4
«Использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени»
ВВЕДЕНИЕ
Защита населения в ЧС мирного и военного времени - важнейшая задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций. Ведущую роль в решении этой задачи выполняют МЧС.
Потребность в проведении комплекса мер по защите населения актуальна в связи с ростом техногенных аварий и катастроф, расширением зон природных катаклизмов, а также с риском военных угроз и терроризма, распространением оружия массового поражения. Актуальность этой проблемы для России с учетом особенностей территориального, природного и техногенного характера приобретает особую остроту. Основные задачи по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей отражены в Федеральном законе 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». В соответствии с Законом граждане РФ имеют право:
- на защиту жизни и здоровья, личного имущества;
- использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
- получение информации о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС.
В то же время граждане РФ обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности, знать способы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.
Для защиты населения, особенно в военное время, широко будут использоваться силы и средства гражданской обороны, в том числе индивидуальные, коллективные и медицинские средства защиты.
В настоящее время гражданская оборона переживает период реформирования и перестройки. Ее необходимость для государства определяется существенными изменениями военно-политической обстановки, характера и средств вооруженной борьбы, а также увеличением риска природных и техногенных катастроф, ухудшением экономического положения России. В это непростое время гражданская оборона сохраняет свою роль государственной системы для защиты населения и народного хозяйства от ЧС мирного и военного времени, оставаясь важнейшим компонентом национальной безопасности.
Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:
- рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);
- временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;
- использование индивидуальных средств защиты;
- использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления
ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.
Для защиты населения проводят следующие мероприятия:
- прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
- непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
- оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;
- эвакуация людей из опасных зон и районов;
- инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;
- применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;
- оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;
- подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;
- обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;
- создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.
Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременное оповещение. В экстремальной ситуации время - главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.
Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:
- быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;
- исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;
- проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;
- касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;
- осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).
Индивидуальные средства защиты населения
Для защиты населения в ЧС предусматривается использование не только коллективных, но и индивидуальных средств защиты. При загрязнении окружающей среды радиоактивными, отравляющими, аварийно-опасными химическими веществами, заражении бактериальными средствами может возникнуть необходимость пребывания населения и личного состава формирований в таких условиях, что использование средств индивидуальной защиты будет необходимо. Эффективность их применения зависит от трех основных условий:
- содержания данных средств в постоянной готовности;
- умения использовать их в соответствии с обстановкой;
- своевременности применения.
Практика защиты людей показала, что соблюдение трех перечисленных условий использования средств индивидуальной защиты снижает вероятность поражения в несколько раз.
К средствам индивидуальной защиты относят средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.
Медицинские средства индивидуальной защиты
Медицинские средства защиты - лекарственные средства и медицинское имущество для выполнения мероприятий по защите населения и спасателей от воздействия неблагоприятных факторов ЧС.
Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению и спасателям, пострадавшим от поражающих факторов ЧС радиационного, химического или биологического (бактериологического) характера (рис. 4.3).
К медицинским средствам индивидуальной защиты относят:
- радиопротекторы (радиозащитные препараты);
- антидоты (средства защиты от воздействия отравляющих и аварийно-опасных веществ);
- противобактериальные средства (антибиотики, сульфаниламиды, вакцины, сыворотки);
- средства специальной обработки.
Универсальных медицинских средств индивидуальной защиты не существует. В каждом конкретном случае необходимо изыскивать наиболее эффективные средства, которые могли бы предупредить или ослабить воздействие поражающего фактора. Поиск таких средств и их внедрение в практику сопряжены с всесторонним изучением фармакологических свойств, при этом особое внимание уделяют отсутствию нежелательных побочных действий, эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. - М.: ФГМ «Знание», 1999. - 736 с.
Богоявленский И.Ф. Доврачебная помощь при неотложных, критических состояниях. - СПб.: Гиппократ, 2003. - 736 с.
катастроф. Курс лекций: учебное пособие для мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с.
Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Утверждено приказом МЗ РФ № 380 от 27.10.2000 г. - 26 с.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 « О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации». // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 2. - 12 января 2004 г. - с. 121.
Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы): учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава России, 2002. - 559 с.
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. - № 88, 19.05.2009.
Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 35. - С. 3648.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 378 с.