СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование средств логоритмики в организации коррекционно-педагогического процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности использования средств логоритмики в организации коррекционно-педагогического процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Даны практические рекомендации в организации учебных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Использование средств логоритмики в организации коррекционно-педагогического процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Использование средств логоритмики

в организации коррекционно-педагогического процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Балашова Элеонора Владимировна,

учитель-логопед ГОУ ТО «Новомосковский центр», Тульская область, г. Новомосковск



Аннотация. В статье раскрываются особенности использования средств логоритмики в организации коррекционно-педагогического процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Даны практические рекомендации в организации учебных занятий.

Ключевые слова: речевая функциональная система, логоритмика, средства логопедической ритмики, логоритмические, музыкально-ритмические упражнения и задания, развитие темпа и ритма речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепление мимической мускулатуры, совершенствование фонематической системы, мелодико-интонационных характеристик речи.


Логопедическая ритмика является одной из форм активной терапии. Средства логоритмики могут быть включены в любую коррекционную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Основой логопедической ритмики является сочетание слова, музыки и движения. Взаимодействие данных элементов может быть различным, с преобладанием одного из них. Целью логоритмических занятий является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, а также адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В образовательной деятельности средствами логопедической ритмики решается следующий комплекс задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных.

В процессе реализации оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются: дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Решение образовательных задач направлено на:

- формирование двигательных навыков и умений, способности произвольно передвигаться в пространстве;

- развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений;

- формирование организаторских способностей;

- приобретение знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия.

Реализация воспитательных задач направлена на нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей с речевой патологией:

- развитие чувства ритма, ритмической выразительности;

- проявлявление художественно-творческих способностей;

- воспитание личностных качеств: чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности и др.

Коррекционная направленность образовательного процесса с использованием средств логоритмики определяется механизмом, структурой речевого нарушения, комплексностью логопедической работы.

Учитель-логопед должен учитывать возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, специфику нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

Нужно отметить, что в процессе коррекционно-развивающего обучения на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы направлены на обеспечение яркости чувственного восприятия и двигательных ощущений. Например, при обучении движению используются следующие приемы:

- наглядно-зрительные — показ учителем-логопедом образца движения или его отдельных двигательных элементов; использование зрительных ориентиров, наглядных пособий (фотографий, картин, кинофильмов и т.п.);

- тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий (например, при ходьбе, на пути ставятся «воротца-дуги», чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу).

- наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Это может быть воспроизведение инструментальной музыки, песни.

Словесные методы должны быть обращены к сознанию детей. Данные методы помогают сознательно выполнять двигательные упражнения. При использовании словесного метода могут быть использованы следующие приемы:

- краткое объяснение новых движений;

- пояснение, словесная инструкция, сопровождающее конкретный показ движения;

- беседа, сопровождающая введение новых упражнений, когда требуется разъяснить двигательные действия и др.;

Использование практических методов связано с проверкой правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. В качестве практических методов могут выступать игровой и соревновательный. Игровой - специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Соревновательный, может быть использован в совершенствовании отработанных двигательных умений и навыков, воспитании морально-волевых черт личности.

Логоритмические занятия возможно использовать на практике с детьми от 2-х лет, начиная работу с указанного возраста, возможно предотвращение различных видов нарушений, в том числе и речевых. Особенно важно включение логоритмических занятий в учебную деятельность, например, в условиях начальной школы, в организации коррекционно-развивающего обучения с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей была разработана специальная программа логоритмических занятий.

Основой данной программы является концентрированный принцип использования учебного материала в коррекционно-педагогическом процессе. Концентризм программы также создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Программа рассчитана на 4 года начальной школы. В первом классе основным выступает образ звука. Его четкое запоминание осуществляется с использованием картинок ассоциаций и движений к ним, корректируется звукопроизношение по подражанию. Мы работаем с картинками ассоциациями Н.В. Пятибратовой [3], так как они позволяют применять другие коррекционные методики разработанные ею. Динамические движения, соответствующие образам звуков затрагивают кинестетические ощущения, как бы используя «обходные пути» в работе над запоминанием звуков и букв. Использование картинок-ассоциаций активизирует три вида ощущений: зрительные, двигательные, слуховые.

Во втором классе изучается образ печатной буквы сопоставлением его с образами звуков посредством предметных картинок, с помощью различного дидактического материала (кубики, объемные буквы, пазлы, магнитный алфавит и др.) Максимально затрагиваются осязательные ощущения в дополнение к уже используемым.

В третьем классе на основе изученного материала максимально прорабатывается образ письменных букв. Используется прием музыкального письма, разработанный Н.В. Пятибратовой[3].

Письмо прописных букв – это ритм. Поэтому как нельзя лучше подобная работа ложится в структуру логоритмических занятий. Пространственные представления, одна из важных составляющих рукописных букв, работа над пространством и в данном случае просто необходима.

В проработке прописных и строчных букв помогают «Шершавые буквы», «Подвижный алфавит» М. Монтессори. Продолжается работа по отхлопываю и отстукиванию ритма музыки. На каждом занятии отрабатываются один или два музыкальных трека (бывает, что для строчной и прописной букв разные треки). Это делается в самом начале занятия, чтобы дети прислушались к ритму, привыкли к нему, «настроили» мозг на работу, сосредоточились. Обводка шершавых букв или букв из «Подвижного алфавита», «Цветных букв» под эту музыку. Желательна работа «рука в руке», то есть рука педагога ведет руку ребенка.

Дети с проблемами письма плохо чувствуют ритм, а особенные дети практически все не чувствуют его. Письмо элементов буквы мокрым пальцем на доске под музыку трека. Палец оборачивается бинтом и макается в воду, письмо мокрым пальцем на доске всей буквы, письмо на доске с разлиновкой маркером или обводка в прописях поду музыку. Самостоятельное письмо всей буквы под музыку в тетради в косую линейку, при возможности, если дети способны на этот вид деятельности. Под музыкальное сопровождение возможно письмо пальцем на песке, на манке.

В четвертом классе максимально подключается работа по фонематическому анализу и синтезу. Этот вид коррекционного воздействия используется с первого класса в постепенной подаче материала на основе классического и нейропсихологического подходов. Так в первом и во втором классах осуществляется работа с неречевыми звуками, что является первым этапом в развитии фонематического слуха.

В третьем классе прорабатывается различение звуков речи по тембру, силе и высоте, сходных между собой по звучанию слов, слогов и звуков с опорой на смысловой подход, с использованием образов представлений слов.

Интонация, глухость и звонкость, твердость и мягкость, чувство рифмы, все это помогает подготовиться к последнему этапу навыка фонематического анализа и синтеза слов. Используется пособие кубиков Н. Зайцева, оно дает представление детям о твердости и мягкости (кубики большие – значит «твердые», маленькие – значит «мягкие»), глухости и звонкости (глухие – значит «деревянного цвета» и звучат глухо, внутри пробки деревянные, звонкие – значит «стального цвета», звучать звонко и внутри железные пробки).

Дети могут потрогать, услышать и почувствовать различия сложных и непонятных обозначений. Для работы с понятием тембра, силы и высоты звуков в структуру логоритмики включаются элементы кукольного театра: «Три медведя», «Семья» и др. Для игр с чувством рифмы, сходных между собой по звучанию слов, слогов и звуков используются различный речевой и картинный материал, а так же игры карточки, для формирования образов представлений слов[2].

Понятие гласных и согласных звуков, вычленение их из слогов, слов, работа над ударением, развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов и слов более сложной слоговой структурой, образование слов с помощью суффиксов, приставок, дифференциация предлогов и приставок, работа над однокоренными словами, антонимами и синонимами, понятие однозначных и многозначных слов, все это прорабатывается в игровой форме в структуре занятия с детьми четвертого класса.

В результате практической работы в начальной школе с особенными детьми, а так же с нормативно развивающимися детьми раннего и дошкольного возраста, сложилась следующая структура логоритмического занятия:

Вводная часть.

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Упражнения на дыхание.

Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Тема занятия.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Игра на музыкальных инструментах.

5. Подвижная игра.

6. Игры и упражнения на передачу эмоциональных состояний, развития внимания, памяти, воображения и др.

Заключительная часть.

1. Массаж и самомассаж.

2. Хождение по ортопедическим и колючим коврикам.

3.Упражнения с элементами релаксации и рефлексии.

4. Прощание.

Урок необходимо начинать и заканчивать с ритуала приветствия и уже на этом этапе включать элементы логопедического воздействия. Лучше всего ритуалы не менять на протяжении всего периода посещения занятий, это способствует стабильному психологическому комфорту и расположению ребенка на восприятие дальнейшей информации[2].

Приветствие и практически весь урок логоритмики проводится в кругу. В нем все равны, каждый - часть целого. Ограниченное пространство его помогает ребенку сконцентрировать внимание. Для чувствительного к контакту ребенка важно, что нет прямо к нему направленного обращения. Эта расстановка помогает организовать внимание и активность детей. Сам круг помогает организовать работу с ритмом. Аутичным детям, для которых ситуация общения является очень напряженной, ритм дает возможность сначала просто удержаться в нем, а потом и начать участвовать. Если не получается расставить детей, то можно их посадить в круг.

Круг способствует:

- активизации зрительного и слухового внимания;

- стимуляции сенсорного развития;

- стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими;

- развитию подражания;

- развитию способности к переключению внимания и др.

Разминка и дыхательные упражнения включают в себя элементы нейропсихологической работы, осваивания своего тела и тела в пространстве, что является важной частью в речевом развитии человека. Уже на этом этапе осуществляется сенсомоторная коррекция ребенка. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ).

Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения. Разминка проводится стоя напротив перед детьми и все другие упражнения, которые способствуют освоению пространства тела, левой и правой его частей, чтобы бала возможность показывать упражнения зеркально, не путать плохо переключаемых воспитанников.

Артикуляционная гимнастика, как наиболее важная часть логопедической коррекции в структуре логоритмики проводится так же под музыкальное сопровождение. Используется авторская разработка «Артикуляционные истории», которая была составлена совместно с композитором И. Пантелеевой. Она является мотивационный составляющей на уроке, используется как в формате аудио, так и видео ряда с картинками в динамике. Что еще больше мотивирует детей на выполнение артикуляционных упражнений.

Для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук используются пальчиковые игры под музыкальное сопровождение.

О пользе развития мелкой моторики существует большое количество теоретического материала, на занятиях логоритмики изучаются названия пальцев, дети учатся одновременно и разноименно выполнять упражнения с пальцами, для этого используется пальчиковый театр, «Волшебные Гонзики» В.В. Воскобовича, мячики «Су-Джок» и пружинки из них, резинки для волос, прищепки и др. В структуру логоритмики не включен практический вид деятельности на развитие мелкой моторики, все упражнения проходят в динамике и под музыку[1].

Игры на музыкальных инструментах один из видов развития чувства ритма, метра, темпа. Они помогают улучшить внимание, память, а также остальные психические процессы. Детям очень нравиться создавать музыку самим, используя: деревянные и железные ложки, барабаны, маракасы, погремушки, колокольчики, музыкальные треугольники, молоточки, свистульки, шуршащие яйца и др.

Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно изготовить и поиграть на самодельных – «шумелках» из коробочек, пластмассовых бутылочек и «Киндер яиц», наполненных различными материалами, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и картонных коробок из под обуви, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Игры и упражнения на передачу эмоциональных состояний, развития внимания, памяти, воображения преследуют основную цель коррекции и профилактики имеющихся отклонений в речевом развитии детей посредством сочетания слова, движения и музыки.

Во время занятий используется большое количество предметов интересных для детей, что больше мотивирует их выполнять упражнения планируемые педагогом. Ими выступают: платки, мешочки с наполнителями, кисточки, воздушные шары, рули из резиновых шлангов, флажки, куклы и игрушки по темам, наперстки, подушки, тоннели, стулья, имитация снежков из синтепона, вязаные перчатки, вата, посуда, кубики, перья, танцевальные ленты, гимнастические палки, обручи, мыльные пузыри и др.

Массаж и самомассаж обязательный элемент урока в структуре логоритмики. Для него используются ложки, клавесы, массажные мячики, молоточки, разноцветные мохнатые помпоны для черлидинга и др. Он помогает еще лучше почувствовать свое тело и расслабиться, а во время того, как дети выполняют массаж друг другу, выступает одним из видов без речевой коммуникации.

Хождение по ортопедическим и колючим коврикам стимулирует биологически активные точки стоп и является самым любимым элементом занятия. С помощью них хорошо прорабатывается моторное планирование и переключение, так необходимое в любом виде речевой деятельности.

Перед прощанием осуществляется рефлексия основной темы урока и релаксация. Педагог еще раз активирует внимание детей на пройденной теме занятия, а затем начинается процесс релаксации.

При составлении конспектов используется авторское музыкальное сопровождение: Сергея и Екатерны Железновой, Ирины Барминой, Анастасии Логачевской, Екатерины Балдиной, Ирины Пантелеевой др.

Предлагаемая нами структура проведения логоритмики в коррекционной школе способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение особенных детей к логоритмическим упражнениям и помогает достигнуть лучшего результата в бучении и коррекционном воздействии на них. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Список литературы

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. 352 с.

2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М. Издательство: Сфера, 2008. 208 с.

3. Пятибратова Н.В. Учусь читать и писать. Игровой материал. М,: Робинс, 2012.

4. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр, Академия, 2005. 192 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!