СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование среды КуМир для обучения учащихся алгоритмизации (презентация к проекту)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на тему "Использование среды КуМир для обучения учащихся алгоритмизации и программированию".

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

Метод проектов можно рассматривать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В приложению к проекту добавлены задания для исполнителя Водолей и исполнителя Кузнечик.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Использование среды КуМир для обучения учащихся алгоритмизации (презентация к проекту)»

«Использование среды КуМир для обучения учащихся алгоритмизации и программированию» Мухина Анастасия Игоревна учитель информатики и ИКТ МБОУ «Гимназия «22» г.Майкоп, 2017г.

«Использование среды КуМир для обучения учащихся алгоритмизации и программированию»

Мухина Анастасия Игоревна

учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Гимназия «22»

г.Майкоп, 2017г.

Тенденции в обучении информатике Изучение основ алгоритмизации и программирования Изучение прикладного ПО

Тенденции в обучении информатике

Изучение основ

алгоритмизации

и программирования

Изучение прикладного

ПО

Основная задача  преподавания алгоритмизации и программирования – это развитие особого стиля мышления, который просто необходим для наиболее полной реализации своих способностей и возможностей при выборе наиболее оптимального пути решения задачи.

Основная задача  преподавания алгоритмизации и программирования –

это развитие особого стиля мышления, который просто необходим для наиболее полной реализации своих способностей и возможностей при выборе наиболее оптимального пути решения задачи.

Актуальность данного проекта: мотивировать школьников к изучению информатики; воспитание алгоритмического и аналитического мышления учащихся; подготовка учащихся к более легкому вхождению в программирование в среднем учебном звене; подготовка к программированию на языках более высокого уровня и, как следствие, выйти на сдачу экзамена по выбору в форме ОГЭ или ЕГЭ.

Актуальность данного проекта:

  • мотивировать школьников к изучению информатики;
  • воспитание алгоритмического и аналитического мышления учащихся;
  • подготовка учащихся к более легкому вхождению в программирование в среднем учебном звене;
  • подготовка к программированию на языках более высокого уровня и, как следствие, выйти на сдачу экзамена по выбору в форме ОГЭ или ЕГЭ.
Цели проекта: реализация системно-деятельностного подхода в обучении, лежащего в основе ФГОС, и направленного на становление сознания учащихся и их личности в целом; возможность реализации интерактивных методов обучения в процессе взаимодействия, беседы с учащимися; организация обучения, ориентированного на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения; разработка системы дополнительных заданий для программных исполнителей Учебных Миров среды КуМир.

Цели проекта:

  • реализация системно-деятельностного подхода в обучении, лежащего в основе ФГОС, и направленного на становление сознания учащихся и их личности в целом;
  • возможность реализации интерактивных методов обучения в процессе взаимодействия, беседы с учащимися;
  • организация обучения, ориентированного на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения;
  • разработка системы дополнительных заданий для программных исполнителей Учебных Миров среды КуМир.
Задачи проекта: показать практическую значимость использования программирования для наглядного представления решения задач в различных областях жизнедеятельности человека; научить учащихся основам программирования с использованием среды программирования КуМир; научить составлению и оформлению программ в соответствии с нормативными требованиями языка программирования; развивать логическое и аналитическое мышление школьников; найти место для изучения всех исполнителей в курсе изучения информатики.

Задачи проекта:

  • показать практическую значимость использования программирования для наглядного представления решения задач в различных областях жизнедеятельности человека;
  • научить учащихся основам программирования с использованием среды программирования КуМир;
  • научить составлению и оформлению программ в соответствии с нормативными требованиями языка программирования;
  • развивать логическое и аналитическое мышление школьников;
  • найти место для изучения всех исполнителей в курсе изучения информатики.
Программирование – одна из наиболее сложных тем школьного курса информатики. Причины: недостаточный уровень сформированности у учащихся алгоритмического мышления; учащимся зачастую очень сложно перейти от известных алгоритмических конструкций к их формальному описанию на языке программирования; у большого количества учащихся часто просто отсутствует мотивация к изучению темы «Программирование»; ученику тяжело оценить результаты своей работы, проанализировать работу программы, найти ошибки, тем более что нет наглядности при выводе результатов работы программы.

Программирование – одна из наиболее сложных тем школьного курса информатики.

Причины:

  • недостаточный уровень сформированности у учащихся алгоритмического мышления;
  • учащимся зачастую очень сложно перейти от известных алгоритмических конструкций к их формальному описанию на языке программирования;
  • у большого количества учащихся часто просто отсутствует мотивация к изучению темы «Программирование»;
  • ученику тяжело оценить результаты своей работы, проанализировать работу программы, найти ошибки, тем более что нет наглядности при выводе результатов работы программы.
КуМир (Комплект Учебных МИРов)  — это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации.

КуМир (Комплект Учебных МИРов)  —

  • это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации.
Изучение информатики в нашей Гимназии начинается с начальной школы. И к 5 классу дети уже знакомы с такими понятиями как «алгоритм» и «исполнитель». И в 5 классе первые ученик встречается с основами программирования при изучении темы «Разработка плана действий и его запись» (тематическое планирование по учебнику Л.Л. Босовой).  
  • Изучение информатики в нашей Гимназии начинается с начальной школы. И к 5 классу дети уже знакомы с такими понятиями как «алгоритм» и «исполнитель».
  • И в 5 классе первые ученик встречается с основами программирования при изучении темы «Разработка плана действий и его запись» (тематическое планирование по учебнику Л.Л. Босовой).  
На этом этапе на уроках на практике я подключила исполнителя Водолей среды КуМир.

На этом этапе на уроках на практике я подключила исполнителя Водолей среды КуМир.

С помощью этого исполнителя можно решить класс задач на переливание. В учебнике автора Л.Л.Босовой имеется только одна задача. Поэтому мною были разработаны уроки, содержащие дополнительные задания.

С помощью этого исполнителя можно решить класс задач на переливание. В учебнике автора Л.Л.Босовой имеется только одна задача. Поэтому мною были разработаны уроки, содержащие дополнительные задания.

В 6 классе учащиеся изучают довольно обширный блок под названием «Алгоритмы и исполнители», в рамках которого предусмотрено знакомство и работа с какими-либо формальными исполнителями. Изучение блока начинается с алгоритмического исполнителя Кузнечик.

В 6 классе учащиеся изучают довольно обширный блок под названием «Алгоритмы и исполнители», в рамках которого предусмотрено знакомство и работа с какими-либо формальными исполнителями. Изучение блока начинается с алгоритмического исполнителя Кузнечик.

На эту тему мною также были разработаны и проведены уроки с раздаточным материалом. Различные виды заданий выполнялись с учащимися как фронтально, так и самостоятельно.

На эту тему мною также были разработаны и проведены уроки с раздаточным материалом. Различные виды заданий выполнялись с учащимися как фронтально, так и самостоятельно.

Далее по программе учащиеся изучают исполнителя Чертежник. Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости. На изучение этого исполнителя в курсе отводится достаточное количество уроков и заданий, поэтому разработка дополнительных не потребовалась.

Далее по программе учащиеся изучают исполнителя Чертежник. Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

На изучение этого исполнителя в курсе отводится достаточное количество уроков и заданий, поэтому разработка дополнительных не потребовалась.

На этом этапе важно учить программированию, а не языку. Все понятия, даваемые детям, выводятся как инструмент решения проблемы. Например, мы умеем рисовать на экране домик (у нас уже есть такая функция). Давайте нарисуем на экране 5 домиков друг за другом. Задачу, безусловно, можно решить, вызвав функцию 5 раз. Но, проверяя технологию, мы задаем вопросы: а если надо будет 10 домиков? 50? 100? Затем детям предлагается обсудить, как можно было бы решить эту проблему, и обычно они сами, с некоторой помощью преподавателя, формулируют с той или иной степенью приближения идею цикла. Лишь только затем рассказывается синтаксис оператора цикла.
  • На этом этапе важно учить программированию, а не языку. Все понятия, даваемые детям, выводятся как инструмент решения проблемы.
  • Например, мы умеем рисовать на экране домик (у нас уже есть такая функция). Давайте нарисуем на экране 5 домиков друг за другом. Задачу, безусловно, можно решить, вызвав функцию 5 раз. Но, проверяя технологию, мы задаем вопросы: а если надо будет 10 домиков? 50? 100?
  • Затем детям предлагается обсудить, как можно было бы решить эту проблему, и обычно они сами, с некоторой помощью преподавателя, формулируют с той или иной степенью приближения идею цикла. Лишь только затем рассказывается синтаксис оператора цикла.
Таким образом, уже в 6 классе появляется возможность познакомить учащихся с основами программирования на примере написания программ для исполнителей Чертежник, Водолей, Кузнечик. Очень важно именно в этом возрасте для учащегося – это возможность наглядно увидеть результаты работы программы, им написанной, увидеть, где есть ошибка, где исполнитель не может выполнить команду, т.е. есть возможность научить учащихся самостоятельно проводить тестирование и пошаговую отладку программы. При этом сама программа использует служебные слова из русского языка.
  • Таким образом, уже в 6 классе появляется возможность познакомить учащихся с основами программирования на примере написания программ для исполнителей Чертежник, Водолей, Кузнечик. Очень важно именно в этом возрасте для учащегося – это возможность наглядно увидеть результаты работы программы, им написанной, увидеть, где есть ошибка, где исполнитель не может выполнить команду, т.е. есть возможность научить учащихся самостоятельно проводить тестирование и пошаговую отладку программы. При этом сама программа использует служебные слова из русского языка.
В дальнейшем в 8-9 классе, когда изучается тема «Программирование на языке Паскаль», эти навыки очень востребованы, т.к. учащимся гораздо легче освоить конструкции формального языка, опираясь на навыки, приобретенные при работе с графическими исполнителями.
  • В дальнейшем в 8-9 классе, когда изучается тема «Программирование на языке Паскаль», эти навыки очень востребованы, т.к. учащимся гораздо легче освоить конструкции формального языка, опираясь на навыки, приобретенные при работе с графическими исполнителями.
Использование данного проекта на текущем этапе дало хорошие результаты: учащиеся быстро входят в среду; легко запоминают систему команд исполнителя; с интересом выполняют любые задания как в процессе индивидуальной работы, так и групповой; визуализация работы программы на графическом экране упрощает понимание и освоение управляющих конструкций языка для учащихся с любым стилем мышления; структурная организация данной среды максимально приближена к среде Паскаль и переход от одной к другой в дальнейшем осуществится легко и безболезненно.

Использование данного проекта на текущем этапе дало хорошие результаты:

  • учащиеся быстро входят в среду;
  • легко запоминают систему команд исполнителя;
  • с интересом выполняют любые задания как в процессе индивидуальной работы, так и групповой;
  • визуализация работы программы на графическом экране упрощает понимание и освоение управляющих конструкций языка для учащихся с любым стилем мышления;
  • структурная организация данной среды максимально приближена к среде Паскаль и переход от одной к другой в дальнейшем осуществится легко и безболезненно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!