ при реализации профильного обучения физике

Просмотр содержимого документа
«Использование средств ИКТ при реализации профильного обучения физике»

Выступление по теме:

«Использование средств ИКТ при реализации

профильного обучения физике»

учителя физики высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль Московской области

Исаковой Надежды Анатольевны


СЛАЙД№2 Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике предъявляет к выпускнику средней школы ряд требований связанных с умением, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций. Сегодня неотъемлемой частью образовательной деятельности по предмету стали ИКТ - технологии, использующие широкий арсенал цифровых образовательных ресурсов.

Качество современной образовательной деятельности напрямую связано с совершенствованием технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителем комплекса средств ИКТ. Оснащение кабинета физики предполагает широкое использование ИКТ при проведении уроков по большинству тем учебных программ, в том числе при реализации профильного обучения. Это и тестирование с помощью компьютера, и проведение демонстрационных опытов и виртуальных лабораторных работ, демонстрация презентаций, привлечение учащихся к созданию тематических презентаций, возможность простейшего моделирования естественнонаучных процессов и другие виды учебных работ.

СЛАЙД №3 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей имения Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль Московской области является базовым инновационным общеобразовательным учреждением, поэтому многие кабинеты оборудованы всеми необходимыми средствами для эффективного осуществления образовательной деятельности.

Успешность применения ИКТ зависит не только от педагога, но и от наличия техники и качества программного обеспечения.

На сегодня в кабинете физики имеется: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер, лаборатория L-микро (не в полном объеме), есть новое оборудование, получение в рамках введения ФГОС ООО для проведения демонстрационных экспериментов.

СЛАЙД №4 Медиатека кабинета физики содержит достаточное количество дисков для широкого применения ИК - технологий

Курс физики среднего общего образования на базовом и профильном уровнях включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят средства ИКТ.

СЛАЙД №5Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

СЛАЙД №6 Ученые-эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%. Таким образом, применение средств ИКТ означает объединение нескольких способов подачи информации.

СЛАЙД №7 Остановлюсь на некоторых средствах, используемых иною при реализации профильного обучения.

Репетитор Физика 1С Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.

Открытая физика версия 2.6 Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.  

В своей практике я пользуюсь созданными специально для конкретных уроков мультимедийными сценариями. Такие сценарии представляют собой мультимедийные конспекты урока, содержащие краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации.

Такие сценарии готовлю в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office.

СЛАЙД №8 Одним из наиболее перспективных направлений использования ИКТ в физическом образовании на мой взгляд, является компьютерное моделирование физических явлений и процессов. Используя учебные компьютерные модели, учитель может представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны неизвестным ранее способом, что, в свою очередь, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и способствует углублению понимания учебного материала. Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь курс школьной физики, содержится на широко известном лазерном диске "Физика в картинках" (научный центр ФИЗИКОН, г. Москва).

Практический опыт показывает, что для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Перечислю основные виды заданий, которые использую при работе с компьютерными моделями:

СЛАЙД №9 1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.

2. Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания учащемуся предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.

3. Экспериментальные задачи. Учащемуся предлагается решить 1-4 задачи без использования компьютера, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность своего решения.

4. Исследовательское задание. Учащемуся предлагается самому спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые подтверждают или опровергают некоторую закономерность. Наиболее способным учащимся предлагается самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.

5. Творческое задание. В рамках данного задания учащиеся сами придумывают задачи, формулируют их, решают и ставят компьютерные эксперименты для проверки полученных результатов.

СЛАЙД №10 Предложенные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала. Особенно важно то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы. Учитель на таком уроке выполняет лишь роль помощника и консультанта.

СЛАЙД №11 Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. Компьютерные тесты, составленные в программе «MyТestX» использую как тренажеры или средства контроля знаний по определенному разделу или теме, значительно экономя учебное время.

Средствами ИКТ удобно реализовать принцип наглядности в обучении. На языках программирования составлены модели различных физических явлений. С этого учебного года в профильном 11ит классе пробуем составлять модели на языке программирования Q-Besic в рамках интеграции двух предметов. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

СЛАЙД №12 Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений. Число сайтов, содержащих такие материалы, постоянно растет. На слайде представлены те, которыми я пользуюсь при организации

Завершая свое выступление хочу отметить, что использование средств ИКТ в процессе преподавания физики позволяет:

  • значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;

  • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;

  • расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.

Спасибо за внимание.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!