СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование средств визуализации на уроке по изучению романа М.А.Шолохова "Поднятая целина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  состоит из 22 слайдов, в которые включена следующая информация: тема  и цели урока, историческая справка ( цели и итоги коллективизации), биографические данные об авторе, система образов. В презентации размещены кадры из кинофильма "Поднятая целина" (1959-1961 гг.), включены вопросы на выявление восприятия учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Использование средств визуализации на уроке по изучению романа М.А.Шолохова "Поднятая целина"»

ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА живое свидетельство событий русской истории XX века . Учитель русского языка и литературы гимназии № 15 г.Минска Головнёва Ирина Борисовна

ШОЛОХОВ

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА

живое свидетельство событий русской истории XX века .

Учитель русского языка и литературы

гимназии № 15 г.Минска

Головнёва Ирина Борисовна

Цели урока: Раскрыть тесную взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя. Охарактеризовать отражение в романе противоречий процесса коллективизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения. Рассмотреть проблемы, поднятые в романе, с позиции истории и современности. Дать характеристику «дорогим сердцу» писателя героям, их честной и искренней позиции.

Цели урока:

Раскрыть тесную взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя.

Охарактеризовать отражение в романе противоречий процесса коллективизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения.

Рассмотреть проблемы, поднятые в романе, с позиции истории и современности.

Дать характеристику «дорогим сердцу» писателя героям, их честной и искренней позиции.

Историческая страница Что означает термин «коллективизация»? Какой период времени в истории России затрагивает коллективизация? Какой государственный деятель находился в это время во главе власти?

Историческая страница

Что означает термин «коллективизация»?

Какой период времени в истории России затрагивает коллективизация?

Какой государственный деятель находился в это время во главе власти?

Историческая страница Коллективизация – это политика преобразования сельского хозяйства в конце 20–х-30–е гг. XX в. на основе раскулачивания и насаждение коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской личной собственности. С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задачей которой в официальных документах провозглашалось «осуществление социалистических преобразований в деревне». Проще было забрать средства у нескольких сотен крупных хозяйств, нежели иметь дело с миллионом мелких собственников.

Историческая страница

Коллективизация – это политика преобразования сельского хозяйства в конце 20–х-30–е гг. XX в. на основе раскулачивания и насаждение коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской личной собственности.

С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задачей которой в официальных документах провозглашалось «осуществление социалистических преобразований в деревне». Проще было забрать средства у нескольких сотен крупных хозяйств, нежели иметь дело с миллионом мелких собственников.

«Достижение партии состоит в том, что нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, несмотря на неимоверные трудности, несмотря на отчаянное противодействие всех и всяких темных сил, от кулаков и попов до филистеров и правых оппортунисто в» .  Из статьи Сталина «Год великого перелома»

«Достижение партии состоит в том, что нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, несмотря на неимоверные трудности, несмотря на отчаянное противодействие всех и всяких темных сил, от кулаков и попов до филистеров и правых оппортунисто в» .

Из статьи Сталина «Год великого перелома»

Так писали газеты

Так писали газеты

Итоги и последствия коллективизации

Итоги и последствия коллективизации

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СССР МЕТОДЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛИ

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СССР

МЕТОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ЦЕЛИ

А как об этом рассказали писатели?

А как об этом рассказали писатели?

М.А.Шолохов. Страницы биографии  1905, 11 (24 мая) – родился в хуторе Кружилин станицы Вешенской 1920–1922 – живет с семьей в станице Каргинской; участвует в ликвидации неграмотности; служит в станичном ревкоме; работает учителем начальной школы; участвует в продразверстке.  1922 – приезжает в Москву, принимает участие в работе литературной группы “Молодая гвардия”. 1923, сентябрь – в газете “Юношеская правда” выходит первое произведение – фельетон “Испытание” за подписью “М.Шолох”; 1924 – первое художественное произведение – рассказ “Родинка”; возвращается на Дон и с тех пор постоянно живет в родных местах. 1926 – печатается первая книга – “Донские рассказы” (в издательстве “Новая Москва” с предисловием А.Серафимовича). 1928 – в журнале “Октябрь” начинает печататься роман “Тихий Дон” (1928–1940 гг.). 1932 – первая книга романа “Поднятая целина ” (журнал “Новый мир”); Шолохов вступает в ряды ВКП(б).

М.А.Шолохов. Страницы биографии

1905, 11 (24 мая) – родился в хуторе Кружилин станицы Вешенской

1920–1922 – живет с семьей в станице Каргинской; участвует в ликвидации неграмотности; служит в станичном ревкоме; работает учителем начальной школы; участвует в продразверстке.

1922 – приезжает в Москву, принимает участие в работе литературной группы “Молодая гвардия”.

1923, сентябрь – в газете “Юношеская правда” выходит первое произведение – фельетон “Испытание” за подписью “М.Шолох”;

1924 – первое художественное произведение – рассказ “Родинка”;

возвращается на Дон и с тех пор постоянно живет в родных местах.

1926 – печатается первая книга – “Донские рассказы” (в издательстве “Новая Москва” с предисловием А.Серафимовича).

1928 – в журнале “Октябрь” начинает печататься роман “Тихий Дон” (1928–1940 гг.).

1932 – первая книга романа “Поднятая целина ” (журнал “Новый мир”);

Шолохов вступает в ряды ВКП(б).

Автор писал, что «Поднятую целину» и главных персонажей произведения создавал в то время, когда память о событиях 1930-х годов оставалась свежей. М.А. Шолохов поставил целью  воссоздать в книге процессы раскулачивания, коллективизацию сёл, насильственное и массовое создание колхозов .

Автор писал, что «Поднятую целину» и главных персонажей произведения создавал в то время, когда память о событиях 1930-х годов оставалась свежей.

М.А. Шолохов поставил целью воссоздать в книге процессы раскулачивания, коллективизацию сёл, насильственное и массовое создание колхозов .

Три группы персонажей : коммунисты – несущие в деревню новые идеи, их враги – защитники старого правопорядка, основная масса казачества. Если не большевик, то классовый враг. Если не бедняк, то кулак – враг существующего строя.

Три группы персонажей :

  • коммунисты – несущие в деревню новые идеи,
  • их враги – защитники старого правопорядка,
  • основная масса казачества.

Если не большевик, то классовый враг.

Если не бедняк, то кулак – враг существующего строя.

Макар Нагульнов – актёр Евгений Матвеев Андрей Размётнов – актёр Фёдор Шмаков Семён Давыдов – актёр Пётр Чернов Рабочий, бывший матрос, организатор коллективного крестьянского хозяйства. Секретарь партийной ячейки, коммунист. Председатель сельсовета, участник Гражданской войны.  « Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо... Я их …»  Макар Нагульнов

Макар Нагульнов –

актёр Евгений Матвеев

Андрей Размётнов –

актёр Фёдор Шмаков

Семён Давыдов – актёр Пётр Чернов

Рабочий, бывший матрос, организатор коллективного крестьянского хозяйства.

Секретарь партийной ячейки, коммунист.

Председатель сельсовета, участник Гражданской войны.

« Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо... Я их …»

Макар Нагульнов

Защитники старого правопорядка Яков Лукич Островнов (актёр Виктор Чекмарёв ) Александр Половцев (актер Петр Глебов) белогвардейский офицер, враг революции  «Не будь гонения на богатых, я бы, может, теперь по своему старанию первым человеком в хуторе был» «Рубить всех... до еди­ного!» Лятьевский  (актёр Игорь Дмитриев) «…одна моя жизнь неизмеримо важнее для организации, чем жизнь этого быдла…»

Защитники старого правопорядка

Яков Лукич Островнов

(актёр Виктор Чекмарёв )

Александр Половцев

(актер Петр Глебов)

белогвардейский офицер, враг революции

«Не будь гонения на богатых, я бы, может, теперь по своему старанию первым человеком в хуторе был»

«Рубить всех... до еди­ного!»

Лятьевский

(актёр Игорь Дмитриев)

«…одна моя жизнь неизмеримо важнее для организации, чем жизнь этого быдла…»

Герои романа «Поднятая целина» Тимофей Рваный- актёр Олег Ярошенко Григорий Матвеевич Банник- актёр Леонид Кмит Ипполит Шалый- актёр Андрей Абрикосов Устин Рыкалин – актёр Николай Крючков

Герои романа «Поднятая целина»

Тимофей Рваный-

актёр Олег Ярошенко

Григорий Матвеевич Банник-

актёр Леонид Кмит

Ипполит Шалый-

актёр Андрей Абрикосов

Устин Рыкалин –

актёр Николай Крючков

Женские образы в романе «Поднятая целина» Варя Харламова – актриса Людмила Егорова Лушка – Актриса Людмила Хитяева Мини-сериал 1959-1961 гг. Настенька Донецкова –актриса Лилия Гурова Жена Майданникова – Актриса Зоя Александрова

Женские образы в романе «Поднятая целина»

Варя Харламова

актриса Людмила Егорова

Лушка

Актриса Людмила Хитяева

Мини-сериал

1959-1961 гг.

Настенька Донецкова –актриса Лилия Гурова

Жена Майданникова

Актриса Зоя Александрова

Поднятые проблемы Народ и власть Раздвоенность души человека За восемь месяцев жизни в хуторе скончалось 11 человек, и только дед Агей умер естественной смертью, упоминается о смерти еще 20 человек. Любовь и семья Смысл и цена человеческой жизни Проявления зверства и жестокости

Поднятые проблемы

Народ и власть

Раздвоенность души человека

За восемь месяцев жизни в хуторе скончалось 11 человек, и только дед Агей умер естественной смертью, упоминается о смерти еще 20 человек.

Любовь и семья

Смысл и цена человеческой жизни

Проявления зверства и жестокости

Подводим итоги урока Какой период времени в истории России затрагивает коллективизация? Раскройте взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя. Как в романе отразились противоречия процесса коллективизации, благие стремления и насильственные методы и средства её проведения? Какие проблемы подняты в романе? Назовите литературных героев «Поднятой целины».

Подводим итоги урока

Какой период времени в истории России затрагивает коллективизация?

Раскройте взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя.

Как в романе отразились противоречия процесса коллективизации, благие стремления и насильственные методы и средства её проведения?

Какие проблемы подняты в романе?

Назовите литературных героев «Поднятой целины».

Спасибо  за работу  на уроке

Спасибо

за работу

на уроке

Читаем роман Смотрим фильм

Читаем роман

Смотрим фильм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!